Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
ВВЕДЕНИЕ
"Люди всегда
хотят начать самостоятельное дело. ...Если даже им никогда не удается
заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то
привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные
задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность."
Поль Самуэльсон
Несмотря на все
трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты
уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни,
предполагающая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать.
Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать
его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято
начинать любое коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы
необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы,
желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю,
который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.
Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую
деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность
на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных
ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность
использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике
предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко
и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать
информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов,
так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения,
применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для
разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти
потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении
поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной
деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования
работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей
является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо
аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих
капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может
обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические
данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно
велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется
планирование бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих
фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены
его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана
способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее,
составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как
развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить
каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка
в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению
которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода
проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять
решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться
средства.
Если предприниматель направится к коммерческому заимодавцу или потенциальному
инвестору с отличными инновационными идеями, но без готового бизнес-плана,
его попросят подготовить соответствующую плановую программу и придти еще
раз, или, что еще хуже, его больше не воспримут всерьез и больше не пригласят.
Бизнес-план обязательно должен быть составлен и \ представлен, если предприниматель
хочет, чтобы с ним имели дело.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность
фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями
рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает
предпринимателю решить следующие основные задачи:
* определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки
и место фирмы на этих рынках;
* сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию
и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
* выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут
предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки
по их созданию и реализации;
* выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда
предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
* определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка,
рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
* оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых
и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
* предусмотреть трудности, "подводные камни", которые могут
помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться
не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще
всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым
он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планированием.
Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для
организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением
бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно
быстро.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод.
В частности:
* заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
* позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий
по достижению поставленных целей;
* определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего
контроля;
* побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
* делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
* четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно
составленный подобный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в
конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит
ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят
все затраты сил и средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных
задач, как:
* подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение
кредитов;
* обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
* открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений
ее коммерческой деятельности;
* перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений
и способов осуществления коммерческих операций;
* составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых
и частных фирм;
* выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ
по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне,
т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае
бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще
отсутствовать. В другом - бизнес-план предстоит разрабатывать в полном
объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.
При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого
руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и
инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение
средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом
со стороны, а руководителем лишь подписан.
Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот,
привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом
- составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы
или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно
в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность
всего замысла.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум
на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется
давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной.
Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е.
изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность
в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому
кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями.
Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера.
Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться
на успех своего дела.
Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом.
В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании
оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько
страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно
планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным
маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования
бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия,
анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет
способы решения этих проблем.
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления
бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими
причинами:
1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из
которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно
представляют себе все ожидающие их проблемы.
2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед
необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться
к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной
экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки
и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны
оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других
стран.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который
является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.
Следует опять подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной
целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах
потенциальных инвесторов и партнеров.
|