Лекция 5. Экономическая теория товара и денег
2. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Основные
направления критики трудовой теории стоимости
Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется
общественно необходимый уровень затрат труда.
Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель,
приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты
труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом
субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим
вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся
самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате
того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а
потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая
цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами
"какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом,
который получает (или ожидает получить) зритель. Чем определяется стоимость
картины Репина, Саврасова, Левитана? Конечно не какими-то общественно-необходимыми
затратами времени. Однако приземлимся. Если пекарь при продаже своих булочек
не вернет затраченный капитал и не получит определенный доход, оправдывающий
его усилия, то покупатель, высоко или низко оценивающий полезные свойства
булочек, окажется без булочек. Кто может оценить муки творчества? Что
полезнее - обильный ужин в ресторане или настоящая музыка? В рамках здравого
смысла ответить на этот вопрос невозможно.
В реальных ситуациях всегда приходится выбирать: или то или это. Субъективная
оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного
блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения
потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной
полезности падает. К закону убывающей полезности мы вернемся в последующих
лекциях. Сейчас для нас важно уяснить одно: чем пекарь руководствуется
при выпечке своих булочек? Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю
(покупателю) другое. Производителем движет "невидимая рука"
А. Смита: включаясь в общественное производство он преследует только свою
личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию
его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара).
Медаль имеет две стороны: лицевую и оборотную, Ценность блага также двойственна:
производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным
живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности.
Два начала ценности блага не противостоят друг другу. Это также медаль.
|