Библиотека Воеводина _ "Практический менеджмент"/ Н.Я. Сацков :: Глава 7 ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии

  Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Практический менеджмент " / Н.Я. Сацков


 

Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

7. Совершенствование методов ведения бесед, помогающих разрешению деловых проблем
7.1. Совершенствование методов проведения бесед
7.2. Время и место, отводимые для беседы
7.3. Установление взаимного доверия
7.4. Как быть всегда на высоте положения
7.5. Завершение беседы
7.6. Решение вопросов служебной дисциплины с помощью бесед
7.7. Работа по выдвижению и перестановке кадров
7.8. Правила ведения бесед на собраниях
7.9. Роль беседы для установления нормальных взаимоотношений с новым сотрудником
7.10. Роль беседы для создания дружного и работоспособного коллектива
7.11. Комплексное решение производственных и социальных задач с помощью бесед

7. Совершенствование методов ведения бесед, помогающих разрешению деловых проблем
Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому необходимо изучать и анализировать технические приемы проведения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом рекомендуется объективно оценить свое умение внимательно слушать собеседника, творчески обдумывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Необходимо помнить, что знание и практическое применение лучших технических приемов проведения деловых бесед приносят значительную пользу при решении любой задачи, связанной с управлением, помогают организовать дружный коллектив и его слаженную работу. "Золотые яблоки в серебряных, прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично".
Бизнесмену и менеджеру рекомендуется осмыслить, что представляет из себя индивидуум с его психикой в социальной среде. Прежде всего, - это продукт среды, как отмечают исследователи. Среда окружает его со дня его появления на свет и косвенно влияет на него даже раньше этого, через организмы его родителей. Она через воспитание определяет его практическое познавательное отношение к жизни; она при посредстве того положения, которое он в ней занимает, обусловливает его материальные и идейные интересы; она дает ему готовые формы мышления, как орудие и опору в его деятельности. Самые сильные и яркие индивидуальности - это те, которые больше всего подвержены социальным влияниям, которые наиболее полно отражают в себе жизнь социального целого; в них связь сознания с социальной средой особенно глубока и тесна. Таким образом, индивидуальная психика, из которой исходят психологические методы воздействия, уже ранее выработана объективной и социальной средой, уже зависит от нее, как производная функция.

7.1 .СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД
наверх
Совершенствовать формы и методы проведения бесед следует независимо от того, проводятся ли они для заслушивания простого устного сообщения человека или с целью подбора нужного, квалифицированного исполнителя определенной работы. При этом необходимо учитывать, что каждая удачная беседа, т. е. каждое личное эффективное общение по обмену информацией проводится с соблюдением определенных правил, изложенных в пунктах 7.1.1-7.1.5, которым вы вольно или невольно следуете. В связи с этим цель вашей деятельности состоит в изучении и сознательном применении их к всевозможным случаям проведения бесед, что позволит значительно повысить их эффективность и сократить время на их проведение. "Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет".
Необходимо помнить, что в результате каждой целенаправленной беседы можно получить сведения, необходимые для принятия решения, и, лишь учитывая всю совокупность обстоятельств, отыскать оптимальное решение. При этом задача состоит в том, чтобы заранее определить и выявить нужные факты, организовать их быстрый и умелый сбор, оценить их по достоинству и вовремя прекратить беседу после получения нужных сведений. Менеджеры и бизнесмены должны помнить, что все это возможно лишь в ходе продуманной беседы. "Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь".
В предпринимательской деятельности необходимо исходить из того, что эффективная беседа является испытанным методом обмена информацией, необходимой для работы, и к тому же самым простым, доступным и результативным из всех известных методов. Она идет на пользу обоим собеседникам, помогает установить взаимное доверие, необходимое для бизнесменов и предпринимателей в любой обстановке, повышает деловые качества как менеджеров и бизнесменов, так и рядовых исполнителей.
Зарубежные специалисты по управлению считают, что беседу можно считать экономически эффективной, если она является средством получения, а не выдачи информации, проверки и обмена информацией и используется для распределения и закрепления обязанностей при выполнении определенных заданий.
7.1.1. Определение конкретной задачи. Конечная цель любой беседы направлена на получение информации, являющейся основой решения. Вместе с тем в ходе беседы достигаются и второстепенные задачи, заключающиеся в проверке того, что собеседник может и хочет дать и дает вам нужную информацию. При этом важное значение имеет строгая целеленаправленность и правильная последовательность определения задач, для чего рекомендуется установить:
а) уровень квалификации работника, претендующего на данную должность, достаточна ли она;
б) сможет ли работник выполнять данную работу в данных условиях;
в) не найдется ли более подходящий работник для данного дела среди других, с которыми вы вели беседы.
В случае если во время беседы с работником, претендующим на должность, выяснилась недостаточная его квалификация, не тратьте напрасно время. Прекращайте беседу и не пытайтесь выяснять другие аспекты. При соответствий кандидатуры первому условию, но осложнении других требований и, в частности, условий найма, определите возможность рассмотрения этого вопроса в будущем. Если уверенности нет, обсуждайте или подыскивайте другую кандидатуру.
7.1.2. Составление плана беседы. Составляйте вначале предварительный план проведения беседы. Внимательно проанализируйте и попытайтесь осмыслить его. При этом необходимо учитывать, что если известны цели и порядок, которого следует придерживаться во время беседы, то необходимо определить наиболее приемлемые методы беседы и меру использования каждого из них. Целесообразно выбрать один из трех методов проведения бесед, указанных ниже, причем лучше всего исходить из его приемлемости в конкретных условиях:
метод регламентированной беседы по определенному образцу, изложенный в пункте 7.1.3;
метод целенаправленной беседы со взаимным обменом информацией, изложенный в пункте 7.1.4;
метод свободной беседы, изложенный в пункте 7.1.5.
7.1.3. Метод регламентированной беседы по определенному образцу. Проводите беседу по строгим правилам. Метод регламентированной беседы по определенному образцу дает лучшие результаты при использовании его как для достижения первой цели пункта 7.1.1 - по проверке пригодности кандидата к занимаемой должности, так и для получения от своих подчиненных сведений, необходимых в повседневной практике.
В первом случае проведение беседы рекомендуется начинать с простого составления перечня вопросов, подлежащих выяснению. Преимуществом рассматриваемого метода является то, что здесь можно получить ответы и реакцию работника незамедлительно, без соответствующей его подготовки и обдумывания, определить степень владения его специальностью. Итог беседы должен показать, что если кандидат разбирается в этих вопросах и дает разумные ответы, пользуясь нужной терминологией, то вполне обоснованно можно предполагать, что у него есть опыт и навыки работы в той должности, на которую он претендует.
Во втором случае, используя этот метод для получения от своих подчиненных сведений, необходимых в повседневной работе, лучшие результаты будут достигнуты, если вы составите и будете пользоваться стандартным контрольным перечнем вопросов.
7.1.4. Метод целенаправленной беседы со взаимным обменом информацией. Данный метод является наилучшим средством как для достижения второй цели пункта 7.1.1, чтобы убедиться в том, что претендент готов работать, прилагая максимум усилий при существующих условиях работы, так и при всех случаях обучения и воспитания кадров. Используя этот метод целенаправленной беседы, аргументируйте, логически обосновывайте убеждения и разъяснения, используйте рациональные логические доводы с целью преодоления неведения, субъективной, искаженной, неверной концепции собеседника по обсуждаемому вопросу. Критику неверных взглядов, установок и слабостей собеседника осуществляйте деликатно, тактично, осторожно, доброжелательно и великодушно, без всякой дискриминации и менторства. Как можно подробнее объясните исполнителю характер работы, сообщите о предоставляемых правах, благах, которыми будет пользоваться работник, и условиях работы, откройте перед ним благоприятную, оптимистическую перспективу, дайте конкретные рекомендации, которые следует усвоить и точно выполнять. Для успешного применения рассматриваемого метода требуется понимание того факта, что кандидат в ходе беседы должен получить не только полностью ответы на все свои вопросы, но и дополнительную информацию о предстоящем заседании. Исходя из этого рекомендуется заранее подготовить ответы на все предполагаемые вопросы, которые он может задать относительно работы и ее условий, а именно: специфические особенности работы, подробное ее описание, требования, предъявляемые в отношении квалификации смежной специальности, личных качеств, образование и т. п.
7.1.5. Метод свободной беседы. Рекомендуется использовать как при достижении третьей цели пункта 7.1.1 (определение того, является ли собеседник наиболее квалифицированным из нескольких кандидатов), так и во многих случаях повседневной практики управления, в частности, когда речь идет о дисциплине или установлении правильного отношения к работе.
В первом случае для достижения поставленной цели подчас бывает недостаточно информации, получаемой как ответы на поставленные соответствующие вопросы. Необходимо убедиться в умении претендента мыслить логически, самостоятельно и давать ответы на вопросы еще до того, как они заданы. Для этого попытайтесь вызвать кандидата на откровенность и прислушаться к его словам. Его действия, слова, поведение, жесты, интонации, выражение лица или улыбка подскажут вам его отношение к данной работе и его истинные интересы.
Во втором случае рекомендуется также тщательно продумать вопросы и метод ведения беседы, стараясь при этом предвидеть вопросы, которые могут быть заданы собеседником и заранее подготовиться к ответам на них. При этом исходите из того, что содержание получаемой вами информации будет зависеть от правильности и целенаправленности задаваемых вопросов. Подготовьте их заблаговременно. Вы избавитесь от неуверенности в процессе беседы, если они будут вами осмыслены и заранее подготовлены, и вам не будут угрожать непредвиденные паузы неловкого молчания в моменты продумывания и формулировки вопросов.
Основные (ключевые) вопросы подготовьте в письменной форме. Это на тот случай, если при одном варианте вы не получите требуемую информацию. Беседу же начинайте с незначительных вопросов, формируя и задавая их по ходу разговора. Этот же метод ведения беседы целесообразно использовать и с увольняющимися работниками, при этом, возможно, вам удастся получить такую важную для управления информацию, которую нельзя получить ни при каком другом виде беседы.

