|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
||
Пропедевтика (от греч. propaideuo
- обучаю предварительно) - введение в науку. В этом разделе состоится
наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же
рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собственность, типы
организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль
государства. ТЕМА
2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ § 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Лабиринт
экономической мысли При последовательном знакомстве
с трудами видных экономистов прошлого и настоящего читатель может почувствовать,
что он движется словно в каком-то запутанном лабиринте. И это отнюдь не случайно. Во все времена люди сталкиваются
с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Уже однажды решенные
вопросы вновь и вновь пересматриваются, и в научных спорах продолжается
нескончаемый поиск истины. Почему же разные школы ученых неодинаково объясняют
одно и то же? Вот несколько причин такого расхождения во взглядах. Первая причина. Экономика с течением времени
существенно меняется. Видимо, прав был древнегреческий философ Гераклит,
говоря, что “на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды
текут...”. Не стоит удивляться, что во всякую последующую эпоху ученые
застают качественно иные хозяйственные отношения
и, естественно, по-новому воспринимают их. Вторая причина. Разноголосица по одному и
тому же вопросу объясняется неполным, неправильным отражением в теории
экономических систем, которые являются симметриями особого рода. Симметрия первого рода образуется в природе. В ней
части целого соразмерно, полностью соответствуют друг другу относительно
средней линии, центра. Так, в живой природе одноименная часть тела
или органов является как бы зеркальным отражением другой и повторяет
ее (примерами могут служить бабочки, внешняя форма тела человека). Симметрия второго рода часто встречается в хозяйственной
жизни. Обычно экономическое отношение представляет собой единство двух
субъектов: а) продавец - товар - деньги - покупатель; б) кредитор - ссуда - ссуда вместе с процентом - должник; в) землевладелец - земля - плата за пользование землей
- арендатор (временный пользователь земли) и т. п. Однако каждая из взаимодействующих сторон отношения
часто является противоположностью
по сравнению с другой стороной. Вряд ли нужно доказывать, что по хозяйственному положению
и интересам в экономической симметрии находятся такие несхожие между
собой лица, как продавец и покупатель, банкир и должник, землевладелец
и арендатор. Не случайно в экономической теории возникают несимметричные
взгляды. Здесь несимметричная концепция (система взглядов), как правило,
отражает лишь одну из противоположных частей двухстороннего отношения.
В силу этого она не может полностью и правильно охарактеризовать
в целом изучаемую экономическую
систему. Третья причина. На известный период главенствующее
положение в науке занимает какая-то несимметричная теория, претендующая
на полную истинность. Но из-за своей половинчатости ее положение неустойчиво.
Поэтому не случайно со временем происходит
переворот в устоявшихся воззрениях - своего рода революция, которая
приводит к господству противоположной точке зрения. В истории экономических
учений отмечают, например, коренной пересмотр существа стоимости товара
(на смену трудовой теории стоимости пришла теория предельной полезности,
о чем говорится в теме 4). Четвертая причина. Представители несимметричных
взглядов всегда ведут между собой непримиримую борьбу за преобладающее
положение в науке. Однако взаимная критика приносит неожиданный для
всех результат: выявляются не только сильные, но и слабые стороны противников.
Так, появляется возможность преодолеть взаимную ограниченность взглядов
и соединить противоположности в свойственное им единство. В итоге рождается
новая теоретическая платформа, на которой объединяются достижения каждого
из воззрений. Таким способом в теории
преодолевается несимметричность и утверждается полная истина об
экономических системах, что придает обобщающему учению силу и устойчивый
характер. Например, во второй половине XIX в. начался ожесточенный
спор между сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной
полезности во вопросу: от чего зависит рыночная цена - от предложения
товаров со стороны продавцов или же от спроса покупателей? Английский
экономист Альфред Маршалл конкретно показал, что рыночная цена одновременно
испытывает воздействие и предложения и спроса. В связи с этим профессор
Лондонского университета Маркс Блауг указал на значение преодоления
несимметричности концепций предложения и спроса: “Маршалл осуществил
примирение между теорией предельной полезности и классической политической
экономией, и демонстрация того, что новые идеи могут быть приспособлены
к более широкому контексту, придала им привлекательность”1.
