Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 4 МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
КАПИТАЛА
4.4. Вывоз капитала из России
Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и Россия.
Каковы ее позиции в вывозе капитала?
Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним
из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола
бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за
рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные
долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом "экспорт
капитала", начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них
была основана там еще в советское время, однако подавляющее число - в
последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских
предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например,
аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии
и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.
Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно
на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же
преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических
и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства
на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена
там на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций.
Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.
Вывоз капитала из России осуществляется
двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму
"бегства капитала".
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении Совета министров
СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом". В этой связи к законному вывозу
капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия,
созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный
реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов
российских уполномоченных банков. На начало 1994 г. они составляли 20
млрд. долл., увеличившись толь-
ко за 1992 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994 г. банк "Менатеп"
приобрел двадцатипроцентный пакет акций в акционерном капитале группы
компаний "Валмет", выкупив часть пакета долевого участия американского
банка "Риггснэншил Бэнк оф Вашингтон".
Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого
"бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство
СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям
права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России
активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в
результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная
утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам
до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 1995
г. составил 12,3 млрд. долл.
В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы,
не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства.
Этот процесс, в частности, включает в себя:
1. Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1992 г. ее объем
составил около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат экспортной выручки
составил 2 млрд. долл. Наибольшие недопоступления в федеральный бюджет
отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.
2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых
в бартерных сделках;
3. Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей
поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов.
Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл.
в год.
4. В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно
"утекает" около 1 млрд. долл.
5. Контрабандный .вывоз СКВ и другие ухищрения.
В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается
включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых
операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской
экономики. "Бегство капиталов" учитывается в платежном балансе
по статье "Пропуски и ошибки".
Бегство капитала характерно для стран с галлопирующей инфляцией, высокими
налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России.
К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие
льгот И стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.
"Убегая" из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько
по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить
его в более стабильной экономике, без опасности быть экспроприированным.
Одновременно, памятуя о значительной степени криминализации нашего общества
в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть "бегства капитала"
составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж
является одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен
не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные
криминальные структуры.
Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки
капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз
капитала.
Контроль за движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль
над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу.
Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной
и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая
- преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских
предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков.
Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит),
то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.
Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна
быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех
и дыр для утечки капитала.
В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному
сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде
всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций,
направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении
страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические
зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских
фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет
должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.
Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться
путем применения следующих конкретных мер:
1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта
и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;
2) лицензирования вывоза капитала;
3) инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного
числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным
мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес,
и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической
мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать
создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным
как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций,
ищущих
прибыльного применения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина.-
М.: Журнал "Внешнеэкономический бюллетень". Дипломатическая
академия при МИД РФ, 1997.
2. Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.-
М.: Прогресс-Универс, 1994, гл. 3.
3. П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М.: Прогресс-Универс,
1992, гл. 24, 25.
4. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М.:
Международные отношения, 1994, гл. 6.
|