7.2. ВРЕМЯ И МЕСТО, ОТВОДИМЫЕ ДЛЯ БЕСЕДЫ
наверх
Частью общей процедуры планирования беседы является распределение времени в зависимости от значения, придаваемого отдельным аспектам беседы. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы правильно определять время, нужное для достижения намеченной беседой цели.
Тщательно спланируйте свое время с целью наиболее оптимального и эффективного его использования. Предоставьте такую же возможность и собеседнику, известив его заблаговременно о цели беседы. Вырабатывайте у себя привычку точно и четко определять цель беседы и количество необходимого для этого времени. Планируйте параллельно еще какую-то важную работу. Это позволит вам использовать резерв времени на случай, если беседа закончится раньше и останется неиспользованной часть времени, а также если вызванный работник не явится вовремя.
Внимательно продумайте время предстоящей беседы. Проверьте свое расписание. Установите, не вызовут ли вас самого к вышестоящему руководителю в это время. Определите оптимальность устанавливаемого времени и ситуации для вызываемого работника. Если вы предполагаете часовую беседу, а до конца рабочего времени с момента начала беседы остается 10-15 минут, - не начинайте ее. Беседа может не дать нужных результатов. У работника могут быть свои планы, встречи и т. п. Он будет опаздывать, нервничать, и вы не добьетесь поставленной цели. Учитывайте это. К тому же предоставляйте работнику возможность максимально использовать и свои интересы и цели во время беседы.
Выбирайте место проведения беседы с учетом его влияния на результаты. Добивайтесь умелого использования имеющихся возможностей, чтобы беседа приносила как можно большую пользу. При этом необходимо учитывать, что, если речь идет о найме работника на работу, лучшим местом для проведения беседы является ваше рабочее место. Если же для беседы приходится выезжать в другие населенные пункты, такие встречи можно устраивать или отменять в зависимости от наличия подходящего помещения, при этом стремитесь к созданию спокойной уединенной обстановки, удобной и простой. Определите также обеспеченность данной местности транспортным сообщением.
Если же вы собираетесь провести обычную беседу со своим подчиненным и считаете, что лучшее место для беседы то, где в знакомой обстановке вы можете держать себя непринужденно, все же постарайтесь предвидеть и осмыслить психологические моменты предстоящей беседы. Это место может оказаться не самым удобным для искреннего, откровенного разговора с работником. Учитывайте психологические моменты. Ваше рабочее место ассоциируется у работника с авторитарными методами управления, даже если вы ими и не пользуетесь. В этой обстановке он настораживается, ощущает определенную напряженность и подсознательное давление обстановки, что не покидает его до самого завершения беседы. "Помните, что слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток". Исходите из того, что лучшим местом для беседы является рабочее место вашего подчиненного. Там он больше склонен к откровению, чувствует себя более уверенно и почти непринужденно. Вырабатывайте умение поступаться своими удобствами ради достижения больших результатов, получения необходимой управленческой информации. Если же ваш собеседник работает в большой комнате или зале, идите к нему на рабочее место, просите высказывать свое мнение в присутствии сослуживцев, это укрепит его авторитет и престиж. Но учитывайте, что, если он не срабатывается с коллегами, питает к ним чувство неприязни, отчужденности, он не будет вести откровенной беседы в их присутствии. Вы не добьетесь намеченной цели, потеряете время, и ваши усилия будут напрасны. Изучайте своих подчиненных и правильно выбирайте место проведения беседы с учетом его влияния на результаты.

