Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 3 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
3.3. Противоречия современной международной торговли
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть,
что либерализация становится ее основной тенденцией. Происходит значительное
снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты
и т. п. Иногда либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем
порядке. Так, например, проводилась внешнеэкономическая либерализация
в России. Форсированная либерализация внешнеторгового режима фактически
мешала решению задачи повышения конкурентоспособности российских производителей
на внешнем рынке и не способствовала их защите от иностранной конкуренции
внутри страны. Открытие российского рынка перед международными корпорациями
в одностороннем порядке (может быть вынужденное, но не всегда достаточно
взвешенное), наплыв импорта (часто недоброкачественного) не стимулировали
формирование рациональной структуры потребления и совершенствования материальной
базы производства.
Помимо либерализации внешнеэкономического фактора существует и противоположная
тенденция - сохранение, а иногда и усиление протекционистских тенденций
в торгово-экономических связях различных стран и их экономических группировках.
Так, области торговли текстилем, сельскохозяйственной продукцией тарифы
остаются высокими, а прогресс в сравнении квот на импорт достаточно медленный.
Невелики результаты и в снижении торговых барьеров в таких областях, как
морские грузоперевозки и возможности получения рабочих мест для иностранцев.
Например, США все еще взимают пошлину в 14,6 процента на импорт одежды,
что в 5 раз выше, чем средний налоговый сбор. Сопротивление уменьшению
тарифов сильнее всего в сельском хозяйстве. Пошлины на сельскохозяйственные
товары и другие связанные с ними барьеры в мировом масштабе достигают
в среднем 40%.
Помимо явной, открытой протекционистской
политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие
государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми
нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству,
введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например,
значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми
барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением
японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки
и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за
либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают
ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.
Роль ГАТТ/ВТО в разрешении противоречий международной торговли
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий
для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации.
Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ - Генеральное соглашение
о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами
в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование
31 декабря 1995 г.
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые
нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли
стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических
организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой
торговли.
Правовой механизм Генерального соглашения о тарифах и торговле основывается
на ряде принципов и норм:
- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением,
с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных,
импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и
сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах
товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним
налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;
- РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление
договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот,
которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство.
Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные
пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических
и физических лиц;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального
рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних
переговоров;
- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися
странами;
- разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров,
которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов
переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной
пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х
годов - около 4%.
К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.
С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее
членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г; в ВТО вошло 132 страны.
Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров
в рамках "уругвайского раунда". По мнению Рената Руджеро, генерального
директора ВТО, уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли "почти
такому же, как в золотом веке" (т. е. в 50-70-е годы).
Несмотря на формальную преемственность, Всемирная торговая организация
по ряду параметров отличается от ГАТТ.
1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений
выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат.
ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами,
касающимися абсолютно всех ее членов.
2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются
полноценными и постоянными.
3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности
ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым
аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая организация
регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью,
а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам,
ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.
Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных
задач. Во-первых - продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в
особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых оказание содействия
сфере торговли услугами. Новый раунд переговоров по торговле услугами
должен начаться в 2000 г. Цель - расширить соглашения 1997 г. по телекоммуникациям,
финансовым услугам и Интернету, а также завершить работу по соглашениям
по бухгалтерским услугам; в-третьих, ВТО нужно решить, насколько она будет
вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения
для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей
среды.
После образования Всемирной торговой организации появляется настойчивые
призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов
с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что
страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные "нерыночные"
преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания
ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также
Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле,
чем на Западе.
В ходе прошедшей в Сингапуре в декабре 1996 г. первой министерской конференции
стран-членов Всемирной торговой организации были сформулированы и другие
проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений
со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран, "регионализм",
т. е. широкое распространение соглашений о преференциальной торговле между
группами стран; либерализация рынка фармацевтики; "прозрачность"
системы государственных закупок; проблемы перемещения рабочей силы, морского
транспорта и др.
Кроме того, Всемирной торговой организации предстоит решать вопросы, поднятые
еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности,
санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой
на пути свободной торговли.
|