Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления. |
ЛЕКЦИЯ 6.
АВСТРИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА
3. Теория процента Бем-Баверка
Поскольку любая экономическая теория достаточно логична и закончена, не
стоит удивляться, что концепция альтернативных издержек присутствует и
в теории капитала и процента, разработанной одним из самых ярких представителей
австрийской школы Бем-Баверком. Эту проблему он рассматривает в работе
"Капитал и прибыль" (1879).
Теория процента как субъективной категории в зачаточном виде присутствует
и у упоминавшегося выше английского экономиста Сениора, который рассматривает
процент как плату за "воздержание" капиталиста, и у Дж.С.Милля.
Но стройность и законченность эта теория приобрела именно у Бем-Баверка,
который объяснил процент, используя общий для австрийской школы принцип
"убывающей предельной полезности" и концепцию альтернативных
затрат. Теорию процента Бем-Баверка иногда называют "психологической
теорией процента".
Что же является источником процента? Процент, по Бем-Баверку, возникает
из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть
люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Возможность
иметь доход сегодня, а не в будущем, получает свою оценку, которая и есть
норма процента. Но почему люди готовы платить за обладание благами сегодня?
Причина этого, по мнению Бем-Баверка, коренится в недооценке людьми будущего,
проистекающей из-за недостаточно развитого воображения, скоротечности
жизни и суверенности в завтрашнем дне. В результате этого появляется избыточный
спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента.
Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с фактором времени.
Но оценивает текущие блага выше будущих не только потребитель, но и собственник
денежного капитала.
Причина
в том, что последний предполагает возрастание в перспективе данного блага,
а следовательно, уменьшение предельной полезности его в будущем по сравнению
с настоящим. Кстати, это объясняет, почему в динамично развивающейся экономике
(что предполагает рост доходов населения) норма процента всегда будет
положительной. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни,
и тогда в условиях растущего дохода прирост текущего потребления даст
больше пользы, чем прирост потребления в будущем. Таким образом, у Бем-Баверка
вся проблема сведена к цене времени. Здесь мы видим неожиданное сходство
с взглядами Ф. Аквинского, который рассматривал процент как плату за время,
предоставляемое кредитором заемщику.
Однако время, как и "ожидание" капиталиста не могут сами по
себе быть источником ценности, как не может быть источником созревания
плодов дерева наше сидение под ним. В лучшем случае это может рассматриваться
как условие, но отнюдь не как причина. Признать, что источником всех форм
дохода, в том числе и процента, является неоплаченный труд рабочих, как
это сделал Маркс, Бем-Баверк не может и потому предлагает довольно оригинальное
решение проблемы. Согласно его логике, "труд является благом будущего",
так как он создает продукт по истечении определенного времени. Следовательно,
рабочий, в теории Бем-Баверка, предстает владельцем "будущего блага",
а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему "настоящее благо"
в форме заработной платы. Таков процесс обмена благами между рабочими
и предпринимателями. Блага, созданные трудом по истечении времени, из-за
более низкой оценки будущих благ по сравнению с настоящим, по ценности
превысят размер выплаченного вознаграждения за труд. Это превышение и
составит процент или прибыль. По мнению Бем-Баверка, добровольный характер
обмена отражает равноценность и справедливость отношений работодателя
и рабочего.
Как видим, у Бем-Баверка весь капитал представлен в виде средств существования,
авансируемых рабочим и рынок капиталов он рассматривает как рынок авансов,
на котором сегодняшний доход обменивается на будущий. Ставка же процента
выражает условия, на которых индивидам доступны эти альтернативы. Таким
образом, норма процента определяется при обмене труда на предметы потребления.
Рабочие недооценивают будущее, так как не могут долго ждать плодов своего
труда, и потому результаты чистой производительности капитала присваивается
его собственником.
Следует отметить, что Бем-Баверк не смог дать четкого ответа на вопрос,
кто должен определять разницу в ценности настоящих благ и благ будущих.
Необходимо было найти сколь-нибудь объективный фактор-оценку, поскольку
для этой роли не годились субъективные оценки ни рабочего, ни капиталиста.
Поэтому Бем-Баверк включает в теорию процента идею о косвенных ("окольных"
- в его терминологии, прим. автора) методах ведения производства, подразумевая
под ними удлинение периода производства на основании использования капиталоемких
процессов. Данное удлинение обосновано известным количеством звеньев производства
промежуточного характера, что имеет место до момента создания блага. Если,
например, Робинзон Крузо, рассуждает Бем-Баверк, использует часть времени
на изготовление орудий труда в ущерб сбору необходимых
продуктов питания, то его запас потребительских благ уменьшится. Однако
в будущем более совершенные орудия труда позволят Робинзону значительно
увеличит запас благ по сравнению с настоящим. В этом выражается чистая
продуктивность или производительность капитала. И значит, роль капитала
в производстве заключается в том, что он дает возможность использовать
более продуктивные "окольные" методы производства, которые однако
требуют и больших затрат времени. Бем-Баверк выдвинул положение, что величина
процента определяется удлинением периодов производства отдельных благ
в результате развития косвенных методов производства. Тем самым, величина
процента определяется чистой производительностью капитала, то есть его
способностью приносить определенный избыток продукта сверх затрат по его
применению, где процент как раз и измеряет дополнительный прирост и служит
показателем чистой производительности капитала. При этом техническое превосходство
сегодняшних благ над будущими заключается, по мнению Бем-Баверка, в том,
что сегодняшние блага, вкладываемые в "окольное" производство
позволят получить больше продукта в будущем, чем то же самое количество
благ, вложенных в будущем в непосредственное производство. Надо сказать,
что это слабое место его теории, поскольку сами инвестиции ограничиваются
временем, в течение которого мы согласны ждать, прежде чем начнем получать
отдачу. И хотя в теории Бем-Баверка процент выступает и как награда за
ожидание, и как показатель чистой производительности капитала, в итоге
все опять-таки сводится к положительной норме вре-
менного предпочтения. Идеи австрийской школы получили широкое распространение
и, как увидим в дальнейшем, вошли составной частью во Многие экономические
теории. Однако явная "однобокость" теории предельной полезности,
претендующей на объяснение всех Экономических процессов предопределила
рост влияния английской и американской экономических школ, к рассмотрению
взглядов представителей которых мы и обратимся.
|