Учение А. Маршалла о рыночной цене мы рассмотрим в теме 6. 1 Блауг М. Экономическая
мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. С. 287. Итак, теперь мы имеем ту путеводную нить, которая не
даст нам заблудиться в истории экономической мысли. Положение читателя будет облегчено еще и тем, что здесь
будут кратко освещены два основных направления экономической мысли,
сохранившие наибольшее значение до наших дней. Ими являются классическая
политическая экономия и новоклассическая теория. Классическая политическая экономия История экономической мысли началась в весьма отдаленном
прошлом - в. эпоху становления человеческой цивилизации. Первоначально
суждения видных мыслителей об экономике были отрывочными и не охватывали
всех основных сторон хозяйственной действительности. Примером может
служить меркантилизм - учение о богатстве общества, которое непосредственно
предшествовало классической политической экономии (XV-XVII вв.). Меркантилизм (от итал. mercante-
торговец) богатство общества усматривал в накоплении денег (монет из
золота и серебра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает
только благодаря внешней торговле. Здесь прирост денег самоочевиден:
товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются
по более высоким. Так, организованная в Англии “Московская компания
для торговли с Россией” скупала одно мачтовое дерево за 25-30 коп.,
а продавала за 4-5 руб. Задачу экономической теории меркантилисты видели в
том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной
политики. Они считали, что для создания благоприятных условий для внешней
торговли государство должно вмешиваться в экономику - покровительствовать
отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан
де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей
политику государства, - политическая
экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука
об управлении государством экономикой. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху,
когда в экономике стал господствовать не торговый, в промышленный капитал.
Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением классической (лат. classicus
- образцовый, первоклассный)
политической экономии. Классическая политическая экономия по-своему доказала
научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создается,
считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется
на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается
на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства. Классическая политическая экономия теоретически изучает
все сферы экономики - производство, распределение, обмен и потребление
материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных
явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию
их сущности и законов развития экономики. Для этого углубленно исследуются экономические отношения между социальными
группами, классами общества. Своего расцвета классическая политэкономия достигла
в Англии в XVII-XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623-1687),
Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Они основали трудовую
теорию стоимости, показав, что всеобщей формой богатства является стоимость,
воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников,
производящих товары (теория стоимости подробно изучается в теме 4). Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником
богатства, высказал У. Петти, которого назвали Колумбом политической
экономии. Ему принадлежит знаменитое изречение: “Природа - мать, а
труд - отец богатства”. Наибольший вклад в классическое направление
теории внес А. Смит, превративший политическую экономию в научную систему,
после чего она стала преподаваться в высших учебных заведениях. В главном
труде - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776)
- он обосновал “естественный порядок” в экономической жизни. Устоями
этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная
конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную
деятельность. А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую
теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития
капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим
трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается
им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают
предприниматели (теория прибавочной стоимости рассматривается в теме
8). К теоретическому наследию английских классиков примыкает
отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс
(1818-1883) в своем главном экономическом труде “Капитал”, которому
он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал
классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости (см. темы
4 и 8). Экономическое учение К. Маркса о капитале получило
неоднозначную оценку. По словам американского экономиста Василия Леонтьева,
если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой
прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может
получить в трех томах “Капитала” более реалистическую и качественную
информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем,
в дюжине учебников по современной экономике1. М. Блауг в книге “Экономическая мысль в ретроспективе”
констатировал: “Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался,
его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его
пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо,
но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках
которого мы все мыслим”2. 2 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 207. Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому,
не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая
экономия выражает интересы собственников, и стремился поставить свой
вариант классического направления на службу интересам рабочего класса.
Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности
ряда высказанных им положений и выводов. Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые
противоречия и определенную ограниченность всего классического направления
политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает
особую историческую специфику экономики Англии в XVII-XIX вв. (период
господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно
обладает чертами несимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую
действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во
многом противоположное воззрение. Новоклассическое направление В последней трети XIX в. в противовес школе английских
классиков возникло новоклассическое
направление экономической теории. Оно обладало рядом отличительных
черт. Прежде всего новоклассическое течение возникло в результате
маржиналистской (фр. marginal
- предельный) революции.
