Библиотека Воеводина _ "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов - электронная книга для студента



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

Настоящий раздел начнем с очень краткого знакомства с новой составной частью национального хозяйства.

Микроэкономика (гр. mikros - малый) - это совокупность исходных экономических единиц - домашних хозяйств и срав­нительно небольших предприятий.

В мировой статистике домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно прожи­вающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.

В функции домашнего хозяйства входит: 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка пред­метов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ);3) воспитание подрастающего поколения и 4) “внешние” экономические связи (уплата налогов государству, получение транс­фертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознако­мимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство.

Другой исходной единицей микроэкономики является пред­приятие - хозяйственная организация, занимающаяся изготов­лением и сбытом благ и услуг. Такие организации, как известно, могут быть в собственности физических (очень небольшие пред­приятия) и юридических лиц (фирмы). Далее рассмотрим де­ятельность фирм, большинство из которых создает новую сто­имость, а затем распределяет ее. В связи с этим вторая часть лекционного курса включает в себя два подраздела: а) произ­водство и обращение новой стоимости и б) распределение до­ходов.

 

А. ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ

ТЕМА 8 КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ 
§ 1. ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
§ 2. ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
§ 3. ТЕОРИИ НОВОЙ СТОИМОСТИ

§ 1. ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Кто такой предприниматель

 О современной фирме можно судить по ее предпринимателю. Предприниматель - это инициативный человек, который берет на себя ответ­ственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, надо рассмотреть все виды пред­принимательства.          

Предпринимательство можно классифицировать по двум ос­нованиям; по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).

Коллективное предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работ­ников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим);

крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.

2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не свя­занное с продажей продукции ради обогащения. Такая благот­ворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпо­раций.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:

непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;

торговый бизнес - на предприятиях торговли;

бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юри­дическая контора;

производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйст­венной системе. Оно может быть и на государственном пред­приятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы огра­ничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека ну­жен кислород, так для бизнесмена важна свобода его хозяйст­венной деятельности. Это возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты на­логов, и решать иные производственные вопросы.

В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно рас­ширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 60-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза.

Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел со­четается с повышением значения функций, выполняемых ор­ганизаторами бизнеса.

 

Функции предпринимателя

 

В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.

Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйст­венной деятельности необходимы материальные факторы (сред­ства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция - организаторская. Ее существо: обес­печить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функ­ция предпринимателей - творческая, связанная с организаци­онно-хозяйственным новаторством.

Роль инновационной (лат. novatio - обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического про­гресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, за­нятый внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развива­ется сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.

В ведущих западных странах заблаговременно определены перспективные направления инновационного предприниматель­ства на XXI столетие:

а) использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония);

б) прогресс промышленных технологий, которые обеспечи­вают успех во всех областях науки и техники (Германия, Ве­ликобритания, Франция);

в) наращивание интеллектуального уровня работников, их об­разования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США).

Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя пе­реместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характе­ристике.

Фирма “Мак-Бер энд Компани” (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнес­мена:

поиск возможностей и инициативность (готов к неоднок­ратным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть пре­пятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного ри­ска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контро­лировать результаты);

ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения ра­боты, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);

стремление быть информированным (лично собирает сведе­ния о клиентах, поставщиках, конкурентах);

систематическое планирование и наблюдение (планирует, сле­дит за хозяйственными показателями и использует их для при­нятия решений);

способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;

независимость и уверенность в себе (стремится к независи­мости от правил и контроля других людей, верит в свою спо­собность выполнять трудные задачи).

Выводы “Мак-Бер энд Компани” могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.

 

Предпринимательство в информационном деле

 

В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост чис­ленности населения на планете.

В связи с этим процессом перед всеми фирмами возникла сложная проблема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.

Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting - консульти­рование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по определенному кругу воп­росов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые служ­бы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информа­ционной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.

Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations - отношения с общественностью). Предприятия доби­ваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.

В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах про­изводства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.

 

Кто и как управляет фирмой

 

 Прежде всего разберемся в том, почему на предприятии необходимо такое организационно-экономическое отношение, каким является внутри­фирменное управление.

