Лекция 7. Экономическая роль и функции современного
государства
3. Предпринимательская деятельность государства
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть
эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные
экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место
занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет
и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и
другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие
предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых
странах приходится 20-25 процентов национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная
предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение
государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,
принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового
национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности
давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского
и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию
атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению
космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 проц.
вместо 5-10 проц. в начале века. Государственные инвестиции в экономику,
в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии
и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего
объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся
фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению частного сектора
в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя,
что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на
товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США
к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд.
долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых
учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение
к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые
перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным
слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному
страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов,
наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную
политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают
требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования
и подготовку высококвалифицированных кадров.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных
предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется
в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности
реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,
топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное
прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь,
культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия,
корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно
государства.
|