Эта революция породила теорию предельной полезности и теорию предельной
производительности труда и капитала. Классическая политическая экономия не создала целостного
учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила
австрийская школа политической экономии. Ее основали профессора
Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914)
и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули
субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара,
которую противопоставили трудовой теории стоимости (об этом говорится
в теме 4). Маржиналистскую революцию продолжил основоположник
американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Концепцию
предельной полезности потребительских благ он дополнил теорией предельной производительности труда и капитала. И прямо противопоставил
свою теорию классическому учению о прибавочной стоимости и эксплуатации
рабочего класса при капитализме. Доходы рабочих и бизнесменов, по мнению
Дж. Б. Кларка, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный
продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов
и рабочих (теория предельной производительности факторов полнее освещается
в теме 8). Введение в теорию предельных величин привело к возникновению
математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс,
швейцарский экономист М. Э. Л. Вальрас, итальянский исследователь Б.
Парето). Именно предельные величины позволили применять высшую математику,
оперирующую с такими величинами. С помощью математических методов удалось
открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости
в производстве, потреблении и рынке. Таким способом изыскиваются оптимальные
(лат. optimus - наилучший) варианты использования
производственных возможностей при ограниченных ресурсах. Новоклассический переворот в экономической теории был
произведен учеными из разных стран. Обобщить и систематизировать полученные
результаты взялся известный английский экономист профессор Альфред Маршалл.
Его вклад в разработку новоклассического направления некоторые историки
экономических учений назвали
маршаллианской революцией. Проведенное А. Маршаллом обновление экономической теории
коснулось и ее названия. Он исходил из представлений новоклассиков о
том, что предметом данной теории является “чистая экономика” - хозяйственная
деятельность частных собственников, независимая от общественной формы
ее организации. Соответственно была провозглашена “социальная нейтральность”
экономической науки. Вполне логично А. Маршалл считал, что надо отказаться
от традиционного названия теории “политическая экономия”, которое указывало
на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный
труд он озаглавил “Принципы экономике” (англ. economics - экономическая наука). Так, в Однако новоклассическое направление в ряде моментов
оказалось несимметричной теорией. Это неизбежно привело к новым потрясениям
в науке. В 30-х годах XX в. было решительно пересмотрено учение
новоклассиков о “совершенной конкуренции”. Было признано, что такая
конкуренция не существует (об этом подробнее говорится в теме 7). Существенную роль в преодолении односторонности некоторых
воззрений новоклассиков сыграл институционализм (лат. institutio - указание, наставление). Институционализм - течение в экономической
теории, которое возникло в США и других странах в конце XIX - начале
XX в. Оно обусловлено переходом от господства частной капиталистической
собственности и свободной конкуренции к усиленному обобществлению хозяйства,
его монополизации и огосударствлению. Сторонники этого течения под
“институциями” понимали разнообразные социально-экономические процессы,
которые быстро развивались в конце XIX - начале XX в. Так, обновлялась
и укрупнялась техническая база производства, совершался переход от индивидуалистической
к коллективистской психологии, вводились “социальный контроль над производством”
и “регулирование экономики”. Эти процессы анализируются в темах 3 и
13. Огромное воздействие на изменение исходных положений
новоклассицизма оказала кейнсианская
революция, названная по имени выдающегося английского экономиста
Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946); В своем главном произведении - книге
“Общая теория занятости, процента и денег” (1936) Дж. М. Кейнс изложил
совершенно новые принципы регулирования национального хозяйства. В
противовес прочно утвердившемуся положению о невмешательстве государства
в экономику он обосновал новое учение об экономической роли государства
в современной экономике (это учение освещается в теме 6). Таким образом,
экскурс в историю экономических учений показал, насколько сложным и
противоречивым оказался путь к познанию существа экономики. Теперь пора
определить предмет экономической теории. § 2. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Предмет экономической
теории Из первой темы нам известно,
что экономика состоит из множества разнообразных сторон. Сюда входят,
скажем, техника производства, технология изготовления благ, социальные,
политические (связанные с деятельностью государства), правовые и экономические
отношения. Спрашивается: что же в таком случае является собственным
предметом экономической теории (подлежит ее изучению)? Чтоб ответить на этот вопрос, из названного перечня
элементов хозяйственной деятельности мы должны исключить то, что, по
общему признанию, является делом иных наук. Разумеется, техника и технология