7.3. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ
наверх
Известно, что первые минуты встречи задают тон всей дальнейшей беседе независимо от того, делается ли это сознательно или случайно. В связи с этим продумайте, как лучше использовать эти минуты, чтобы создать непринужденную обстановку; это позволит значительно сократить время беседы и повысит ее результативность. Беседуя с кандидатом на какую-либо должность, помните, что обычно и вы, и он тратите всегда несколько секунд на то, чтобы оценить друг друга. В этой ситуации, прежде чем начать собственную беседу, вам обоим следует несколько остыть и найти общий язык, обеспечить психологическую совместимость. Рекомендуется для начала обменяться несколькими любезными фразами. Даже если вы и не знаете собеседника, держитесь с ним по-деловому, официально, но и в то же время дружелюбно. "Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели, брат".
Если же вы проводите деловую беседу с уже работающими сотрудниками, то всякий раз старайтесь найти лучший и довольно оригинальный способ начала беседы. Расположите собеседника к себе, дружески поприветствуйте его, покажите, что вы его знаете и помните. Это позволит устранить первоначальную натянутость, отвести психологический барьер несовместимости. Как свидетельствует практика, значение таких действий, как обмен любезностями и т. п., имеет важное и неоспоримое значение. В то же время в отношениях с подчиненными будьте всегда естественны и честны, радушны, вежливы и доброжелательны. 7.3.1. Сохранение основного направления беседы. Начало реализации ваших планов и действий вытекает из предшествующего периода создания атмосферы взаимного доверия, когда вы сами сориентировались и подготовили к взаимному общению своего собеседника. От начала до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели. Не теряйте времени на изложение друг другу прописных истин. Старайтесь не произносить страстных речей о важности того, что надлежит сделать, а сразу переходите к делу. Следует выдерживать последовательность продуманной и намеченной вами системы действий и порядка. Не пытайтесь внезапно изменить цель, продуманную и поставленную ранее, не известив об этом собеседника. Следуйте логике заранее осмысленных действий. Переходите к новому (другому) вопросу или действию лишь после того, как решите один. Старайтесь максимально использовать выработанные привычки, внимательно слушать и четко выражать свои мысли, строго придерживайтесь изложенных в работе рекомендаций и правил - как слушать и как выражать свои мысли, максимально используя их во время беседы.
7.3.2. Умение анализировать слова собеседника. Вслушивайтесь в смысл слов вашего собеседника, обдумывайте и анализируйте их. Исходите из того, что человек может слушать и не слышать то, о чем говорит его собеседник, если его мысли заняты другим. Развивайте внимание как избирательную направленность и сосредоточенность вашей психической деятельности в отношении собеседника, его слов, мыслей, действий. Не допускайте никакого предубеждения в отношении сообщаемой вам информации. В каждый данный момент сознательно и ясно воспринимайте только то, что для вас значимо, имеет отношение к вашей деятельности, внутренней или внешней. Настройте себя так, как будто его идеи и мысли являются самыми гениальными, обусловлены всем его умственным развитием и уровнем квалификации, результатом всей его жизни, установок, стремлений, опыта и мировоззрения. Анализируйте и осмысливайте его мысли, действия и поступки, стремясь познать их и включить в сферу своей деятельности.
7.3.3. Умение излагать собственные мысли. Пояснения излагайте четкими и простыми предложениями. Не усложняйте передачу информации собеседнику различными запутанными выражениями и формулировками. Учитывайте также интенсивность, контрастность и последовательность воздействия на психику человека различных выражений, сравнений. Добивайтесь взаимопонимания. Убеждайтесь, что все ваши пояснения понятны. "От плода уст человека наполняется чрево его; произведением, уст своих он насыщается".
7.3.4. Извлечение нужной информации. Ставьте вопросы так, чтобы обеспечить получение дополнительной информации, свежие, новые идеи и факты, а не давно известные истины. Помните, что умение правильно поставить вопрос - не меньшее искусство, чем на него ответить. Старайтесь избегать таких вопросов, на которые следуют однозначные ответы: "да", "нет". Лучше всего начинайте свои вопросы словами: "как вы думаете", "кто", "где", "что", "когда", "почему", "отчего", "как" и т. п. Такие вопросы будут побуждать вашего собеседника высказывать свое мнение, они требуют фактов, их осмысливания и интерпретации, обеспечивают интенсивный мыслительный процесс и ответную реакцию слушателя, дают возможность получить дополнительную информацию.
Однако учитывайте, что такие вопросы следует задавать лишь в том случае, если вы убеждены, что собеседник может на них ответить, в противном же случае избегайте их. Избегайте также вопросов двусмысленных, которые якобы, на первый взгляд призваны содействовать установлению того или иного факта, а в действительности это не так. Используя метод наводящих вопросов, т. е. вопросов, подсказывающих желаемые для вас ответы, вы должны учитывать и помнить его возможности. С таким же успехом иногда вы и сами можете на них ответить. Исходите из того, что слабости людей вообще, а подчиненных в особенности, побуждают их давать такие ответы, которые, по их мнению, вы от них ждете. Получив самый незначительный намек, они мобилизуют всю свою энергию, чтобы ответить так, как вам это понравится.
7.3.5. Умение варьировать вопросы. В процессе беседы, по мере достижения определенных результатов, варьируйте свои вопросы, стремясь максимально достигнуть намеченной цели. При этом, если у вас появилась идея, которая, по вашему глубокому убеждению, является вполне реальной и будет способствовать решению данной проблемы, но вам необходимо получить консультации и убедиться в этом еще раз у высококвалифицированного специалиста, начните беседу с постановки общего вопроса. Убедитесь в компетенции собеседника, его ясном и четком представлении данной проблемы. А уж затем переходите к конкретным частным вопросам. Старайтесь за самое короткое время получить необходимый объем нужной вам информации. Попытайтесь обосновать реальность вашей программы и ее осуществимость достаточным количеством фактов и подтверждений в ее осуществимости. Заканчивайте беседу постановкой общего вопроса, раскрывающего возможность проверки и внедрения вашего предложения или идеи. Следуя таким действиям, вы получите в результате беседы план решения своей задачи от начала и до конца.

