Библиотека Воеводина _ "Практический менеджмент"/ Н.Я. Сацков :: Глава 13 ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии

  Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Практический менеджмент " / Н.Я. Сацков


 

Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

13. Повышение эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе оптимизации их деятельности
13.1. Трудовая деятельность женщин на современном этапе
13.2. Факторы эффективной деятельности и их специфические особенности
13.3. Способы частичной рационализации существующих отношений

13. Повышение эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе оптимизации их деятельности
Возрастающая активность и роль женщин в осуществлении экономических реформ, некоторые специфические особенности их деятельности обусловливают необходимость рассмотрения вопросов повышения эффективности женского труда в специальном разделе. Из всей совокупности возникающих проблем в данном разделе выделены для рассмотрения вопросы трудовой деятельности женщин на современном этапе и направления повышения эффективности индивидуального и коллективного труда женщин с учетом требований рациональной организации труда, психофизиологических и эмоциональных факторов деятельности.
Влияние женщин не дало жизни сделаться исключительно практической и эгоистической, спасло ее от вырождения в скучную и однообразную рутину, вдохнув в нее идеалистический и романтический элемент.
Г. Бокль
Дать женщине научное образование, укрепить ее суждение, дисциплинировать ее воображение - вернейшее средство способствовать внутреннему миру семейств и обществ.
П. Бер
Серьезное преимущество женщины перед мужчиной заключается в ее инстинктивной способности часто, быстро и бессознательно угадывать вещи, до которых мужчина доходит только после продолжительного глубокого размышления.
Г. Лебон