Всякое более или менее крупное предприятие соединяет всех работников общей организационной связью - кооперацией тру­да. Под кооперацией (лат. cooperatio - сотрудничество) труда подразумевается такая форма организации деятельности, при которой большое число людей совместно участвуют в едином процессе созидания. Между тем никакое трудовое сотрудничество невозможно без управления. Возьмем для примера крупный ры­боловецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать и до­биваться намеченных результатов, если кто-то не будет обеспе­чивать целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Требуется устанавливать порядок в труде, контроли­ровать определенный режим деятельности всего коллектива ра­ботников.

Стало быть, управление хозяйством представляет собой це­ленаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс кол­лективного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия в целях достижения заранее намеченных резуль­татов.

Управленческий труд охватывает два основных вида деятель­ности: непосредственное управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производ­ственных участков, диспетчеры и др. Они призваны принимать оптимальные (наилучшие) с точки зрения поставленной цели решения и организовывать их выполнение. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.

Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой ин­формацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения.

В XVIII-XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне из­менилось в XX столетии, когда основной стала акционерная фор­ма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на де­ятельность гигантского акционерного общества, стала не от­дельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (англ. menege - управлять) - научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для уп­равленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент. Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффектив­ности и увеличения прибыли. Возникла такая междисципли­нарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руко­водящей деятельности, управленческого искусства.

Какими навыками и способностями должен обладать менед­жер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индиви­дуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая спо­собность влиять на окружающих; 8) знание современных управ­ленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обу­чать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упо­рядоченность, согласованность и урегулированность, которые со­ответствуют природе современного индустриального и постин­дустриального производства.

Одним из проявлений научного характера деятельности ме­неджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового пред­приятия, когда составляется бизнес-план.

При разработке бизнес-плана тщательно выполняются сле­дующие задачи:

а) оценивается будущее положение на рынке - возможность успешно сбывать новую продукцию;

б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

в) предусматриваются источники денежных средств (собст­венные и заемные - у банка);

г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специ­алистов банковское учреждение тщательно разбирается с биз­нес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть ры­ночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.

 

§ 2. ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Внешней средой деятельности фирмы служит развитая ры­ночная система. Это накладывает свой отпечаток на всю орга­низацию экономической деятельности любого бизнесмена.

 

Формула бизнеса: варианты ее осуществления

 

 Сущность всякого бизнеса наглядно представлена в его формуле

 

Д – Т – Д’

 

где Д - первоначально авансированные (выдан­ные в счет предстоящих платежей) денежные средства;

Т - приобретенные товары;

Д' - возросшая сумма денег,

Д' = Д + Dд,

где Dд - прирост денег (прибыль).

Отсюда ясно, как действует предприниматель. С самого на­чала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обра­щение с целью наживы. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имею­щиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост денег по сравнению в первоначально затраченной суммой составляет его доход (прибыль).

Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяс­нить: откуда появляются Dд - новые деньги?

Хозяйственная практика свидетельствует, что формула биз­неса является общей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?

Первый вариант предпринимательства - спекулятивный биз­нес. Он означает скупку товаров по низкой цене и их перепродажу по повышенной цене. Прибыль от спекуляции (Пc) представляет собой разницу между продажной ценой товара (Ц2), по которой спекулянт сбывает вещь, и закупочной ценой (Ц1), по которой предприниматель приобретает ее: Пс = Ц2 - Ц1

В рыночной экономике спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на какое-то время. Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические ус­ловия для спекуляции.

Второй вариант - криминальный бизнес. Такой, образно го­воря, “черный” способ обогащения на рынке основан на мо­шенничестве (обмане или злоупотреблении доверием), незакон­ном использовании товарного знака, сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, и т. п. Речь идет, например, о про­даже фальсифицированных алкогольных напитков и недобро­качественных товаров, о незаконном предпринимательстве (без регистрации либо без лицензии - специального разрешения). Преступный бизнес может давать, как правило, кратковременную выгоду. Но он оборачивается большими потерями для крими­нальных элементов после того, как их разоблачат и осудят.

Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нор­мы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах “честного бизнеса”. Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чи­новникам); б) строить экономические связи на доверии к парт­неру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателя­ми-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров и иных обязательств.

Теперь давайте выясним небезынтересный вопрос: какую об­щую черту имеет прибыль, получаемая как от спекулятивного бизнеса, так и от криминальной торговли?

Прежде всего вполне очевидно, что спекулятивная прибыль, по существу, есть вычет из доходов покупателей, которые тратят большую сумму денег по сравнению с подлинной ценой товара. Криминальная прибыль подобна спекулятивному доходу Если даже покупатель приобретает, скажем, фальсифицированные то­вары по сниженной цене, то такая цена не соответствует качеству вещи, которая достается преступнику зачастую почти задаром.