7.4. КАК БЫТЬ ВСЕГДА НА ВЫСОТЕ ПОЛОЖЕНИЯ
наверх
Выполняйте четкие требования, предъявляемые к беседе (см. пп. 7.1.1; 7.3). Стремитесь создать идеальную атмосферу доброжелательности и дружелюбия. Для этого старайтесь производить хорошее впечатление и вырабатывайте стиль дружелюбно настроенного делового человека, . предвидя такие же устремления и со стороны вашего собеседника. Попытайтесь приложить максимум усилий, чтобы быть приятным, чтобы завоевать расположение собеседника, если это, конечно, не противоречит и не мешает достижению ваших целей. Но вместе с тем будьте и реалистом, учитывайте, что завоевание вами расположения подчиняется действию закона убывающей отдачи, что может отразиться на достижении поставленной вами цели.
Будьте твердым, но всегда справедливым. Часто вам приходится для выполнения возложенных функций быть строгим, обстоятельства могут вынудить вас быть даже резким. Если ваш подчиненный допустил какой-то неблаговидный проступок и вы его вызываете Для беседы, он догадывается, что она не будет приятной. Он знает, что вы будете строгим и твердым, но он надеется, что ваши действия и решения будут справедливы. Старайтесь быть всегда на высоте положения во время беседы. Соберите заранее все доступные сведения о деятельности этого работника. Узнайте о нем все со слов его непосредственного руководителя. "Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен". Попросите его дать объяснения своим проступкам, выслушайте внимательно причины, укажите на недостаточно эффективную и качественную работу. Выяснив причины плохой работы, примите меры по ее улучшению и повышению качества.
Каждая целенаправленная беседа может дать сведения, которые необходимы для принятия решения и соответствующего действия. Выявив факты и оценив их потребность -для дальнейшей работы, необходимо организовать их быстрый и умелый сбор и зафиксировать получаемую информацию в пригодной для дальнейшего использования форме. При этом рекомендуется (по возможности) вести протокол беседы с целью сохранения информации неискаженной или же применять систему символов. И лишь в исключительных случаях можно, доверяясь своей памяти, держать весь ход беседы в голове. При этом все же необходимо сразу же после беседы зафиксировать на бумаге ее содержание, записав как можно полнее ответы, вашего собеседника и давая одновременно оценку его поведения во время этих ответов. Для этого следует планировать для себя по несколько минут после каждой беседы для подведения итогов и фиксации полученной информации. Опыт показывает, что подобная практика помогает гораздо лучше понять причины плохой работы и принять меры для их устранения, для рационализации и совершенствования трудового процесса.

7.5. ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ
наверх
Определите подходы и разработайте систему прекращения беседы сразу же после получения нужных сведений. Необходимость этого обусловлена тем, что некоторые собеседники, преодолев подчас свою сдержанность и доверившись вам, не могут остановиться, и если им позволить, то беседы могут тянуться до бесконечности. Помня, что прекратить такую беседу, не задев самолюбия человека, не всегда так просто, как кажется, в ваших обоюдных интересах найти тактичный предлог для завершения беседы. Это обеспечит вам значительную экономию времени. Причем ваша участь будет облегчена, если вы разговариваете с подчиненными в их помещении. В любой удобный момент вы можете сказать им несколько прощальных слов, поблагодарить, распрощаться и уйти. Но если же эта беседа проходит в вашем кабинете, подчас целесообразно сослаться на то, что у вас срочная работа, делая это настолько тактично, чтобы у уходящего от вас человека осталось впечатление, что вы хотите его выслушать, скоро вновь с ним встретитесь и что вы всегда готовы выслушать его в течение всего рабочего дня. Помните, что наиболее эффективный путь к прекращению беседы - поблагодарить вашего собеседника за помощь, за уделенное вам время, за проявленный интерес и т. п. "Кто Хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда",
Преследуя цель прекратить беседу, попытайтесь объяснить собеседнику ваши дальнейшие действия и поступки, попытайтесь предпринять действия, демонстрирующие, что вы собираетесь использовать полученные сведения немедленно или же, особенно если беседа не дала ожидаемых результатов, предложите ему еще .раз осмыслить обсуждаемые вопросы и предполагаемые действия. Наряду с этим можно отправить вашего собеседника с просьбой что-либо , сделать сейчас же. А можно заблаговременно разработать вместе с секретарем или помощником систему, направленную на то, как и когда должна быть прервана беседа.
Проанализируйте и критически разберите свое поведение во время беседы. Это позволит вам объективно оценить собеседника, критически разобрать свое поведение как собеседника, пытаясь найти собственные ошибки и упущения. При этом разбор рекомендуется проводить, выясняя следующие вопросы:
1. Четко ли я формулировал свои вопросы? Не были ли его неточные ответы ответами на мои неточно сформулированные вопросы?
2. Не забыл ли я сообщить ему что-либо, что следовало сказать? А если бы я ему это сообщил, то как бы оно повлияло на его ответы?
3. Всегда ли я добивался получения удовлетворительного ответа на любой вопрос? Мог ли я применить другой метод для получения ответа?
4. Говорил ли он мне, что думал, или же пытался сообщить мне то, что я хотел бы услышать? Не подсказал ли я ему сам нужные мне ответы, задавая наводящие вопросы?
5. Остался ли он доволен беседой? Какое у него осталось обо мне впечатление?
6. Могла ли проходить беседа более откровенно и целенаправленно в другом месте? Какие упущения и недостатки были и как их предотвратить в будущем?
7. Четко ли была доведена до собеседника цель беседы? Возможно, целесобразнее было бы прямо и конкретно указать, что меня интересует?
8. Был ли я внимателен и целенаправлен? Были ли мои действия и поступки логически выдержаны и соответствовали ли они намеченному плану? Распылялся ли я в процессе беседы, отвлекали ли меня его внешность и поведение? Воспринимал ли я лишнюю, ненужную мне информацию? Сколько времени потерял зря на это?
9. Не выглядел ли я в роли обвиняющего, а он в роли защищающегося? Не были ли мои поступки и действия поверхностными? Достаточно ли они были аргументированы и обоснованы?
10. Были ли обеспечены непрунужденность и обоюдное уважение взглядов и позиций? Обеспечивался ли критический разбор расхождений во взглядах на одни и те же поступки и действия?