13.1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
наверх
Трудовая деятельность женщин имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическими аспектами человеческого организма. Внедрение технических разработок западного образца и западных технологий, сориентированных на большую интенсивность труда, может привести к повышенной нагрузке и воздействиям на женский организм, вызывая заболевания, связанные с особенностями женского организма, может вызвать рост травм, интоксикаций, химических и термических воздействий, нейрогормональных нарушений цикличных особенностей женского организма, возникновения новообразований, аномалий и т. п.
Руководители должны помнить, что с утверждением рыночных отношений, возникновением частной собственности и наемного труда жизнедеятельность женщин становится более интенсивной, вызывая повышенную нагрузку на женский организм и определенное его угнетение с возможными нежелательными индивидуальными и социальными последствиями.
Задача состоит в том, чтобы сохранить лучшую половину рода человеческого, а для этого следует непрерывно заботиться об улучшении условий труда и быта женщин, осуществлении комплекса мероприятий, повышающих уровень охраны женского труда. "Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны те, которые сохраняют ее".
Из всего комплекса работ по научной организации труда большое внимание следует уделять вопросам психофизиологического и эстетического обоснования трудового процесса, разработке мероприятий по совершенствованию работоспособности в течение длительного времени, сохранению здоровья, долголетия и нормального самочувствия женщины-труженицы. Бизнесменам и менеджерам следует учитывать, что научно-технический прогресс, имея всеохватывающее, значение, распространяясь на орудия и предметы труда, технологию, управление и организацию, приводя к управлению станками, цехами, заводами разработанных систем с использованием электронной техники, внедрению конвейерных систем, различных автоматических манипуляторов с программным управлением (роботов, заменяющих подчас работника при выполнении простых повторяющихся операций), являясь в то же время прологом к высшему этапу комплексной автоматизации производства, к его роботизации, не может подменить человека в развитии производства. Ведущая роль всегда останется за человеком труда, его активной, целенаправленной и целесообразной деятельностью.
Рабочий человек является главным элементом, главным условием производства, производительных сил, без него вещественные элементы производства функционировать не могут. В этой связи проведение работ по оптимизации его деятельности должно органически сочетаться с мерами, направленными на повышение эффективности индивидуального и коллективного труда работников. Особенно большое значение это имеет для оптимизации труда женщин, учитывая их возрастающую роль в общественном производстве, а также психофизиологические особенности женского организма.
При выполнении этих работ рекомендуется разрабатывать физиологически рациональные режимы труда и отдыха, организацию трудовых процессов, мероприятия по созданию благоприятных условий внешней среды и т. д.
Проектируя трудовой процесс в конкретных производственных условиях, целесообразно исследовать следующие группы факторов, определяющие характер требований, предъявляемых к исполнителю работы в зависимости от содержания, характера и условий, в которых она выполняется:
технико-технологические, определяющие требования к профессиональной подготовленности исполнителя для выполнения поручаемой ему работы, наличие необходимых технологических и других навыков и практического опыта;
организационные, характеризующие умение бригады, участка, линии работать в двигательном ритме, обеспечивая его строгое соблюдение в производственном подразделении;
физиолого-сенсорные, относящиеся к физическим данным и способностям анализаторов (зрение, слух, осязание и др.);
психомоторные, определяющие требования к способностям исполнителя в двигательной сфере трудовой
деятельности (быстрота реакции, темп движений, скорость, ритмичность, координированность, точность, гибкость и т. д.);
интеллектуального порядка, формирующие требования к умственной сфере деятельности рабочего и его специфическим способностям (наблюдательности, надежности, активности, ответственности и др.).
Определяя уровень влияния различных факторов на процесс труда, целесообразно пользоваться разработанной НИИ труда "Классификацией условий труда для установления льгот и компенсаций", применяя их более широко для облегчения женского труда, исходя из того, что если "уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка".
При этом физиологическое и психологическое обоснование трудового процесса должно обеспечить наилучшие условия для деятельности женщины. С этой целью целесообразно исследовать связи, существующие между объективными внешними условиями труда и эмоциональными реакциями человека на эти условия и, в частности, вызываемые рядом факторов, включая материальное стимулирование, привлекательность, содержание выполняемой работы и др., а также отношение женщины к труду, склад ее характера, настроение, складывающееся под влиянием эмоциональных реакций на те или иные факты реальной действительности.
К этой работе необходимо привлекать психологов и физиологов. "И наполнятся житницы твои до избытка, ц точила твои будут переливаться новым вином".
При выполнении работ по психофизиологическому обоснованию трудового процесса психолог должен:
непосредственно участвовать в исследовании профессиональной деятельности, используя методы психологического эксперимента, личного наблюдения, бесед, анкетирования социологических наблюдений, изучения результатов деятельности работников, анализа соответствующей документации и т. д.;
разрабатывать детальные психологические характеристики профессии работников, проводить профессиональный отбор и профориентацию, психологическую экспертизу и давать заключения о пригодности работников к определенному виду труда;
разрабатывать вопросы совершенствования взаимоотношений в трудовом коллективе, а также мероприятия по созданию оптимальной цветовой среды, уменьшению утомляемости и т. д.