Стало быть, и спекулянты, и преступники используют рынок как канал перераспределения богатства населения в свою пользу Более того, получаемая ими прибыль не связана непосредственно с созданием новой товарной стоимости в масштабе всего общества.

В таком случае возникает, пожалуй, не менее любопытный вопрос: имеется ли такой вариант бизнеса, который прямо связан

с созданием новой стоимости, получаемой без спекулятивного вздувания цен?

Многовековая хозяйственная практика давно доказала, что по-настоящему нормальным является производственный бизнес, который можно было бы назвать “белым”. Давайте подробнее познакомимся с ним.

 

Процесс производства новой стоимости

 

Формула “белого” бизнеса  существенно отличается от его общей формулы:

 

 

Д – Т         …. – П…– Т’ – Д’,

 

 

где  Т          - товары – рабочая сила (РС), приобретенная на рынке труда;;

СП - средства производства;

П - процесс создания новых товаров;

Т' - произведенные фирмой товары с возросшей стоимостью.

Отсюда видно, что для начала бизнеса надо иметь капитал - деньги (Д), которые пускают в дело. На них приобретают средства производства (СП) и рабочую силу (PC). После этого обращение товаров и денег прерывается и начинается процесс производства (П), в ходе которого создается новая стоимость. Вновь изго­товленные полезные вещи обладают возросшей стоимостью (Т'). После продажи на рынке товаров по их стоимости предприни­матель получает сумму денег (Д'), которая превышает первона­чальную величину капитала. Если из этой возросшей денежной суммы, полученной за все реализованные изделия, вычесть аван­сированную величину (Д), то бизнесмен получает валовую (об­щую) прибыль.

Зная, как внешне выглядит последовательное движение денег, затраченных на производство, мы приступаем к более углуб­ленному его анализу. В первую очередь важно понять существо “белого” бизнеса: какие экономические условия необходимы для его реализации?

Для всякой фирмы, создающей товары, нужны факторы про­изводства. Бизнес основывается на непременном юридическом условии: собственники всех факторов должны гарантированно (согласно правовым договорам) получать свою долю от общего дохода предприятия.

Так, для бизнеса часто требуется дополнительный капитал - деньги, расходуемые на покупку средств производства и рабочей силы. При отсутствии собственных денежных средств предпри­ниматель вынужден брать в долг чужие деньги. Плата за их использование называется процентом, и ее получает тот, кто предоставил капитал в ссуду

Для создания полезных благ необходим труд - физические и умственные усилия людей. Нанятые предпринимателем ра­ботники получают в соответствии с трудовым контрактом (со­глашением) вознаграждение за свой труд - заработную плату.

Для изготовления новых благ требуются природные ресурсы (минералы, лес, другие естественные богатства, которые, ради краткости, можно именовать “земля”). За пользование чужой землей устанавливается цена, называемая рентой. Рента образует доход собственника земли.

Наконец, если новые идеи, осуществляемые с известным риском, и усилия предпринимателя по организации и управлению фирмой увенчаются успехом, то наградой ему служит соответ­ствующая доля прибыли - предпринимательский доход (в про­тивном случае его удел - убытки).

По всей видимости, предварительные экономические и пра­вовые условия бизнеса предопределяют его конечный результат. При нормальных условиях общий доход фирмы должен включать процент, заработную плату, ренту и прибыль, остающуюся на фирме.

Теперь нам предстоит выяснить, как на практике возникает новая стоимость, являющаяся источником доходов все прямых и косвенных участников производства.

Возьмем для наглядного примера ткацкую фабрику. Допустим (цифры условные), за год предприятие закупило и израсходовало средств производства на сумму 625 тыс. марок. Сюда вошли затраты на здания (их стоимость за год израсходована частично), технические средства - машины, оборудование (их стоимость тоже частично сношена за год), сырье, материалы, топливо, энергию. Все эти вещи созданы на других предприятиях (стро­ительных, машиностроительных, добывающих сырье и энерго­носители). Они поступили со стороны (от других фирм) и воп­лощают так называемую старую стоимость, образовавшуюся до начала производства на данной ткацкой фабрике.