остаются за пределами экономической теории. А социальные, политические
и правовые отношения изучают соответственно социология, политология
и юриспруденция. Стало быть, предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми. Проведенная нами разграничительная линия между экономической
теорией и другими научными дисциплинами не представляет собой какую-то
непреодолимую, образно говоря, железобетонную стену. Во второй половине
XX в. в науке возникла тенденция к сближению и взаимопроникновению разных
направлений исследований, ускорился рост числа открытий и изобретений
на стыке разных наук. Так называемые “точки роста” возникли и на границах
экономической и гуманитарных наук. Эти новые направления образно назвали экономическим империализмом. Так обозначили
вторжение экономистов на “территорию” истории, политологии, социологии,
психологии, правоведения и других смежных наук. Новаторами выступили видные экономисты нашего времени
- лауреаты Нобелевской премии по экономике. Попутно заметим, что начиная
с 1969г. Шведская академия наук ежегодно присуждает премии памяти Альфреда
Нобиля (шведского химика, промышленника и экономиста) за лучшие научно-практические
разработки. Сейчас насчитывается свыше 40 лауреатов этой премии. Первопроходцами, преодолевшими барьеры между разными
науками, стали Джеймс Мид (исследовал взаимодействие между экономикой
и политикой), Герберт Саймон (рассмотрел связь экономики и психологии),
Гэрри Беккер (один из основателей экономики образования, экономики медицинского
обслуживания, экономики преступления и наказания), Рональд Коуз (изучил
взаимопроникновение правовой и экономической наук), Дуглас Норт (проанализировал
проблемы на грани истории и экономики)1. В результате стали налаживаться прочные взаимосвязи между
родственными науками, а экономическая теория стала шире применяться
при исследовании всех общественных отношений. Одновременно это помогло
преодолевать пропасть, которая сложилась между политической экономией
и новоклассицизмом (экономике) в трактовке предмета экономической теории. Политическая экономия и экономикс Политическая экономия исторически
сложилась как наука, в центре внимания
которой находится изучение социально-экономических отношений между
классами и социальными группами. Такие отношения в решающей мере зависят
от господствующих в обществе форм собственности. Вместе с тем из предмета
науки были практически исключены те организационно-экономические связи
между людьми, которые являются общими для всех эпох истории. В результате
отдельные виды исторически преходящих социально-экономических отношений
(первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные и др.) не соединялись
в единый исторический поток. В совершенно противоположном направлении развивалась
экономическая теория на Западе. В начале 20-х годов в англо-американской
литературе на смену термина “политическая экономия” стал применяться
термин “экономикс”. В 30-е годы профессор Лондонского университета Л.
Роббинс, будучи сторонником маржинализма, дал определение предмета
экономике. По его мнению, центральной проблемой экономической науки
является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает
для удовлетворения потребностей) между альтернативными целями. Л. Роббинс
рассматривал экономикс вне всякого конкретного социального содержания.
Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей
науки о рациональной деятельности. В 40-50-х годах подобное понимание
предмета становится в экономике общепринятым. В итоге во главу угла
в экономике поставлены универсальные проблемы экономической организации
и технологии, составляющие основу любого общества. Выделяются три ключевые
организационные проблемы: 1)
что необходимо производить; 2)
как будут создаваться продукты (посредством каких ресурсов и с
применением какой технологии), 3)
для кого предназначаются блага1. Стало быть, с 90-х годов XIX в. и до 60-х годов XX столетия в экономической теории сложились
две несимметричные трактовки ее предмета. Но жизнь заставила внести серьезные поправки в первоначальные
представления о предмете экономике. С середины 60-х годов западные экономисты
все больше критикуют новоклассицизм за отрицание важности социальных
и политических проблем. В экономике фактически расширились рамки социологизации
предмета науки. Так, теоретически освещается политика распределения
доходов, проводимая государством и предпринимателями; определяются пути
борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения; рассматриваются
злободневные проблемы расовой дискриминации и ограничения прав женщин
при найме на работу и увольнении. Модными стали темы о качестве жизни
и экологической безопасности. Экономикс все больше обращается к политико-экономическим
проблемам, в частности к сравнительному анализу современных экономических
систем, трудовым отношениям, к проблемам развивающейся экономики, антикризисного
регулирования, экономического роста2. В последнее время развитие экономикс дошло, наконец,
до парадокса. Социологизация этой дисциплины зашла настолько далеко,
что сейчас название “экономикс” применяется фактически для обозначения
такой науки, которая изучает экономическую политику государства1. Между тем политическая экономия не сошла с исторической
сцены. Это направление экономической теории по-прежнему преподают в
ряде высших учебных заведений некоторых стран, в том числе России. В
последние годы изданы новые учебники с изложением этой дисциплины2.