Для физиологического обоснования трудового процесса физиолог участвует в исследованиях профессиональной деятельности работающих, разрабатывает физиологические характеристики отдельных профессий работников, а также мероприятия по физиологической рационализации рабочего места, рабочих движений, уменьшению утомляемости, по сокращению затрат мускульной и нервной энергии. В обязанности физиолога также входит: рассмотрение и выдача заключений на проектируемые мероприятия по механизации и рационализации отдельных операций, оборудования, машин, механизмов, оргоснастки, инструмента, участия в разработке научно обоснованных предложений, направленных на совершенствование форм разделения и кооперации труда, расширение совмещения профессий, многостаночного обслуживания и т. д.
При определении затрат физической силы, скорости, меткости, координации движений, ритмичности, быстроты реакции, скорости запоминания, объема и длительности сохранения в памяти полученной информации, концентрации внимания, переключения внимания, его устойчивости, скорости решения психологических задач разной сложности, анализа и обобщения наблюдаемых явлений, степени напряжения волевых усилий, эмоциональной реакции и других возможностей и особенностей работника целесообразно применять соответствующие приборы.
Большое значение имеют рациональные графики общего режима работы предприятия, организации с учетом местных производственных условий, а также графики для одно-, двух- и трехсменной работы цехов, участков, отделов, бригад, фирм.
Введение научно обоснованных режимов работы предприятий, разработка рекомендаций по повышению сменности и введению оптимальной режимности требуют дальнейшего глубокого изучения и исследования этих вопросов и, в частности, изучения результатов эксперимента, проводимого в других странах по введению режима свободного расписания, скользящих, гибких и индивидуальных режимов работы с фиксированной и гибкими частями рабочего дня. Целесообразно было бы провести эксперименты с ними на ряде предприятий, определить их социально-экономическую эффективность в условиях различной степени напряженности женских трудовых ресурсов в отдельных регионах. "Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности".
При выполнении этой работы особенно важно определить правильное чередование труда и отдыха с учетом характера производства, конкретных условий труда предприятия. При этом определяется рациональность как недельного, так и суточного режима труда и отдыха, разрабатываются оптимальные графики сменности. Введение многосменности должно определяться не только условиями технологии и организации производства, но и психофизиологическим состоянием работающих в разных сменах. При этом важно определять работоспособность в недельном рабочем цикле с учетом вегетативных сдвигов, а также изменения работоспособности в ночные смены.
Кроме указанного, значительным резервом повышения уровня трудовой деятельности женщин и лиц старших возрастных групп является научное санитарно-гигиеническое и эстетическое обоснование трудового процесса. Эстетизация производственной среды предполагает повышение культуры труда, его содержательности и привлекательности, что, в конечном счете, способствует повышению его производительности. Вопросы эстетизации производства должны решаться, прежде всего, при совершенствовании организации рабочего места, при конструировании производственного оборудования, инвентаря, при художественно-конструкторском решении интерьеров цеха и т. д. "Дайте ей от плода рук ее, и, да прославят ее у ворот дела ее!"
Опыт лучших коллективов по внедрению эстетики показывает, что целесообразно решать следующие вопросы в области эстетизации производственной среды: разработка интерьеров цеховых помещений, их деталировка и художественно-конструкторское решение средств, рациональная цветовая окраска оборудования и рабочих помещений; художественно-конструкторская разработка моделей производственной одежды и защитных средств, разработка мероприятий по поддержанию чистоты и порядки, в производственных помещениях; разработка систем озеленения территории предприятия и производственных подразделений; использование средств наглядной агитации и т. д.
Важным средством поддержания хорошего настроения работающих является умелое применение музыки на производстве, которая усиливает и облегчает двигательные функции корпуса человека: ног, рук, организует их, делает менее утомительным производственный процесс, вызывает душевный подъем. Она способна непосредственно влиять на психику человека как фактор эмоционального возбуждения, создающий определенное настроение в работе. Определяя возможность применения функциональной музыки на производстве, содержание и жанр музыкальных передач в зависимости от характера труда и интенсивности шума в цехе, режим передач, выбор музыкальных инструментов, акустические требования, предъявляемые к производственному помещению, способы размещения репродукторов и т. п., целесообразно учитывать следующее:
преследуя цель снятия эмоций отрицательного характера, с которыми человек иногда приходит на работу, и создания бодрого настроения для него, рекомендуется применять "встречающую" музыку к началу рабочего дня, которая должна отличаться энергичными, маршевыми мелодиями, мажорностью тона и четкой ритмичностью;
музыка, сопровождающая трудовой процесс, должна соответствовать его характеру и сочетаться с требованиями сосредоточения внимания, точности выполняемых движений;
при постепенном наращивании темпа работы (период врабатываемости) музыка должна способствовать преодолению замедленной ритмики деятельности организма, сложившейся перед началом рабочего дня и содействовать сокращению периода достижения нормальной производительности;
мелодичная выразительная музыка, отличающаяся мягким, ровным ритмом, бездействующим на ритм трудового процесса, и облегчающая выполняемые движения, должна транслироваться перед концом первой и второй полусмен, что отвлекает внимание человека от ощущения усталости, но и значительно замедляет ее наступление;
к концу смены, в период накопленной за день усталости и резкого снижения интенсивности труда, определяемого не только утомлением, но и предвкушением предстоящего отдыха, музыка должна быть бодрой, тонизирующей и подобной той, которую работники слышали перед началом рабочего дня, с еще более ярко выраженным маршевым и танцевальным характером.
Методические указания по этим вопросам даны в "Основных требованиях научной организации труда при проектировании предприятий, технологических процессов и оборудования", разработанных НИИ труда. Следует также разрабатывать научные мероприятия экономического и социального порядка с целью уменьшения затрат труда и обеспечения гармонического развития личности, а возможно это при условии, "если будешь призывать знание и взывать к разуму".