Затем на фабрике из пряди работники делают ткань. Они создают новую стоимость. В нашей стране и на Западе ее называют добавленная стоимость. Так, в российском законодательстве до­бавленной стоимостью названа разница между стоимостью ре­ализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения.

Продолжая наш пример, предположим, что добавленная (но­вая) стоимость составила 1375 тыс. марок. В итоге весь валовой доход предприятия (денежная выручка от продажи всех тканей) равен: 625 тыс. + 1375 тыс. == 2 млн марок.

Значит, результаты “белого” бизнеса в их общем виде можно представить так. Стоимость готовых изделий (Ст) включает: сто­имость средств производства (старую стоимость - СП) и до­бавленную (новую) стоимость (Сд):

Ст = СП + Сд.

В свою очередь, добавленная (новая) стоимость распадается на две части: заработную плату работников (Зп) и валовую при­быль (Пв):

Сд = Зп + Пв

Наконец, валовая прибыль прежде всего распадается на доходы разных собственников: а) процент (Пц); б) ренту (Рз) и в) чистую прибыль (Пц), которая достается фирме:

Пв = Пц + Рз + Пч

Таким образом, мы приходим к общему заключению, что новая стоимость является источником доходов собственников всех факторов производства. Ее структура представлена в формуле

Сд = Зп + Пц + Рз + Пч.

Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, добавленная стоимость - “стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость из­делий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства, равна выручке, которая включает в себя эк­вивалент заработной платы, арендной платы, процента и при­были”1.

1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. 2. С. 3,86.

 

В том, что агенты производства получают регулярный доход по итогам деятельности производственного бизнеса, заключена их материальная заинтересованность в постоянном возобновле­нии и расширении производства новой стоимости.

 

Способы увеличения новой стоимости

 

Здесь мы попытаемся проникнуть в сокровенные тайны возрастания капитала за счет увеличения новой стоимости. На практике эти тайны прикрываются покровом мер по охране коммерческой безопасности фирмы. Между тем знание сущности производст­венного бизнеса позволяет установить следующие пути и средства умножения прироста капитальной стоимости.

1. Увеличивается численность работников. Поскольку каждый из них создает новую стоимость, то вполне очевидно следующее. По мере наращивания численности персонала предприятия, не­посредственно или в иной форме расширяющего производство новой продукции, возрастает добавленная стоимость.

2. Удлиняется время труда работников. Как известно, на на­чальной фазе капитализма рабочий день на фабриках составлял 12-16 часов. Однако с 20-х годов XX в. в западных странах дли­тельность рабочей недели была законодательно сокращена до 40-45 часов. Между тем на многих предприятиях предприни­матели часто привлекают работников к сверхурочным работам. Это выгоднее, чем нанимать новых рабочих, на которых из прибыли идут дополнительные страховые взносы и расходы на обучение профессии.

3. Повышается интенсивность труда (возрастают затраты ра­бочей силы в единицу времени). Из-за законодательного огра­ничения времени работы на предприятиях стали шире применять повышенные нормы выработки (они легче достигаются с уско­рением работы конвейера). При этом заработная плата не всегда возрастает с учетом усилившейся интенсивности труда.

4. Возрастает производительность труда. Величина произво­дительности труда подсчитывается путем деления объема со­зданной продукции на численность работников. Этот показатель возрастает (а стало быть, добавленная стоимость увеличивается), если то же самое число работников выпускает больше продукции благодаря внедрению новой техники и технологии, повышению квалификации людей.

В условиях постиндустриальной экономики подъем произ­водительности труда происходит в результате усиливающейся тенденции к гуманизации производства. Эта тенденция означает на деле: постоянно улучшать условия и безопасность работников, укреплять их здоровье, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе и делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности. Без создания подлинно человеческих условий на предприятиях практически невозможно внедрять электронную технологию, обеспечивать возросший уровень выработки новейшего оборудования, тре­бующего высокой культуры обслуживания, и добиваться ста­бильно высокого качества продукции. Теперь нельзя принимать решения о развитии производства, не обеспечивая приоритета интересов человека труда.