В отличие от прежних учебных пособий, изданных в нашей стране до 90-х
годов, в книгах по политэкономии взято на вооружение очень многое из
экономике (рассматривается проблема ограниченности ресурсов, роль рынка,
широко используются экономико-математические модели и др.). Налицо сближение
двух основных направлении экономической мысли. Теоретическая экономика. Политэкономия:
Учебник для вузов. М., 1997. Из всего сказанного напрашивается следующее обобщение.
Мы не можем называть современной экономической теорией только одно из
прежних двух ее направлений. Нынешняя теория призвана органически соединить лучшие достижения политэкономии и новоклассицизма.
Вместе с тем это означает новое понимание экономических отношений. Типы экономических
отношений Преодолевать односторонность, несимметричность
предмета экономической теории можно посредством синтеза двух типов хозяйственных отношений-социально-экономических
и организационно-экономических. Что они представляют собой? Собственность и социально-экономические
связи - это отношения между общественными классами, социальными
группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающее положение
в этих экономических взаимоотношениях принадлежит тому, кто присваивает
факторы производства и основные его результаты. Поэтому социально-экономические
отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия
и результаты производства. Такое присвоение предопределяет главное
содержание и направленность развития социально-экономических отношений,
ибо всегда и везде подобное развитие идет в интересах собственников.
Примечательно, что в качестве одного из решающих признаков, по которому
различаются экономические системы мира, профессора К. Р. Макконнелл
и С. Л. Брю назвали форму собственности на средства производства1. 1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1. С. 47. Организационно-экономические
отношения
возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен
и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация
требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее
продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план
предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются
организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных
работ и объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести
хозяйство и кто будет управлять производством. В связи с этим организационно-экономические отношения
подразделяются на три крупных вида: разделение,труда и производства
(их дробление между отраслями хозяйства, между предприятиями и внутренними
их подразделениями) и их кооперация
(совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий,
их постоянное сотрудничество и объединение); организация хозяйственной деятельности
(натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое
регулирование). Все типы и виды экономических отношений можно схематически
представить на рис. 2.1.
Управление Рис.
2.1. Структура экономических отношений Основные типы экономических отношений решительно отличаются
друг от друга. Так, социально-экономические связи являются специфическими:
они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному
строю (например, первобытному, рабовладельческому, феодализму). Поэтому
они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения
меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности
к другой. Такой переход означает смену экономической власти, вследствие
чего меняются отношения между людьми по производству, распределению,
обмену и потреблению благ и услуг.
В противовес такому характеру организационно-экономические
связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического
строя, они являются, по существу, общими элементами экономики всех стран
на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться
одна и та же организация торговых заведений (например, специализированные
магазины и универсамы), общие достижения научной организации труда и
управления и др. Вместе с факторами производства организационно-экономические
отношения образуют элементы общечеловеческой экономической культуры,
которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем,
к кооперации и разделению труда, товарному производству). Достаточно полное знание предмета экономической теории
позволяет нам сейчас рассмотреть ее функции. Функции
экономической теории Из существа экономической теории
вытекают ее функции: познавательная, прогностическая и практическая. Познавательная функция состоит в том, чтобы
всесторонне изучить экономические явления и их внутреннюю сущность,
что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Экономическая теория сохраняет научный характер при
условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой
социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится,
- “упрямая вещь”. К добротной научной основе относится неопровержимая
информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы,
свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых,
практиков и т. п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил:
“Подчинение данным наблюдениям - золотое правило, от которого зависит
любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена
данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться”1. 1Аллэ М. Экономика как наука
/ Пер. с фр. М., 1995. С. 67. Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной
действительности и стремятся глубже познать экономику. Для этого они
проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов.
Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описание
какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние
взаимосвязи изучаемых явлений. В дальнейшем мы многократно будем знакомиться
с такими моделями. Зная тенденции (направления) и законы экономического
развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности. Прогностическая (греч. prognosis
- предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение
хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое
будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям, и государству
заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее
эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника
и организация производства, тем настоятельнее необходимо прогнозировать
и планировать развитие экономики. Практическая функция экономической теории
состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства,
выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет
определить, какой должна быть
нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий
и государства. Все указанные функции дают положительные результаты,
если познаны и правильно используются на практике экономические законы. Два рода экономических законов Прежде всего выясним, что подразумевается под экономическими
законами. Между хозяйственными явлениями существуют определенные
связи. Последние могут быть случайными, несущественными и неповторяющимися.
Экономические законы выражают необходимые, существенные и устойчиво
повторяющиеся связи между процессами в сфере производства, распределения,
обмена и потребления благ. В зависимости от того, какие причины приводят в действие
хозяйственные явления, различают два рода законов: объективные и субъективно-психологические. Еще классики политической экономии установили, что
производство развивается под воздействием законов, которые имеют объективный характер. То есть они осуществляются
подобно законам природы - независимо от воли и желания людей. Стало
быть, участники стихийно протекающей хозяйственной деятельности вынуждены
следовать той объективной необходимости, которую выражают законы. В
таком случае они не в состоянии предотвратить или изменить течение,
скажем, экономических кризисов (периодически повторяющихся спадов производства).
В качестве объективно необходимой закономерной связи было также признано
изменение уровня рыночной цены в зависимости от динамики величины затрат
ресурсов в производстве товаров. В отличие от этого новоклассики изучали субъективно-психологические экономические
законы. Здесь у читателей может возникнуть недоуменный вопрос:
какое же вообще касательство к экономике имеет психология? Как известно, психология выражает душевное состояние
человека, в котором проявляются прежде всего его сознание, воля, потребности,
мотивы и другие черты активного поведения. Большинство людей свыше
половины жизненного времени отдает хозяйственной деятельности (на предприятиях,
организациях, в семье). Поэтому в массе людей вырабатывается особая экономическая психология. В нее входят
экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности
и интересы, являющиеся реальными причинами участия людей в производстве,
распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг. Например, если рассматривать рыночное поведение покупателей,
то становится очевидной следующая закономерная связь. Влияние этих людей
на цену покупок во многом определяется личными оценками полезности и
ценности приобретаемых благ. Решающую роль здесь играет психология людей,
которые соизмеряют в каждом конкретном случае субъективную полезность
благ со степень удовлетворения своих потребностей. При свободном выборе производственных решений и их
осуществлении люди поступают во многом в соответствии со своим экономическим
сознанием и интересами. В условиях рынка в их хозяйственном поведении
проявляются определенные психологические законы. В частности, такие
законы действуют в процессе распределения доходов населения на потребление
и накопление. Пожалуй, было бы неправильно
рассматривать два рода законов как совершенно несовместимых друг с
другом, ибо объективные законы производства действуют не
чисто автоматически. Объективная необходимость прокладывает себе путь
через сознательную деятельность людей. При этом одни из них понимают,
куда ведет неизбежная последовательность хозяйственных процессов, и
действуют в том же направлении. Другие субъекты не только не осознают
хода развития производства, но и противодействуют ему, руководствуясь
личными мотивами и интересами. В итоге в отличие от законов природы
(таких, например, как закон всемирного тяготения) объективные экономические
законы проявляются в поведении людей в ослабленном виде - как более
или менее устойчивые тенденции, выражающие общую направленность движения
экономики. Как можно будет убедиться в последующих темах курса, общество
способно существенно влиять на ход и темпы такого развития. Стало быть, чтобы всесторонне изучать долгосрочные
тенденции хозяйственной деятельности, экономическая теория призвана
познать и объективные, и субъективно-психологические
законы. Чтобы выполнить такую задачу, необходимо плодотворно владеть
методами научного исследования. § 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Рассмотрим способы исследования экономических отношений.
