Правило 5
Каждые 30 секунд на свет рождается спонсор-простофиля
Стремитесь к балансу сил
Лучшие мероприятия отличаются наличием баланса власти между организатором,
спонсором, спортсменами и телевизионными каналами. В отсутствие такого
равновесия кто-нибудь обязательно превратит событие в коммерческое предприятие
или устроит скандал, чем убьет курицу, несущую золотые яйца.
Увы, но идеальным примером события с дисбалансом сил являются Олимпийские
игры. Вся власть на Олимпиадах сосредоточена в руках одного игрока: организатора,
Международного олимпийского комитета. В конце 1998 г. когда разразился
скандал вокруг городов-претендентов на проведение олимпиад, люди непосвященные
были крайне удивлены известию, что ни национальные Олимпийские комитеты,
ни спортивные федерации, ни сами спортсмены не имеют голоса относительно
членства в МОК. Это в прямом смысле независимый орган, члены которого
без перевыборов сохраняют свое членство до 80-летнего возраста. Кроме
того, МОК сам определяет свою политику и не подчиняется ни одному правительству.
Он представляет собой засекреченную организацию, которая не допускает
журналистов на свои заседания и не публикует годовых отчетов, что позволило
бы хоть как-то следить за ее финансовой деятельностью. И с этим ничего
нельзя поделать, так как МОК является единственным владельцем чрезвычайно
ценного объекта собственности, известного как Олимпийские игры.
Неудивительно, что никому не подконтрольная организация стала рассадником
коррупции. В 1998 и 1999 гг. мир узнал об обеспечивавших победы в конкурсах
на право проведения очередной Олимпиады "подарках" членам МОК
от представителей городов-кандидатов. Но еще большее беспокойство вызывает
бездействие МОК, в течение многих месяцев не предпринимавшего ничего,
чтобы не допустить повторения скандальной ситуации.
К счастью, в мире нашлись люди, которые не позволили этому самодовольному
клубу поставить под угрозу самое значимое и влиятельное событие в мире
спорта. Пресса и правительство США, в особенности сенатор Джон Маккейн,
подвергли МОК яростной критике. Компания John Hancock также публично по-требовала
реорганизации комитета. За это на нас обрушились с критикой различные
члены олимпийского движения, но я все равно горжусь, что мы стали единственным
из ведущих спонсоров, кто осмелился настаивать на структурных реформах
в МОК.
На специальной сессии МОК в конце 1999 г. было принято решение о необходимости
реформ, что для организации со столетней историей секретности и самоуправства
можно считать большим достижением. МОК отказался от визитов своих членов
в города-кандидаты, организовал регулярные перевыборы, добился финансовой
прозрачности и изменил свой состав таким образом, что теперь в нем представлены
наиболее активные спортсмены, НОК и международные федерации по видам спорта.
Я рад, что в проведении реформ есть и маленькая заслуга на-шей компании,
хотя гораздо более важным результатом считаю так называемую "поправку
Hancock". В 2000 г. МОК согласился включить в Олимпийское спонсорское
соглашение пункт об этике, согласно которому спонсоры имеют право отказаться
от участия, если комитет будет вновь уличен в каких-либо махинациях. Теперь
спонсоры, благодаря которым МОК раз в четыре года получает более $500
млн, обладают властью в масштабах этой, прямо скажем, значительной суммы.
Следите, чтобы за свои спонсорские деньги вы получали влияние на тех,
кто получает ваши средства. Если в будущем событие превратится в сверхкоммерциализированное
предприятие или вокруг него, разразится скандал, вам, возможно, придется
защищать не только свою торговую марку, но и себя самого, а для этого
необходимо обладать определенной властью.
Как спонсор вы можете стать объектом "ухаживания" со стороны
.организаторов. Продюсеры и иже с ними могут очаровать вас своим мероприятием
настолько, что вы и, не заметите, как одной рукой они будут похлопывать
вас по плечу, а другой не краснея залезут вам в карман.
Иначе говоря, мир корпоративного спонсорства мало чем отличается от мира
великого американского циркового импресарио Финеаса Барнума. В нем есть
несколько подлинных чудес и много, очень много фальшивок, а также опилок
и слоновьего навоза. Слова Ф. Барнума о том, что "каждую минуту на
свет рождается простофиля", применимы к спонсорству в той же мере,
в какой они относятся к цирку. А поскольку жизнь становится все быстрее
и стремительнее, позволю себе внести в это изречение еще одну поправку:
"Каждые 30 секунд на свет рождается простофиля-спонсор".
Если вы не хотите стать одним из этих простаков, найдите действительно
вескую причину для оказания финансовой поддержки и будьте готовы бороться
за свои интересы. Выберите подходящий объект для своей торговой марки
и принимайте активное участие в управлении им, дабы получить обещанную
Ф. Барну-мом прибыль на инвестиции. К этой теме мы и переходим.
|