13.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
наверх
Известно, что психология прежде всего.определяется как наука о психических явлениях, причем в группу психических явлений входят процессы - мышление, восприятие, память, представление; психические состояния - эмоциональные, волевые; психические свойства, черты личности. Это все надо учитывать в специфической деятельности женщин, в частности, определить, сколько можно дать информации, чтобы человек ее усвоил, переработал и чтобы это усвоение было эффективно.
Менеджеры и бизнесмены должны учитывать, как зависят эти процессы от условий деятельности женщин, их возраста, от того, в какой обстановке осуществляется деятельность женского коллектива. Иногда бытует устаревшее мнение, что после 25 лет человек уже не может проявлять бескорыстную любознательность, что умственные связи уже установлены и способность к ассимиляциии исчезла.
Однако последние исследования свидетельствуют о том, что психика взрослого человека не является окаменелой, что в психологической структуре все время происходит переструктурирование, изменение, что структура интеллекта постоянно меняется. Исследователями психологической школы Б. Г. Ананьева было показано, что в возрасте от 22 до 25 лет в структуре интеллекта сохраняются как бы два ядра (по данным факторного и корреляционного анализа), к которым стягиваются все связи, соединяющие все психические процессы и их показатели. Эти два ядра - мнемологическое, то есть память и мышление, и аттенционное, та есть ядро внимания.
В возрасте от 30 до 35 лет в структуре интеллекта формируются уже три ядра: мнемологическое, логическое и аттенционное. При этом существование аттенционного ядра показывает, что направленность, и сосредоточенность сознания, которые и определяют внимание женщины, являются важным условием ее интеллектуальной деятельности. В возрасте 34-35 лет в структуре интеллекта образуется опять два ядра, происходит как бы "стягивание" этой структуры, и все корреляционные связи группируются вокруг логического и аттенционного ядра.
Практический интерес этих умозаключений для менеджеров и бизнесменов состоит в том, что, как показывают исследования школы Ананьева, логический компонент, компонент вербального, понятийного мышления остается все время ведущим в структуре интеллекта. И второй вывод - учение и образование, и особенно активная деятельность, оказываются очень мощным, постоянно действующим фактором, обеспечивающим высокий тонус мыслительной активности человека. Эти выводы говорят о том, что менеджеру и бизнесмену для обеспечения эффективности воздействия надо в первую очередь учитывать особенности мыслительной деятельности женщины-работницы, особенности того, как проходит процесс осмысления и перерабатывается информация.
Следует обратить внимание на то, что в работах психолога П. П. Блонского и затем в работах С. Л. Рубинштейна было доказано, что мыслительная деятельность имеет трехфазный характер. Специфика первой фазы - фазы возникновения какой-то проблемы - состоит в том, что мышление возникает тогда и только там, где есть мыслительная проблема, мыслительная задача. Блонский отмечал, что стереотипное, известное, штампованное не вызывает мышления. Мысль будится, вызывается только тем, что интересно, ново. Это должны учитывать бизнесмены и предприниматели, поставив перед работницами прежде всего мыслительную задачу, рассказав, какие проблемы будут рассматриваться, в чем сущность того нового, что предлагается, что здесь интересно и т. д.
Особенность второй фазы состоит в непосредственном решении мыслительной задачи, анализе и синтезе, установлении смысловых связей, сопоставлении понятий и образов для решения этой задачи. Как отмечал психолог Л. С. Выготский, "мысль все время стремится что-то соединить, установить какую-то связь", то есть мышление нормального человека все время устанавливает какие-то непосредственные или опосредованные смысловые связи. Мозг в процессе мышления постоянно находится в работе. Это надо учитывать менеджеру и бизнесмену, указывая путь и помогая работницам в анализе и синтезе, в решении поставленной задачи, способствуя тем самым третьей фазе мыслительного акта - принятию самостоятельного решения, выводу и умозаключению.
Менеджеры и бизнесмены должны исходить из того, что все мы различаемся по отношению к постановке или возникновению мыслительной задачи. Мозг каждого из нас по-разному относится к решению той или иной проблемы. Психологи отмечают, что есть люди, мозг которых все время "ищет": он выискивает проблему, решает ее, не удовлетворяется найденным решением, ставит новую задачу и т. д. Это пытливый, ищущий мозг. Есть и такие люди, мозг которых сам неохотно ставит мыслительную задачу, и если проблема перед ними поставлена, то нужно еще приложить очень много усилий, чтобы мозг включился в решение задачи. "Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает".
Большая же часть людей характеризуется тем, что, хотя они и не очень ясно, не очень четко ставят перед собой мыслительную проблему, если возникла проблемная ситуация, их мозг сразу же включается в решение задачи.
Все это говорит о том, что менеджер и бизнесмен не должны ориентироваться лишь на тех работников, которые сами ставят задачу и дают на нее ответ. Предпринимателю надо четко ставить проблему и ясно формулировать задачу. Особенность мыслительной деятельности заключается также и в самом процессе осмысления" установления смысловых связей в процессе восприятия, когда идет активная мыслительная деятельность.
К тому же следует отметить, что мозг работает как бы по принципу дискретной обработки материала, то есть в процессе осмысления менеджером или бизнесменом должны быть образованы какие-то порции, какие-то куски, которые "накапливаются" в процессе слушания, осмысливаются, и именно по ним выносятся смысловые решения. "Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства".