7.6. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ПОМОЩЬЮ БЕСЕД
наверх
Поддерживайте служебную дисциплину с помощью личных бесед. Это ваша прямая обязанность (наряду с наказанием) согласно установленным полномочиям. Однако необходимо помнить, что дисциплинированность должна быть в личности самого руководителя. Надлежащая дисциплина возможна лишь в том случае, если вы сами будете служить примером дисциплинированности. Решайте вопросы незамедлительно, вызывая к себе нарушителей для личных бесед с глазу на глаз. Старайтесь заблаговременно определить цель обсуждения и пытайтесь шире использовать методы убеждения и воспитания, направив их на предотвращение повторения подобных действий. Соберите необходимые сведения о работнике и определите его мнение по ряду вопросов обсуждаемой проблемы. Предоставьте возможность работнику полностью высказаться и самому оценить свой поступок. Не устраивйте из беседы какого-то судилища (если это не злостный нарушитель) или допроса. Правильно подбирайте место и время предстоящей беседы. Добивайтесь взаимного доверия, подчеркивая, что вы за справедливое, честное и деловое решение. Покажите своими действиями и поступками крайне серьезное отношение к его нарушениям, укажите на то, что вы не хотите враждовать, но и не собираетесь поощрять, потакать таким действиям. Записывайте его ответы, этот прием надолго оставит в памяти нарушителя данную беседу. Прекращайте беседу немедленно после достижения цели.
Пользуйтесь методом беседы при доведении приказов и распоряжений до исполнителей. Целесообразность такого подхода обусловлена тем, что многие люди чувствуют себя уязвленными, когда им в весьма определенной форме указывают, что и как они должны сделать, даже если это для них абсолютно необходимо. Наряду с этим лишь немногие возмущаются, когда начинается разговор о том, как они справились со своим заданием. В связи с этим, доводя задание до исполнителей, целесообразно стремиться к оптимальному сочетанию требовательности и демократичности. Лучшим проявлением качеств руководителя в этих условиях явится умение вызвать подчиненного на разговор и путем направления беседы, умелого влияния на сотрудника проводить определенную линию, преодолевать неверные суждения, не прибегая к крайностям, не впадая в амбиции, не ссорясь и не настраивая сотрудника против себя. Преодолевайте в себе сухость и резкость в общении с ним. Необходимо учитывать, что лучше всего цель достигается при непосредственном взаимном обмене мнениями, а не при одностороннем командовании.
Выполняя данную работу, необходимо:
объяснить задание, подлежащее выполнению, и узнать мнение сотрудника о возможности и сроках его выполнения;
затем ответить на его вопросы и в случае необходимости пояснить, как лучше и целесообразнее выполнить данное задание;
объяснить ему сроки, устанавливаемые для выполнения данного задания, убедить его в их реальности;
указать на необходимость информирования вас о ходе выполнения задания, узнать, есть ли у него какие-либо вопросы, касающиеся данного задания или процесса его выполнения.
И в заключение попросите его кратенько повторить ваши указания полностью или с момента, скажем, выяснения того, с чего он собирается начать работу.
После того как задание доведено, вы должны создать хорошие условия для его своевременного и качественного выполнения, проявив тем самым доверие к способностям, умению и трудолюбию подчиненного. "От плода уст cвoих человек насыщается добром, и воздание человеку - по делам рук его".
Специфика работы руководителя такова, что подчас возникают многие специфические проблемы, которые имеют отдаленное отношение к его основной задаче - выполнению работы в срок. Постоянно возникающие мелкие неотложные вопросы отнимают массу времени и внимания, однако необходимо учитывать, что они связаны с главными вопросами, а их распределение по уровням управления относительно. На практике руководитель имеет дело со всем их комплексом, но все же на каждом уровне доминирует одна из функций, внимание руководителя сосредоточивается на разрешении определенного круга специальных проблем. Именно эти специальные проблемы и составляют то действительно главное, что оправдывает существование занимаемого поста, и что вся работа, за которую руководитель отвечает, ее качество и количество непосредственно зависят от правильного решения этих проблем, морального состояния подчиненных, а следовательно, и производительности их труда.

7.7. РАБОТА ПО ВЫДВИЖЕНИЮ И ПЕРЕСТАНОВКЕ КАДРОВ
наверх
Увязывайте беседы, связанные с выдвижением и перестановкой кадров, с задачей улучшения всей работы. Проводите работу так, чтобы работник стремился заработать каждое следующее повышение, а не чувствовал себя благодарным вам за сделанное продвижение. Во время беседы с подчиненным о его выдвижении или повышении разряда рекомендуется придерживаться следующих важных правил:
прежде всего, не считайте себя покровителем;
не пытайтесь произвести впечатление своей щедростью или каким-то барством, а исходите из объективности и реальности;
будьте скромным и сдержанным, не приписывайте себе лишних заслуг, даже если вы способствовали развитию способностей работника;
позвольте работнику самому прочувствовать достигнутые им успехи в работе и достижения, повлиявшие на повышение его в должности;
не напоминайте ему постоянно о преимуществах и благах, связанных с новой должностью, и не поднимайте много шума при незначительном повышении;
определите открываемую перед ним перспективу и воз можности в связи с продвижением его по службе, в таком направлении организуйте его дальнейшую деятельность.
Никогда не выдвигайте некомпетентного человека на руководящую должность. Не делайте и даже не пытайтесь (при любой поддержке) выдвинуть человека не по заслугам и деловым качествам. Это приведет к подрыву вашего авторитета, доверия к вам со стороны подчиненных. В самом крайнем случае предоставьте такому человеку индивидуальную работу, но не наделяйте его какой-либо властью. Исходите из того, чтобы вы и ваши действия были направлены на дальнейшее укрепление и развитие общей системы управления, частицей которой вы сами же являетесь.
7.7.1. Беседы, связанные с понижением работника в должности. Помните, что ничто не сможет так укрепить ваше положение в коллективе, как понижение в должности нерадивого работника. И, наоборот, ничто не портит так вашу репутацию, как неправильный подход к решению подобных вопросов.
Если начали проявляться первые симптомы неудовлетворительной работы, постарайтесь провести с работником индивидуальную беседу у себя в кабинете без свидетелей и посторонних. Предупредите, что разговор будет сугубо конфиденциальным, без распространения. После этого укажите на результаты работы подчиненного, проанализируйте его деятельность за какой-то определенный период. Свяжите общие результаты работы вашего коллектива и меру участия конкретного работника, определив его упущения. Причем укажите конкретно на упущения. Объясните работнику, как их можно исправить. В случае же злостных нарушений определите срок, необходимый для исправления допущенных ошибок. Наблюдайте за работой этого работника. Если он не предпринимает усилий, направленных на исправление своих действий, то обсудите результаты его работы в коллективе, на его рабочем месте. Учитывайте при этом воспитательное воздействие коллектива. Будьте справедливы, настойчивы, объективны в оценке работы подчиненного. Иначе он сможет убедить коллег в несправедливости требований и нанесет какой-то ущерб вашему авторитету. Крайние меры применяйте в исключительных случаях. Возможно, что после всего этого ваш подчиненный исправится и будет работать добросовестно.
7.7.2. Беседы, связанные с увольнением работника. Проводя прощальную беседу с уходящим от вас работником, преследуйте прежде всего главную цель - вскрытие причин текучести кадров, возможных ваших ошибок и недостатков, которые видны сотрудникам. Не ожидайте, что на прямые вопросы вы получите и прямые ответы. Важна тщательная длительная подготовка к хорошей прощальной беседе. При этом ваша задача с самого начала сводится к тому, чтобы среди всех объяснений причин, побудивших работника перейти в другую организацию, найти пути для улучшения своей работы. Учитывайте, что если собеседник отказывается раскрыть причины, побудившие его поменять место работы, возможно, что он это делает из-за вашего стиля и методов руководства, применяемых вами приемов и действий. Искусство ваше как руководителя проявится в умении узнать ею мнение о стиле вашей работы, о ваших упущениях и т. п.
Лучше всего это сделать путем предварительной подготовки перечня вопросов для такой беседы. За основу можно взять те некоторые расхождения, которые были в последнее время. В любом случае - будет дан ответ или нет - вы все же заставите задуматься уходящего работника над вопросами взаимоотношений, охарактеризовать вас как руководителя, поскольку "как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое".
Такую беседу лучше всего проводить в последний день его работы в утренние часы, после его разговоров с коллегами и друзьями, но перед получением трудовой книжки. Настройтесь на дружественный тон беседы, ведите себя непринужденно. Обеспечьте и ему то же. Предложите работнику поговорить с вами для его же пользы. Задавая наводящие, тщательно продуманные вопросы, постепенно подходите к главному вопросу, одному из следующих:
1. Если бы я предпринял действия, направленные на предупреждение вашего решения об уходе, как бы вы к этому отнеслись и что надо было бы предпринять?
2. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы вы остались работать или кто сможет заменить вас?
3. Что вы считаете самым важным в своей работе? Какой совет вы бы дали своему преемнику?

