Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 3 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
3.5. Регионализм в международной торговле
Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX
века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации.
К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения
об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной
торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов
по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка
в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.
Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли,
Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА),
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
и др.
Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены
ниже:
1. Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия,
Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия,
Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада,
Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия,
Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд,
Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг,
Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото,
Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар,
Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия,
Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического,
экономического, исторического характера.
Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений
в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует
развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с
другой - создает
для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому
формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения
приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной
практике характеризуется как "торговое отклонение". Для получения
наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом "сравнительных
преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только
потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или
Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров
над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной.
При этом размах "торговых отклонений" может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений
является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами
соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют.
Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например,
рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай
импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить
их где-то еще.
рис. 5
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса
в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими
принципами. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не
перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых
отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики
группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках
отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между
некоторыми странами, перерастающие в так называемые "торговые войны"
(например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами
ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от "торговых войн" к внешнеэкономическим.
Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие
или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования
(тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.),
то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые
отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную
для этого инфраструктуру. И как результат - угроза их "отторжения"
либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов.
Завершающим шагом становится "кредитный удар", перекачка национального
дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий
и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия
отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом.
Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость
современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного
решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации,
ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной
торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с
этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих
условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых
блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми
для присоединения к ним других стран.
Генеральный директор Всемирной торговой организации - наследницы ГАТТ
Р. Руджеро призвал правительства стран-участниц ВТО содействовать развитию
многосторонней торговой системы. Это, по его мнению, не менее важно, чем
налаживание региональных систем. Предполагается, что создание глобальной
зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 году.
|