13.3. СПОСОБЫ ЧАСТИЧНОЙ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ
наверх
Разработка способов частичной рационализации существующих отношений обусловливает необходимость обращения к личности, учитывая нормативную ориентированность индивидуальной деятельности. Задача состоит в наблюдении и поиске закономерностей и принципов.человеческого взаимодействия и объединения, природы, форм, содержания и структуры человеческих групп и их деятельности, конфликтов, приспособления личностного и группового поведения.
Менеджеры и бизнесмены должны исходить из изучения и анализа реальных и многообразных действий и отношений людей в их деятельности, наблюдая и изучая те конкретные формы и пути, в которых протекает человеческая деятельность и проявляются отношения между людьми.
Решающая роль при этом должна отводится анализу деятельности и отношений людей и групп, того реально существующего общего, что имеется в отношениях и деятельности людей и что является специфическим по сравнению с экономическим, юридическим и другим содержанием и формами этой деятельности и отношений, а также изучению общей природы человеческих групп, того реально существующего общего момента в отношениях и деятельности работниц, который проявляется в наличии у них, без исключения, тех или иных эмоций, чувств, настроений, позиций, ценностей людей, то есть в наличии в них момента психической деятельности. Таким образом, менеджеру и бизнесмену рекомендуется анализировать отношения, изучать и осмысливать область сознания людей, деятельность работниц и их групп, уясняя для себя их взгляды, настроения и представления, с которыми они участвуют в предпринимательской деятельности и связанных с ней отношениях между двумя и более личностями, выясняя их взаимодействие. При этом следует учитывать, что это взаимодействие является основным социальным процессом в жизнедеятельности людей и их познание определяет способность одного человека делать себя понятным другому. "Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему".
Менеджер и бизнесмен призваны понять и использовать механизм, которому подчиняется сознательное отношение работниц друг к другу вообще, к окружающей обстановке, предпринимательской деятельности и т. п. Конечно, этот процесс является в значительной мере субъективным, поскольку определяет состояние умов, включая глубочайшие и возможно скрытые чувства и детали взаимодействия, и в то же время центральным, поскольку определяет ту степень необходимых умственных особенностей людей, которые делают возможным характерную для них кооперацию во взаимодействии.
При этом следует учитывать специфические моменты в сознании каждой работницы, складывающиеся в процессе ее отношений с другими, ее представление об окружающем и происходящем, включая и других людей, ее представление о себе, ее тип понимания действительности, вырабатываемый в результате жизненной практики, то есть изучение и использование всего комплекса практически обыденного сознания человека, самые яркие и характерные черты которого являются производными от непосредственных житейских отношений, в которых участвует работница, и той деятельности, которую она повседневно осуществляет. Таким образом, предприниматель призван изучать и использовать ту или иную форму и тип человеческого сознания, вызывающего взаимное отношение, психологическое содержание взаимодействия людей и действий каждого отдельного индивида, участвующего в этом взаимодействии, являющегося конкретным проявлением реальной деятельности и отношений людей и групп, их реального поведения и отношения в структуре нанимателя и нанимаемого, в условиях конкуреции и т. п., разрабатывая способы уменьшения трений между администрацией и рабочими.
По данным американских исследователей, наиболее эффективно в этом отношении перемещать и увольнять тех лиц административного персонала, которые не умеют придерживаться гибкой тактики по отношению к рабочим. Не унижать их чувства собственного достоинства, всегда иметь в переговорах с рабочими наготове "спасательные средства" - прежде всего шутку - и пускать ее в ход, как только ситуация становится напряженной; не напоминать о неприятных ситуациях, имевших место в прошлом; давать возможность рабочим заявлять о своих претензиях и т. п. Ибо "мудростью устраивается дом и разумом утверждается".
Рекомендации американского ученого Нокса базируются на его наблюдениях и говорят о том, что текущие частичные требования рабочих наиболее выгодно предпринимателю удовлетворять путем уступок. Рекомендуемые меры базируются на учете самой внешней стороны отношений между предпринимателем и рабочими - того, как сталкиваются их текущие интересы, например, по поводу улучшения условий труда, повышения заработной платы, удовлетворения того или другого нового требования.
Предпринимателю, бизнесмену или менеджеру необходимо определять, разрабатывать и использовать меры воздействия на групповое сознание действующих индивидов, выводя их, если надо, из состояния психологического заблуждения, которое иногда появляется у работниц. Следует учитывать также, что существо отношений, складывающихся между предпринимателем и рабочими, и основы таких явлений, как конфликты между ними, лежат в сфере коммуникации, то есть в области их понимания друг другом, в области их представлений друг о друге, а это обусловливает необходимость разработки системы поведения людей посредством преобразования их представлений, формирования изменений в сознании, которые вели бы к приспособлению работниц к данной социальной ситуации, к существующим и удовлетворяющим вас социальным условиям. Положительный эффект приносит также создание условий для отдыха и развлечения работниц, обслуживание товарными группами, формирование представлений и установок о желаемом и т. п. Помните, что "иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и одинако же беднеет".

<< Глава 12
Глава 14 >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Практический менеджмент " / Н.Я. Сацков