|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО
В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ 1.2.
Внутрифирменное предпринимательство Изучение практики регулирования предпринимательства в России
показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности
в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования
был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием
для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения
в предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих
определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате
их прошлой профессиональной деятельности, так
и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал
данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития
предпринимательства необходимы новые людские ресурсы. В то же время многие традиционные предприятия недостаточно
загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий
в предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее
активизации. В теоретических исследованиях уделяется внимание не только
предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной независимой
основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Появление интрапренерства прежде всего связано
с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую
форму организации производства. Под интрапренерством
понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление
внутри существующего предприятия. Интрапренерство
заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную
продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских
предпринимательских идей: Его можно рассматривать как деятельность по производству и
реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей
личности и предприятия. Интрапренер – это человек, инициирующий
и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося,
действующего предприятия. Элементы внутреннего предпринимательства – интрапренерства – представлены на рис. 1.5, а особенности
сведены в табл. 1.5. Целью интрапренерства является повышение
эффективности предприятия за счет:
Таблица 1.5 Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия
предпринимательского типа
Возникновение интрапренерства обусловлено
объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда
доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности
человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они
хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на
своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка
этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и
уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках
возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти
специалисты уходят в малые предприятия. Другой причиной интереса к интрапренерству
стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять
как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация
возможностей интрапренерства на действующих
предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает
их конкурентоспособность.
На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и
успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться
инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью
предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной
структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического
соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность. На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера
поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется
возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею,
в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности.
Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное
развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого
роста (рис. 1.7).
Как и любое другое явление, интрапренерство
имеет положительные и отрицательные качества (табл. 1.6). Для обеспечения
его успеха необходимо знать возможности интрапренерства
в решении актуальных задач, стоящих перед предприятием, и создавать комплекс
условий по реализации этих возможностей. Таблица 1.6 Сравнительные характеристики
внутрифирменного предпринимательства
Итак: 1. Интарпренерство является
одним из путей развития предпринимательства, расширяющих сферу его возможностей. 2. Под интрапренерством следует
понимать деятельность предприятия по достижению своих целей на основе
использования возможностей предпринимательства. 3. В основе интрапренерства
лежат: создание условий для предпринимательской деятельности, стимулирование
и реализация предпринимательских возможностей сотрудников на основе использования
ресурсов и организационно-производственных возможностей предприятия интрапренера. 4. Целью интрапренерства является обеспечение интересов предприятия и на этой же основе обеспечение интересов интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||