7.8. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БЕСЕД НА СОБРАНИЯХ
наверх
Применяйте ранее изложенные правила успешного проведения бесед к проведению различных заседаний, конференций, собраний. При этом учитывайте, что собрание - это, по сути дела, многосторонние беседы, поэтому очень легко проводить собрания в форме беседы, если рассматривать всю аудиторию как одно лицо. Однако необходимо учитывать, что подготовка к собранию является более кропотливой, а определение достигнутых результатов - более сложным, но правила поведения как на собрании, так и в частной беседе должны оставаться одними и теми же. Собирайте людей только тогда, когда собрание действительно .необходимо. Целесообразно руководствоваться следующими причинами для созыва собрания:
необходимость дать определенные разъяснения или сообщения по важным, перспективным вопросам, затрагивающим интересы коллектива, и выработать соответтвующее решение;
выяснить мнение коллектива по данному вопросу с целью обеспечения поддержки большинства по предполагаемому решению;
дать указания по методике и технике выполнения работы;
нацелить коллектив на мобилизацию внутрипроизводственных резервов, направленных на выполнение поставленных задач.
Анализируя все правила ведения бесед (пп. 7.1-7.6) и приспосабливая их к вашим конкретным условиям ведения собрания, рекомендуется руководствоваться следующим:
определите стержневую идею, главную задачу вашего выступления;
постарайтесь понять своих слушателей, представьте себе, что они желают услышать и узнать из вашего выступления. Это поможет вам донести свои мысли до аудитории и весьма важно для решения организационных вопросов;
исходите из того, что понимание проблемы - это половина успеха, а полный успех может быть достигнут наряду с этим за счет соответствующей подготовки вы ступления; при этом постарайтесь осмыслить и предусмотреть все нюансы вашего выступления для достиже ния поставленной цели, предусмотрите вопросы и будъте готовы ответить на них, обеспечьте себя вспомогательным фактическим материалом и т. п.;
планируйте краткое, деловое и целенаправленное выступление; исходите из того, что слушатели пришли специально за тем, чтобы узнать о достижениях, задачах или качестве работы;
исходя из поставленной цели и задач, определите время и место проведения собрания, обеспечьте удобные места для слушателей, акустику; предварительно сообщите время проведения собрания;
создайте атмосферу взаимного доверия; пригласите, если это необходимо, сторонних специалистов или своего руководителя в случае, если необходимо обеспечить большее доверие слушателей;
будьте целеустремленны, энергичны и настойчивы, проводя свою идею в жизнь; поддерживайте оптимальную напряженность в аудитории, говорите простым, живым, понятным языком; задавайте тон ходу ведения собрания, убеждайте принимать ваши решения;
ведите записи по ходу собрания; исходите из того, что во время совещаний, заседаний вы можете получить нужную информацию и эффективно ее использовать;
закрывая собрание, подведите итоги, еще раз определите положительные моменты вашего предложения, призовите слушателей претворить эти реш.ения в жизнь, к сотрудничеству в этом вопросе.
Наряду с этим в ходе подготовки и проведения собрания и совещания овладевайте элементами ораторского искусства, обеспечивайте себе поддержку аудитории, говорите убедительно, увлекайте слушателей своим выступлением, выбирайте оптимальную дистанцию общения, минимально используйте написанный текст, лучше заменить его тезисами. Учитывайте, что "кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа".
Применяйте ранее изложенные правила успешного проведения бесед к проведению занятий по повышению квалификации. При этом необходимо учитывать, что самый больший эффект достигается при разумном сочетании беседы и показа. К чтению лекции необходимо готовиться так же, как и к проведению беседы. Двигайтесь к своей цели неуклонно, но достаточно медленно, чтобы ваши слушатели могли вместе с вами двигаться к ней. Прежде всего слушателям необходимо объяснить:
суть и цель работы, последовательность ее выполнения и результативность;
специфические аспекты различных сторон задания, последовательность его выполнения,
Стройте выступление так, как будто вы самому себе даете указания, обращаясь в то же время к аудитории. Это значительно повысит качество и эффективность усвоения материала слушателями.
Повторите еще раз главную идею работы и попросите задавать вам вопросы с тем, чтобы вы могли убедиться в усвоении материала слушателями. Если материал усвоен плохо или недостаточно, изложите основные положения еще раз. Попросите слушателя повторить какие-то важные моменты, но с вашей помощью, затем - без вашего непосредственного вмешательства, самостоятельно. Оцените его старания, уточните и исправьте ошибки, неточности. Потребуйте от него полного повторения последовательности вводимых действий и в случае положительного ответа поздравьте с освоением нового метода или приема. Обеспечьте применимость его в практике, использование работником полученных знаний и навыков.