При этом с самого начала важно уяснить предназначение этих методов. Ступени познания экономики В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных
слоя отношений между людьми. Первый из них - поверхностный, внешне видимый. Второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения. Возьмем для примера заработную плату. Для всех вроде
бы очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель выдает
работнику как вознаграждение за его труд. Однако в таком случае нельзя
усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина,
означает ли он полную оплату всего труда работника? Ответ на данные
вопросы имеется в теме 10. Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно,
доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое
основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление,
как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется
индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором
человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях. Экономическая теория стремится проникнуть за покров
внешней видимости хозяйственных явлений и обнаружить сущность - их
внутреннее содержание. Однако для этого надо в совершенстве владеть
всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания
экономических отношений. Научные методы Во всякой науке используется определенная сумма методов
исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например
метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противоположных,
но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика. Метафизика рассматривает все явления
разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех
случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности
или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же
мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм
хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы. Экономическая теория полнее отражает действительность,
когда берет на вооружение диалектику
- учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех
явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель
(1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное
место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал
как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих
друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”,
как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере
относится и к экономике. При изучении хозяйственных процессов авторы, например,
экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной
деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю пишут: “Не существует
экономических систем без слабостей и недостатков”1. Исходя
из этого, они доказывают как необходимость, так и “несостоятельность”
государственного сектора экономики, приводят доказательства в пользу
равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргументы
“за” рынок и “против” рынка. 1Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1. С. 16. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном
единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных
решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны
явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы,
позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами,
достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем научиться
соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение,
конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики. Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод,
который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные
системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все
особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития,
в том числе отличительные черты современной экономики. Экономическая теория и практика убедительно показывают,
что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как
нечто исторически неизменяющееся.
Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному
действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном
периодах). В послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные
отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования
национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции
и монополии и др. Однако исторический подход к анализу хозяйственной
деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного
материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное
теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить
типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает
логический метод. Логический метод позволяет применить законы
и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых
суждений и умозаключений. Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные
зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными
процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются
во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую
можно назвать объективной логикой
(внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если,
скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это
с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий:
прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии,
не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции
и т. д. Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного
развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия,
экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную
логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны
и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются
для прогнозирования и улучшения управления хозяйством. Рассмотрение качественных признаков экономических систем
дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов
при помощи методов математики
и статистики. В экономической теории широко применяются специальные
разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая
статистика. Экономическая теория изучает не быстропротекающие и
случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов,
поэтому обращается к экономической
статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных
процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни
на протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более
лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять
важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и
признаки, закономерности развития, а также показывать различия между
ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается
сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в
современном мире. Настоящий курс лекций построен
в соответствии с логическим восхождением от простого ко все более сложному.
Исходные разделы посвящены общим основам хозяйствования и микроэкономике - домашним хозяйствам
и предприятиям. Затем рассматривается
макроэкономика - система национального хозяйства и, наконец, мировая экономика. Такая последовательность
оправдана существованием различных по своим масштабам уровней развития
экономических отношений и свойственных им закономерностей. Изучение общих основ, присущих
микро- и макроэкономике, мы начинаем с первого типа экономических отношений. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Аникин А. Адам Смит. М., 1968. Антология экономической
классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 1993. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1995. Бартенев С. А. Экономические
теории и школы (история и современность). М., 1996. Блауг М. Экономическая
мысль в ретроспективе / Пер. с англ. М., 1994. Гэлберт Дж. К. Экономические
теории и цели общества / Пер.
с англ. М., 1976. Жид Ш., Рист Ш. История экономических
учений / Пер. с англ. М., 1995. МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономикс:
Принципы, проблемы и политика: В 2т. / Пер. с англ. М., 1992. Т. 1.
Гл. 1. Маршалл А. Принципы экономической
науки / Пер. с англ. М., 1993. Т. 1-3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика / Пер. с англ. М., 1997. Гл. 1. Селигмен Б. Основные течения
современной экономической мысли / Пер. с англ. М., 1968. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика
/ Пер. с англ. М., 1993. Хейне П. Экономический
образ мышления / Пер с англ. М., 1991. Гл. 1. Хрестоматия по экономической теории. М., 1997. |
|||
|
|||