В целях гуманизации производства, в частности, внедряются достижения эргономики - научной дисциплины, которая лучше приспосабливает производственные условия (температуру, осве­щение, вентиляцию и др.) к особенностям и возможностям че­ловеческого организма. Так, эргономика облегчает монотонную деятельность (особенно на сборочно-конвейерных работах с уп­рощенными и примитивными операциями), которые, например, в США, Германии и Франции иногда доходят до 50-60% всех технологических приемов. Для того чтобы предотвращать преж­девременную усталость и износ организма, вводится ротация (периодическая смена) рабочих постов, укрупняются и услож­няются отдельные операции. И наоборот, длительные и утом­ляющие виды работ разбиваются на ряд коротких и простых. Как показывает опыт, в результате внедрения достижений эр­гономики выработка рабочих возрастает не менее чем на 8-10%.

Все рассмотренные способы увеличения новой стоимости характеризуют особенности “белого” бизнеса, который, избегая превратности спекулятивной наживы, способен обеспечить по­стоянно возрастающий доход всем участникам экономической деятельности. Благодаря производственному бизнесу националь­ная экономика приобретает черты нормальной экономической системы, служащей лучшему удовлетворению человеческих по­требностей.

Все изложенное, по-видимому, ясно. Однако за пределами нашего внимания остался самый трудный для понимания вопрос: какова экономическая природа новой стоимости и в особенности прибыли, достающейся владельцам вещественных факторов про­изводства?

 

§ 3. ТЕОРИИ НОВОЙ СТОИМОСТИ

 

В экономической науке нет однозначного ответа на вопрос о природе новой стоимости. Здесь сложились две прямо про­тивоположные теории, в которых предприняты попытки обнаружить закономерные процессы образования и распределения вновь создаваемой стоимости. Давайте ознакомимся с ними.

 

Теория прибавочной стоимости

 

Классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо выдвинули теорию при­бавочной стоимости, которую наиболее полно развил К. Маркс в “Капитале”. Существо этой теории можно представить в следующих положениях.

Первое положение. Новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее созда­телям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А. Смит в труде “Ис­следование о природе и причинах богатства народов” утверждал:

“Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости мате­риалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы”1.

1 Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. С. 199.

 

Второе положение. Рабочий день наемного труженика делится на две части. Сначала он затрачивает необходимый труд, идущий на содержание его самого и семьи: создает эквивалент его за­работной платы. Потом он расходует прибавочный труд, во время которого производит прибавочную стоимость.

Третье положение. Деление новой стоимости на две известные доли вызывает противоположность экономических интересов на­емных работников и бизнесменов, ибо увеличение доходов одних происходит за счет уменьшения заработков других.

Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому вели­чины заработной платы и прибыли находятся в обратной про­порциональной зависимости. Он пришел к заключению: “Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы - вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли, ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата”2.

2 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложе­ния. Соч. Т. 1. М., 1955. С. 46.

 

Теория прибавочной стоимости не противоречит очевидному факту: новая добавленная стоимость делится на две части - заработную плату работников и валовую прибыль (прибавочную стоимость). Но эта теория не соответствует, скажем, сейчас многим условиям постиндустриальной экономики. Так, валовая при­быль на акционерных предприятиях достается не какому-то од­ному частному собственнику, а всем акционерам, в том числе работникам, имеющим акции. С возникновением государствен­ного сектора экономики значительная доля прибыли предприятий стала изыматься в виде государственных налогов. Последние идут на удовлетворение разнообразных совместных общественных потребностей (бесплатное среднее образование, развитие науки, социальные нужды и т. п.).

В высокоразвитых индустриальных странах возникла устой­чивая тенденция к повышению жизненного уровня основной массы населения. Это устранило былое острое противоречие между богатством немногих и бедностью большинства людей.

Теперь перейдем к анализу и оценке альтернативной кон­цепции.

 

Теория предельной производительности

 

Такую концепцию впервые основал французский экономист Жан Батист Сей (1767- 1832). Он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938). На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала. Дан­ное учение можно кратко изложить в ряде положений.

Первое положение. Новую стоимость создают все факторы производства: труд, капитал и земля. Каждому из них закономерно достается доля общего богатства. В труде “Распределение бо­гатства” Дж. Б. Кларк писал: “Цель этой работы - показать, что распределение общественного дохода регулируется обществен­ным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, ко­торую этот фактор создает”1.

1Кларк Дж. Б. Распределение богатства/Пер, с англ. М., 1992. С. 17.

 

Второе положение. Согласно концепции предельной произ­водительности каждый из трех факторов в процессе создания стоимости (соответствующего фактору дохода) имеет определен­ные границы своего производительного эффекта.