7.9. РОЛЬ БЕСЕДЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С НОВЫМ СОТРУДНИКОМ
наверх
Постарайтесь установить правильные взаимоотношения с новым сотрудником сразу же после приема его на работу. Проведите с ним основательную беседу вне зависимости от того, беседовали вы с ним раньше или нет. Прежде всего поздравьте его с началом работы в новой организации, затем познакомьте его с рабочей обстановкой и действующими порядками и постарайтесь подробно изложить те требования, которые предъявляются к нему как к работнику. После этого остановитесь на тех возможных трудностях и осложнениях, которые могут возникнуть в процессе его трудовой деятельности, предупредив, что "богатство от суетливости истощается, а собирающий трудами умножает его".
При поздравлении нового сотрудника с началом работы в вашей организации следуйте правилам общей этики. Вежливо и тактично обращайтесь к работнику с первой же встречи с ним на рабочем месте, т. е. с того дня, когда он приступает к выполнению своих непосредственных обязанностей. Расскажите ему об организации, сделайте исторический экскурс, покажите цех и участок, где ему предстоит работать. Познакомьте с коллегами. Объясните возлагаемые на него обязанности, суть предстоящей работы и ее условия, его роль и место в выполнении общих задач, возлагаемых на организацию. Ответьте на возникающие вопросы. Если вы не сможете сделать все это самостоятельно в силу ряда объективных причин, поручите вашему заместителю исполнить эти обязанности, и все же найдите потом время поговорить с новым работником.
Подробно изложите новому сотруднику требования, предъявляемые к нему как исполнителю данной работы. Лучше всего это сделать путем детального разбора всех аспектов его работы, их особенностей и специфики. Представьте ему должностных лиц, которые могут дать разъяснения по данной работе, уточнить какие-то детали. Ознакомьте с требованиями по качеству, формами и системой отчета, должностными обязанностями.
Ознакомьте нового сотрудника с обстановкой, существующей в организации. Будьте реалистом. Говорите о существующем положении дел, о взаимоотношениях среди сотрудников так, как есть на самом деле, а не представляя все в розовом свете. Не идеализируйте положение, расписывая то, как могло бы быть, а не как сейчас работает организация. Исходите из того, что "при многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен".
Подготовьте нового сотрудника к трудностям, с которыми ему придется столкнуться в процессе работы. Это особо важно, если сотрудник меняет направление своей деятельности и не сталкивался ранее с работой такого рода. Укажите ему на ошибки, возникающие чаще всего, и отметьте, какие действия необходимо предпринять по их предотвращению и по каким признакам можно обнаружить их возможное появление. Укажите, где он может получить консультации.
В случае его предстоящего контакта с людьми, которые имеют трудный характер, намекните и подскажите, как лучше с ними ладить. Раскройте лучшие их качества, отношение к работе, уровень знаний и квалификации.

7.10. РОЛЬ БЕСЕДЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДРУЖНОГО И РАБОТОСПОСОБНОГО КОЛЛЕКТИВА
наверх
Беспристрастные беседы, имеющие личностную направленность, являются одним из лучших средств повышения эффективности и качества работы, самосовершенствования работника, увеличения его вклада в общую результативность, создания дружного и работоспособного коллектива. Ведите индивидуальные целенаправленные беседы в соответствии с вышеизложенными рекомендациями с тем, чтобы каждый из вас и вы сами четко определяли свое место в коллективе, возможные перспективы и т. п. Создавайте атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания, товарищества, уважительного отношения друг к другу, искренней расположенности друг к другу, дружбы, взаимопомощи, работоспособности, принципиальности и ответственности, сочетающуюся с высокой внутренней дисциплиной, улучшением всей коллективной деятельности. Решающим фактором успешной жизнедеятельности коллектива является здоровый психологический климат. Учитывайте и направляйте духовную атмосферу коллектива, проявляющуюся как в стиле и тоне отношений людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Не абсолютизируйте, но и не игнорируйте межличностные, неофициальные, неделовые отношения, отношения симпатии и антипатии. Направляйте взаимоотношения коллег таким образом, чтобы соблюдалась четкая субординация, не внешняя, формальная, а основанная на заслуженном авторитете руководителя, его высоких нравственных качествах. Формируйте дружелюбие, честность, правдивость, способность к критике и самокритике.
Однако учитывайте, что эгоизм, как и самопожертвование, при определенных обстоятельствах - необходимая форма самоутверждения индивидов.
Руководствуйтесь в своих действиях и добивайтесь того, чтобы все больше раскрывался социальный и умственный потенциал коллектива, росли его активность и инициатива, его сознательное, ответственное отношение к труду, к положению дел в стране в целом. Стремитесь к нахождению гармоничного сочетания интересов и прав каждого человека с интересами и правами коллектива, общества, государства, учитывайте, что это, возможно, одна из самых сложных задач, но ее надо решать для того, чтобы каждый человек с наибольшей полнотой и пользой (для себя и других) смог бы раскрыть себя, проявив все доброе, заложенное в нем природой.
Доводите до сознания ваших сотрудников, что успех каждого на своем рабочем месте обеспечивает в конечном счете успех коллектива. Развивайте у них подлинно гармоничные отношения, добивайтесь тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Напоминайте им, что "благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам".
Наряду с этим не забывайте и о "борющемся человеке" Томаса Гоббса, который считал, что "не нужно приписывать массе единое действие, в чем бы оно ни состояло. Поэтому масса не может давать обещаний, вступать в соглашения, приобретать права, переносить их на других, создавать и иметь их, владеть ими иначе, чем поименно или поголовно, т. е. таким способом, при котором существует столько же обещаний, соглашений, прав, действий, сколько и людей".
Так же, как декартово "мыслю, значит существую" (cogito ergo sum) всюду известно гоббсово "человек человеку волк" (homo homini lupus). Ради точности заметим, что эту мысль Гоббс (1588-1679) перенял у Плавта (254-184 до н. э.), который сформулировал ее в "Ослах". Но для автора "Левиафана", который исповедовал взгляд, что все борются со всеми, что действительность - это не что иное, как неустанная война всех со всеми (bellum omnium contra omnes), констатация волчьего характера у людей была результатом этого общего тезиса.
Почему люди борются между собой? По мнению Гоббса, выраженному в "Элементах философии", "...наиболее частая причина, в силу которой люди желают вреда друг другу, состоит в том, что многие одновременно хотят обладать одной и той же вещью, которой, однако, они чаще всего не могут пользоваться сообща и которую невозможно поделить между ними. Отсюда следует, что ее нужно отдать сильнейшему, а кто сильнейший, решит борьба", Цель борьбы может быть определена следующим образом. Люди борются для того, чтобы уничтожить, убрать, подчинить себе своего противника, или же, добавим от себя, чаще заменить одного на другого. Всегда ли нам необходимо применять все наши силы и средства для победы над противником? Гоббс, как праксеолог, утверждает, что необходимо ориентироваться в ситуации, а та иногда позволяет применить угрозу, показать, что можно победить, что можно уничтожить, но в том нет смысла. Лучше, когда противник, увидев, что может случиться, обратится к своему разуму и сдастся без ненужной боли и потери средств. В праксеологии замену определенных трудных действий более легкими, а именно демонстрацией возможности выполнения этих трудных дел, Тадеуш Котарбинский называл потенциализацией.
Гоббс является сторонником рациональных, а не вызванных аффектом действий. Чувство для него - это попросту расстройство мышления. Рациональным является предвидеть будущее и действовать, опираясь на опыт, накопленный в прошлом. И именно опыт составляет необыкновенное богатство человека, в котором он не всегда отдает себе полностью отчет. Никакие способности, блеск ума, "естественная ориентировочная способность", положенные на одну чашу весов, не перевесят другой, на которой мы разместили бы опыт. Но, как утверждает Гоббс, есть лишь четыре власти человеческой природы - телесная сила, чувство, разум и опыт. Разум и опыт создают коалицию и управляют силой, которой у человека мыслящего руководит исключительно чувство.
Очень современные взгляды демонстрирует Гоббс, рассуждая в "Основах философии" об исчислении. Он полагает, что складывать (или вычитать) можно не только числа, но и действия, движения и т. п.

