Правило 4
Хотите иметь великую рекламу?
К борьбе за ее дело будьте готовы!
Клиент способен загубить любую идею
Нередко в рекламном бизнесе встречаются эксцентричные агентства, но самым
распространенным способом уничтожения хорошей рекламы сегодня являются
потуги желающих внести свой "креативный" вклад клиентов.
Я ругаю рекламные агентства, однако в одном их упрекнуть нельзя: специалисты
готовы сделать все от них зависящее, лишь бы продукт оказался в своем
роде уникальным, не похожим на остальную рекламу. Даже если готовый ролик
будет ужасен, я уверен, что при первом техническом просмотре он был великолепен.
В своей первой инкарнации реклама чаще всего отличается ясностью мысли,
хорошей музыкой, правильными паузами, законченным визуальным стилем. Как
правило, она представляет собой продукт свободного творчества двух людей:
арт-директора и копирайтера.
Вероятнее всего, затем творческий коллектив представляет свое творение
на суд клиента и слышит комплименты в адрес своей идеи. Поначалу клиенты
всегда хвалят идеи, потому что считают себя людьми, уважающими креативный
процесс. Поэтому сами творцы преисполняются оптимизмом и думают: "Им
понравилась наша концепция, наша музыка, наше искусство". Они уверены,
что плоды их труда получили достойное признание. Но проходит день-другой,
и начинается... Сначала менеджер по рекламе компании-заказчика звонит
ответственному сотруднику агентства и говорит: "Знаете, я весь день
думал о тех роликах... Я, конечно, далек от творчества, я не специалист,
но...".
Фраза, достойная восхищения: "Я далек от творчества, но...".
По идее, произносящий ее человек ни в коем случае не должен заниматься
рекламой: у него просто нет необходимой на то квалификации. Далее в разговоре
следует фраза типа: "Нельзя ли вместо ребенка снять миниатюрного
ризеншнауцера?".
И это пока цветочки. Через некоторое время реклама предстает пред очами
директора по маркетингу, и тот приходит в ярость, поскольку он не увидел
в ней собственно товара. Большинство дилетантов считают, что, поскольку
они платят большие деньги за эфирное время, в ролике ежесекундно должен
упоминаться рекламируемый продукт. Поэтому креатив-щики должны заставить
ризеншнауцера вступить в "диалог" с товаром.
Затем добавляется идиотский джингл. Только потому, что президент фирмы-клиента
забирает кассету с роликом домой, показывает его жене, и та говорит: "Хотелось
бы, чтобы в конце зазвучала песенка".
Далее свою лепту в процесс вносят юристы: "Ризеншнауцера использовать
нельзя, потому что заводчики собак этой породы - люди воинственные. Они
могут подать на нас в суд. Кроме того, бульдоги, по-моему, выглядят смешнее".
Я еще не видел адвоката, который, увидев рекламу, не счел бы своим долгом
внести в нее изменения. Если же вашей компании исполнилось месяца два-три
от роду, то, вероятнее всего, где-нибудь поблизости окажется несведущий
в рекламе, но тоже полный творческих идей представитель владельца венчурного
капитала. А если вдруг создатели рекламы попробуют возразить, собственные
коллеги - ответственный менеджер и директор агентства - быстро поставят
их на место, напомнив, кто кому платит деньги.
И вот образец рекламного искусства превращается в откровенный ширпотреб.
Причем если бренд-менеджер закрывает на это глаза, следующая рекламная
кампания будет еще хуже. А как иначе? Вы раскритиковали творческих работников,
загубили их идею. Почему же вы думаете, что в следующий раз они будут
"напрягаться"? Для них "кухонные скандалы" не представляют
никакого интереса.
Вот в чем состоит трагедия профессионального рекламиста: в рекламе, как
и в футболе (хоккее, баскетболе), разбирается каждый. Не нужно быть сведущим
специалистом, чтобы выдать умную фразу типа: "Ты видел вчерашний
матч? Классная была игра, верно?". Множество совершенно неразбирающихся
в рекламе людей считают себя достаточно грамотными, чтобы отвергать идеи
тех, кто всю свою сознательную жизнь занимается найисанием рекламных сценариев,
подбором актеров и съемками.
Я понимаю, почему люди идут на работу в рекламные агентства. Они не дотягивают
до уровня кинорежиссеров и поэтов, но намного, намного опережают в творческом
развитии директоров по маркетингу. В то же время сама позиция креативного
сотрудника заставляет их считаться с мнением маркетологов по вопросам,
в которых они, творческие работники, разбираются значительно лучше.
Это сводит с ума. Вот почему так много профессионалов рекламного бизнеса
употребляют алкоголь, наркотики и прочие средства ухода от абсурдной реальности.
Одним из моих первых начальников в Нью-Йорке был алкоголик, подобный многим
другим специалистам По рекламе и связям с общественностью своего времени.
На момент нашей встречи ему было сорок с чем-то лет, он был подавлен и
разбит клиентами и собственным боссом. Его идеи слишком часто отвергались,
и он, человек несомненно талантливый, более не считал оригинальность своей
профессиональней обязанностью. Его волновала исключительно проблема выпивки.
Каждый день в 10 часов утра мы отправлялись "поправлять здоровье".
"Лекарством" была двойная порция водки со льдом. если мой шеф
не выпивал 10-12 рюмок, значит, рабочий день прошел зря.
Я оказался в удивительнейшем положении. Моему начальнику был необходим
молодой, энергичный человек, который выполнял бы за него работу. Вскоре
он передал мне всех своих клиентов. "По бартеру" я получил защиту
перед вышестоящим начальством и возможность невероятно быстро изучить
рекламный бизнес. Теперь, когда молодые люди спрашивают меня: "Как
добиться успеха?", я отвечаю: "Поезжайте в большой город и ищите
работу у спивающегося гения".
Хорошая новость; недостатка в гениях не наблюдается. Плохая новость: реакция
потенциального работодателя на вопрос о его; вредных привычках в процессе
собеседования может быть непредсказуемой.
|