Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 7
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
7.4. Россия на международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество
неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом,
как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения.
Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об
экспорте своей рабочей силы.
С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем гражданам России
предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить
это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями,
используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов
к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей
российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны
ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти
страны.
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995
гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек.
В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего
оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по "своим каналам".
Так что миллионы выезжающих работников из России - это пока только прогноз
и предположения.
Экономическая миграция из России
определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни
в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми
другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью
рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации
рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира
дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет
преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его
противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс,
относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок труда;
- минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
- уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной
защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов.
Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией,
Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение
государств - участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы
содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут
работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и,
прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы
(высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме
того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной
рабочей силы готовят и другие барьеры.
Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи
с созданием единого внутреннего рынка ЕС
страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа.
Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и
Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной
торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских
экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут
внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда
женщин.
Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного
рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой
вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают,
что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем
валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей
силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По
расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы
России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать
за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.
Интеллектуальная эмиграция из России
Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является
интеллектуальная миграция или "утечка умов", о которой говорилось
выше.
С 1989 по 1992 г. "утечка умов" из России достигла своего пика.
За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало
около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек).
Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования.
По данным Совета Безопасности РФ на 1997 г. из 100 всемирно известных
российских ученых 50 эмигрировало из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно
уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам
страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.
Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США
(96,3%, в том числе 9,6% - научные кадры и преподаватели). Как правило,
уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики,
специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной
механике, математике, представители перспективных направлений медицинской
науки.
Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся
страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны
"третьего мира" на контрактной основе направлялись врачи, инженеры,
преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются
ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая
заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов
военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма
заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная
Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.
К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции
появились новые черты и особенности.
Во-первых, на смену "утечки мозгов" пришла их миграция. Хотя
США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то
же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые
развивающиеся страны.
Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только
"к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед
за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных
корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.
В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания
ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.
В- четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего
образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих
регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный
период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою
жизнь.
Все эти новые характерные черты интеллектуальной миграции свойственны
и России.
Каков общий объем "утечки умов" из России?
По оценкам российских специалистов к 2000 г. он приблизится к 1,5 млн.
человек. Ежегодные прямые потери России в результате "утечки умов"
можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной
выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет
сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру,
за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только
из России) дополнительно получают г80-100 млрд. долл. в год.
Параллельно "утечке умов" в 90-е годы появилось и новое для
России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей,
стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности в
России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал
в более благоприятной обстановке.
Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный
момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует
вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том
числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства
и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности
России.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Я. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992.
2. Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В.
Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.
3. Международные экономические отношения / Под ред. ВуЕ. Рыбалкина.- М.,
1997.
4. Мировой рынок труда.- М.: Наука, 1994.
5. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М.,
1994.
|