7.11. КОМПЛЕКСНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ БЕСЕД
наверх
Руководитель, как правило, дает рекомендации подчиненным лишь по вопросам, касающимся работы. Однако это совсем не означает, что он должен отказываться от рассмотрения личных вопросов своих подчиненных. Ситуация во многих случаях бывает такой, когда достаточно лишь просто выслушать подчиненного, чтобы решить его проблему. Доверительная беседа помогает, способствует разрядке, повышает трудовую и целесообразную деятельность работника. Относитесь доброжелательно, корректно и справедливо к своим подчиненным, не ущемляйте их самолюбия, бережно относитесь к их правам и репутации. Выслушивая подчиненных, не спешите со своими советами, а в зависимости от характера дела рекомендуйте им обращаться к тем или другим специалистам. Проявляйте сдержанность, самообладание, критическое отношение к возможным конкретным действиям. Добивайтесь единства в решении производственных и социальных задач. Учитывайте, что "скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит".
Примите меры для повышения производительности труда в случае переплетающихся личных и производственных проблем. Исходите из того, что каждый слушающий является зрелым человеком, способным хорошо вести свои личные дела и ориентироваться в производственной ситуации. Помните, что целесообразнее всего в этой ситуации отметить конкретные недостатки в работе подчиненных и предоставить им возможность исправить их. Лишь с этих позиций ваше вмешательство в личные дела подчиненных будет эффективным и результативным. Учитывайте двойственность функций социального управления на уровне индивидуума, а именно: развитие его творческой активности и повышение степени удовлетворенности реальным бытием. То есть если работнику, с одной стороны, предъявляются обществом, коллективом и его руководителем требования повышения творческой активности и целесообразной его деятельности в соответствии со способностями, то с другой - он стремится с помощью коллектива удовлетворить основные свои потребности и предъявляет требования к условиям и содержанию труда, уровню вознаграждения и т. п.
Учитывайте, что показателем ценности личности выступает не материальный достаток, служащий лишь средством ее развития, а полнота, с какой аккумулированные ею знания, мысли, чуветва, социальный опыт "работают" на общество. От интеллектуального, нравственного богатства одного человека всегда должны выигрывать многие. Истинное богатство человека, таким образом, - это его глубинное проявление, которое выражает себя как общественная направленность всех его сил, качеств, способностей. Гармонизация общественных, коллективных и личных интересов предполагает последовательное формирование праксеологически мыслящей и действующей личности, нетерпимой к проявлениям эгоизма, накопительства, рвачества, бесхозяйственности, разгильдяйства, нарушению норм общежития. "Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его".
Направляйте личные устремления и интересы на решение производственных проблем, добиваясь их совпадения. Утверждайте в сознании и поведении сотрудников приоритет производственных интересов. Связывайте их успешное решение с расширением возможностей по самореализации, квалификации, одаренности и талантливости работника. Воспитывайте в своих сотрудниках нравственные, волевые качества, целеустремленность, стремление к знаниям, творчеству и совершенству. "Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его".
Менеджерам и бизнесменам рекомендуется выработать у себя привычку использовать в своей деятельности правила Декарта, занимавшегося способами результативного действия. В своем "Рассуждении о методе" французский философ приводит четыре правила, которые он для себя составил и решил "...постоянно соблюдать их без единого отступления.
Первое: никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье: располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как го ступеням, до познания наиболее сложных, допускал существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.
И последнее: делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено".
Правила Декарта имеют огромное значение для человеческой деятельности. Праксеологи знают, ка*с часто мы пользуемся его наблюдениями. Следующие рекомендации так или иначе согласуются с правилами Декарта.
Объективно оценивайте выполненную работу и заслуги исполнителя. Ведите беседы относительно оценки выполненной работы, роли и заслуг исполнителя в этом. Несмотря на ряд специфических проблем, общая процедура этой работы, ее цели все же могут вполне укладываться в общую схему проведения бесед (пп. 7.1-7.6). Целесообразно установить периодичность проведения бесед относительно оценки выполненной работы, что обеспечит значительную экономию времени за счет предварительного планирования бесед, достигнутых в процессе осуществления целей и результатов. Однако-не превращайте это в пустую формальность. Стремитесь к менее официальным беседам. В такой ситуации это окажется более эффективным и результативным. Возьмите себе за правило и регулярно обсуждайте результаты работ подчиненных на совместных заседаниях. Причем обсуждения следует проводить независимо от качества и полноты выполнения.
При этом стремитесь к доброжелательной дружеской атмосфере, выработав и определив, вместе с тем, четкие, ясные и определенные требования к качеству и объему работ, доводя их до сознания каждого работника. Не исключено, что беседы по оценке и критериям выполненных работ при подведении итогов приведут к возникновению многих новых проблем и дискуссий. Не пугайтесь и не игнорируйте их. Отбирайте лучшие предложения и используйте в своей повседневной практике. "Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни".

<< Глава 6
Глава 8 >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Практический менеджмент " / Н.Я. Сацков