Дж. Б. Кларк разъяснял, что участие труда, капитала и земли в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью - величиной создаваемого каждым фак­тором предельного продукта. Под таким продуктом понимается конечный прирост изделий, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу (например, при наборе дополнительного числа рабочих на 1000 человек) и при неизменной величине других (допустим, стоимость применяемого капитала - 100 млн долл. - остается прежней). Если одну и ту же величину капитала будет применять все возрастающее число рабочих - вплоть до последней их единицы (при исчерпании трудовых ресурсов), то, само собой разумеется, происходит сни­жение прироста продукции в расчете на одного работника. В итоге все занятые в таком производстве будут иметь выработку, равную производительности последней единицы труда. Цена это­го фактора, которую субъективно определяет предприниматель, снизится для всех работников,

Третье положение. Образование новой стоимости (и соот­ветствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей производительности после­довательных затрат. Если согласно закону будет последовательно увеличиваться, например, число рабочих, обслуживающих данное неизменное количество машин, то объем производства будет увеличиваться все медленнее, по мере того как больше рабочих будет привлекаться к производству. Тогда при достижении пре­дельной величины выработки рабочие не будут приносить до­полнительного дохода. Их доля в общей стоимости общественного продукта равна численности рабочих, умноженной на величину их предельной производительности.

Данная теория достаточно верно указывает на участие всех трех факторов производства в создании готовых продуктов. Она позволяет правильно описать количественную зависимость между общей величиной выпуска изделий в их натуральном выражении и силой действия отдельных факторов (эта зависимость в виде производственной функции будет рассмотрена в следующей те­ме). Но концепция предельной производительности факторов вызывает сомнение прежде всего в том, что вещественные условия производства якобы наряду с трудом создают новую стоимость, а тем самым непосредственно формируют доходы собственников, скажем, земли. Эта концепция разработана для случая приос­тановки технического прогресса, когда действительно эффек­тивность всех факторов снижается по мере расширения производства. Но такая ситуация совсем не характерна для развитого товарного хозяйства и бизнеса, особенно в XX столетии. Согласно новоклассической теории закон убывающей производительности осуществляется лишь в условиях совершенной конкуренции - в своеобразном “мире без трений”. Однако мы знаем, что со­вершенной конкуренции нигде нет.

Подводя итоги сравнительного анализа двух теорий новой стоимости, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, рассмотренные нами концепции являются гипо­тезами, которые внесли определенный вклад в понимание разных срезов экономики бизнеса:

теория прибавочной стоимости проанализировала область от­ношений между наемными работниками и предпринимателями, которые связаны с производством и распределением новой стои­мости;                 

теория трех факторов и их предельной производительности описала экономические связи, касающиеся создания новых благ.

Во-вторых, обе теории отразили исторически ограниченное пространство действия открытых ими тенденций и закономер­ностей. Они не соответствуют качественно новым экономическим условиям, характерным для постиндустриального и посткапита­листического общества.

В-третьих, концепция прибавочной стоимости анализирует преимущественно эндогенную (внутреннюю)- подсистему бизне­са, в силе чего она содержит материал, не поддающийся строгой математической обработке. В отличие от этого концепция пре­дельной производительности изучает в большей мере экзогенную (внешнюю) подсистему бизнеса, что позволяет широко приме­нить математику для выявления закономерностей функциони­рования данной подсистемы.

Таким образом, мы закончили изучение бизнеса преимуще­ственно в его статике. Но бизнес - такое явление, которое не может пребывать в состоянии покоя. Как он непрерывно движется - это мы узнаем в очередной теме.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.

Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем / Пер. с чешек. Минск; М., 1991.

Грейсон Дж., 0'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

ГэлбрэйтДж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1976. Гл. VIII, XXVII.

ДиксонД.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес. М., 1992. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

Маркс К. Капитал. T.I. Гл.4, 5//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. г англ. М., 1992.

Милль Д. С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 1. Гл. IV, V.

Самуэльсон П. П., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Гл. 6. Сей Ж. Б. Катехизис политической экономии / Пер. с фр. СПб., 1833. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. II. Гл. III. // Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993.

Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994. Гл. 15.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1994. Гл. 7.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Пер. с англ. М., 1989.

Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести соб­ственное дело и добиться успеха / Пер с англ. М., 1991. Вып. 1. 1992. Вып. 2. 1993. Вып. 4, 5.

Хойзер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1991.

Ликокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М., 1991.

<< ТЕМА 7 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
ТЕМА 9 ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ >>