Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 5 ИНОСТРАННЫЕ
ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
5.2. Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны
зависит от существующего в ней инвестиционного климата (ИК).
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических,
юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые, в конечном
счете, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их
эффективного использования.
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является
неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая
нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие "прелести"
переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных
организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций
и степени их риска во всех странах мира (см. рис. 9).
При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные
значения одиннадцати наиболее важных факторов риска, включая задолженность,
наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность.
Оценка дана по 100-балльной шкале. Наивысшее значение риска соответствует
100 баллам и, например, Ирак уже неоднократно получал подобную оценку.
Недалеко от Ирака ушла и Россия. В 1993 г. Россия имела более высокий
балл - 82, а в конце 1994 г. - уже 95, ко второй половине 1996 г. ее рейтинг
был определен 86 местом среди 178 тестированных стран. Россия не готова
пока к конкуренции на рынке международных инвестиций, поскольку в стране
не создана правовая и административная система их приема.
рис.
9
Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате
России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то,
что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу.
Причем, как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте в
инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России
все еще остаются отголоски, рецидивы "холодной войны", которые
вряд ли исчезнут автоматически. Российское руководство должно проводить
более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, не допуская
втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных условиях.
Следует признать также наличие негативного влияния на иностранных инвесторов
не отвечающей мировым стандартам проработки российских инвестиционных
проектов. Так, по данным Президента Всемирного банка Дж. Вулфенсона, еще
в начале 1996 г. российский портфель проектов считался одним из самых
неудачных во Всемирном банке, - лишь 39% проектов имели удовлетворительный
рейтинг реализации. Через год этот показатель вырос до 65%, но все еще
остается малоудовлетворительным.
Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций
в Россию?
Это, прежде всего:
1) богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь,
полиметаллы, алмазы, лес и др.);
2) огромный внутренний рынок;
3) достаточно высокий уровень базового образования кадров, способных к
быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
4) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
5) отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
6) осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных
инвесторов;
7) возможность получения сверхприбыли.
Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном
валовом внутреннем продукте всех "новых мировых рынков" доля
России составляет более 25%. Причем, это единственный нарождающийся рынок,
где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности
для ее реализации. По самым скромным оценкам у России больше природных
ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки
(1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.) вместе
взятых.
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в "новые
рынки" составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику,
Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС.
Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению
иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки,
стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной
защиты интересов инвесторов.
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют
более 30 законов и равнозначных законам Указов Президента. Действует также
ряд конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы
подразделяются на две группы.
Первая группа - это базисные законы России (Конституция РФ, Гражданский,
Таможенный кодексы и др.), способствующие переходу страны от коммунистического
режима с командной экономикой к демократии и рыночному хозяйству. Часть
из них была принята в 1990-1991 годах.
Вторая группа - это документы, касающиеся непосредственно иностранных
инвестиций. Главный среди них - "Закон об иностранных инвестициях
в РСФСР" от 1.09.91 г.
В соответствии с этим законом инвестором в РФ могут быть иностранные физические,
юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, международные
организации.
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. использовать форму совместного
предприятия, или полностью принадлежать иностранным инвесторам, т. е.
предприятия, основанного исключительно на иностранных инвестициях. Для
регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. руб.) требуется
специальное разрешение Правительства РФ.
Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для
иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике
такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей
требует получения специальной лицензии.
Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим.
В РФ пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения.
В соответствии с "Законом об иностранных инвестициях в РСФСР"
и другими законодательными актами предусмотрена возможность льготного
налогообложения для частного иностранного капитала, который действует
в приоритетных отраслях хозяйства и отдельных регионах.
Однако на практике налоговый режим к середине 90-х годов заметно ухудшился.
Прежде всего, возросли налоги. Как и российские организации предприятия
с иностранными инвестициями уплачивают до 50 различных налогов и сборов,
в том числе налог на прибыль, (НДС), акцизный налог, разного рода местные
налоги. Так, в Москве в 1994 г. налог на прибыль установлен в 38% (13%
в пользу Федерации; 25% - в местный бюджет). Помимо существующих были
введены новые налоги, ликвидированы льготы для свободных экономических
зон (за исключением Калининграда), которые во многом призваны служить
"ловушками" для иностранного капитала. В 1995 г. была установлена
единая ставка налога на прибыль - 32% (налог на прибыль от посреднической
деятельности - 45%).
Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к появлению
множества различных документов с правилами таможенного и лицензионного
регулирования импорта и экспорта. Объективные причины, связанные с коррумпированностью
чиновников, скрытое сопротивление предприятий-монополистов (как крупных,
так мелких и средних), собственные нарушения предприятий с иностранными,
инвестициями, содействуют ухудшению инвестиционного климата.
По оценкам иностранных предпринимателей отношение российских властей к
зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически-
же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы
иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной
политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию,
репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют "правила
игры" в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.
Вместе с тем, Правительство РФ, субъекты Федерации делают попытки улучшения
инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных инвестиций.
Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата является то, что
Россия на протяжении ряда лет имела положительное сальдо внешнеторгового
баланса (1993-1997 гг). Присоединение России к VIII статье Устава МВФ
способствует ускоренному проведению международных расчетов, что повышает
привлекательность инвестиций.
Госдумой РФ приняты поправки к закону "Об иностранных инвестициях",
готовится "Закон о свободных экономических зонах". Действуют
международные и российские организации, занимающиеся вопросами содействия
инвестициям в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация,
Росзарубежцентр и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и
всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще не находится
на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 1995 г. создан
Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики
РФ. Используя зарубежный опыт, эта организация предполагает привлекать
инвестиции по всему миру с помощью сети специальных инвестиционных агентств,
которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов,
предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, помогают
заключать контракты, оказывают поддержку после "продажи" инвестиций.
В том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз
(МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия
иностранным инвестициям. Функционирует Консультативный совет по иностранным
инвестициям. В его состав входят 25 руководителей крупнейших западных
компаний, инвестирующих в Россию ("Пепсико", "Пратт энд
Уитни" и др.).
Планируется также серьезно усовершенствовать российское налоговое законодательство,
ввести определенные коррективы в ход приватизации. В частности, перейти
от массовой и быстрой продажи предприятий к "точечным" продажам,
ориентированным на повышение эффективности производства. Важным документом
в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций
в экономику России стал Закон "О соглашениях о разделе продукции".
Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе
осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья
на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется
лицензией, которая выдается ему органом исполнительной власти Российской
Федерации.
"Соглашение" предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений
инвестора и государства прежде всего по линии уплаты налогов и других
Обязательных платежей. Их взимание по сути дела полностью заменено разделом
продукции по условиям соглашений, рентными платежами (см. схему).
мал. 6
|