Глава I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАБЛИК
РИЛЕЙШНЗ
Связи с общественностью
- явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие
в отдельных организациях и учреждениях, или самостоятельные консультативные
фирмы паблик рилейшнз, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики,
и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчеркивают, что она является
наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении.
Третье издание международного Вебстерского толкового словаря определяет
паблик рилейшнз как "науку и искусство налаживания взаимного понимания
и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью".
Несколько иной акцент определение паблик рилейшнз имеет у тех авторов,
которые стремятся подчеркнуть особенности задач и уровень ответственности,
возлагаемый на эту систему. В итоге предлагается ряд операциональных определений
того, что составляет ее содержание и функциональную нагрузку. Одной из
подобных попыток можно считать определение, предложенное бюллетенем "Паблик
рилейшнз ньюз", и получившее широкое одобрение специалистов: "Паблик
рилейшнз - это функция управления, призванная оценивать отношение публики,
идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно
общественных интересов и выполнять программу деятельности, направленную
на достижение понимания и восприятия ее массами" (то есть тут подчеркивается
деятельностный подход.-В.К.)
Стремление определить сущность паблик рилейшнз, перечисляя свойственные
этой системе функции, довольно широко распространено среди теоретиков
и практиков. Известный американский исследователь Рекс Ф.Харлоу попытался
обобщить более пятисот дефиниций, накопившихся в специальной литературе
с начала XX века, и на основании этого предложил свое собственное определение,
охватывающее концептуальные и операциональные аспекты связей с общественностью:
"Паблик рилейшнз - это особая функция управления, призванная устанавливать
и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество
между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения
проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного
мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность
руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству
эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать
системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции
развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы,
основанные на этических нормах общения" (Harlow Rex F. Building a
Public Relations Definition // Public Relations Review. - 1976, Winter.
- Vol. 2, № 4. - P. 36).
Общество паблик рилейшнз Америки в 1982 году утвердило еще более пространное
"Официальное заявление по поводу паблик рилейшнз", рекомендованное
как нормативное определение предмета паблик рилейшнз. В дополнение к перечисленным
концептуальным принципам деятельности в этом документе сделана попытка
определить составные части профессии, результаты усилий и требования к
знаниям специалистов по паблик рилейшнз. Приводим его полностью: "Способствуя
достижению взаимопонимания между отдельными группами и организациями,
паблик рилейшнз помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать
решения и поступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и общественной
деятельности.
Паблик рилейшнз служат многим социальным институтам: предприятиям, профсоюзам,
государственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондам, больницам,
образовательным и религиозным организациям. Для достижения своей цели
эти институты должны налаживать прочные связи с различными аудиториями
и социальными группами: рабочими, членами различных объединений, потребителями,
местными общинами, акционерами и др., а также с обществом в целом.
Достижение целей организации требует от руководства понимания сути отношений
и ценностей людей, с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней
средой. Специалист по паблик рилейшнз выступает в роли советника руководителя
и, будучи посредником, помогает переводить его собственные цели и намерения
на понятный, приемлемый для общественности язык политики. Как функция
управления паблик рилейшнз охватывают:
* предвидение, анализ и интерпретацию общественного мнения, отношений
и спорных вопросов, способных положительно или отрицательно повлиять на
деятельность и планы организации;
* консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия
решений, определения направления действий и коммуникации с обязательным
учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и
гражданской ответственности организации в целом;
* постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации
для обеспечения понимания целей организации информированной публикой,
что является важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы
маркетинга, финансирования, сбора средств, отношений со служащими, правительственными
учреждениями и т.д.;
* планирование и реализацию усилий организации, направленных на совершенствование
социальной политики;
* определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовку
кадров, изыскание средств, другими словами, управление ресурсами для выполнения
всего вышеизложенного.
Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью необходимы
знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии,
политологии, экономике, основам менеджмента и этики. Нужны также технические
знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем,
связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы,
публикации материалов, создания кинолент (видеоклипов), организации специальных
событий, подготовки докладов и презентаций.
Помогая определять политику и внедрять ее в жизнь, специалист по паблик
рилейшнз использует разнообразный опыт профессиональных коммуникаций,
выполняя интегрирующую роль как внутри организации, так и между организацией
и внешней средой".
Проанализировав эволюцию концепции паблик рилейшнз, а также многочисленные
дефиниции содержания практической деятельности этой системы, авторы последнего
издания монографии "Эффективные паблик рилейшнз" С.Катлип, А.Сентер
и Г.Брум предложили следующее определение: "Паблик рилейшнз - это
функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных
связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех
или неудача" (Cutlip S.M., Center A.H., Broom G.M. Effective Public
Relations: 7th Edition. - N.J.: Englewood Cliffs, 1994.-P. 6).
Итак, существует множество определений паблик рилейшнз. В основном они
сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов
в области связей с общественностью: сбыте продукции; формировании желательного
для корпорации, отдельного учреждения или политического деятеля общественного
мнения; создании имиджа кандидата на выборную должность и пр. И этому
не стоит удивляться, поскольку на практике паблик рилейшнз поистине всеобъемлющи,
они могут выражаться и в виде лоббизма, и в "целовании бэби",
и в ежегодном отчете корпорации о своей деятельности, и в отчете правительства
об определенных направлениях политики и во многом другом.
Однако все направления деятельности объединяет нечто общее, с чем имеют
дело специалисты по паблик рилейшнз - так называемые "пиэрмены"
(от англ, "public relations men"). Мы уже успели заметить, что
в большинстве случаев пиэрмен так или иначе занимается информационной
работой. А создание информации тесно связано с понятием управления. Отсюда
можно сделать вывод, что как одна из его функций паблик рилейшнз - это
специальная система управления информацией (в том числе социальной), если
под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации
заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной
продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого
общественного мнения. Сразу же подчеркнем: создание информации не следует
понимать в узком, сугубо журналистском смысле - как подготовку корреспонденции.
|