Библиотека Воеводина _ "Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов и др. ... ГЛАВА II. Становление и развитие итнрапренерства в организационно-производственных структурах ... 2.2. Системный анализ процесса становления интрапренерства ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница   
"Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов_ Оглавление





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

ГЛАВА II. Становление и развитие итрапренерства в организационно-производственных структурах

2.2. Системный анализ процесса становления интерпренерства

Исследование процесса становления интрапренерства проводится на основе нсформации традиционной организационно-производственной структуры (базового предприятия) в предприятие предпринимательского типа.
Оно включает анализ:
целей интерпренерства;
предпосылок становления интерпренерства;
процесса формирования условий для интрапренерства;
процесса создания предпринимательской структуры;
завершающей фазы становления интерпренерства.
Спрогнозируем структуру целей становления интрапренерства. Генеральной целью интрапренерства является решение проблем партнеров, осуществляющих эту деятельность. Это цель 1-го уровня. Ее можно представить в виде кортежа показателей целей 2-го уровня:

где:
- главная цель базового предприятия;
- главная цель предпринимательской структуры.
В свою очередь в главных целях партнеров по интрапренерству можно выделить локальные цели 3-го уровня.
Так, для базового предприятия их можно представить в виде кортежа показателей-подцелей:

где:
- необходимость получения средств для "выживания" (инвестиции для модернизации, повышения конкуренции и т.п.);
- необходимость в создании базы для перспективы, для дальнейшего развития предприятия;
- желание получить дополнительную прибыль;
- потребность в улучшении материально-технического снабжения.

где:
- получение необходимых средств для текущей деятельности (оборотных и т.п.);
- получение средств для модернизации продукции, повышения ее конкурентоспособности;
- получение средств для технического перевооружения производства.
Необходимость в создании базы для дальнейшего развития предприятия можно представить в виде кортежа следующих показателей подцелей 4-го уровня:

где:
- создание, отработка новой перспективной продукции;
- создание, отработка новых технологий;
- отработка новых подходов в организации производства, управления, сбыта и т.п.
Желание получить дополнительную прибыль можно представить в виде кортежа показателей-подцелей 4-го уровня:

где:
- получить дополнительную прибыль за счет более эффективного использования материально-технических ресурсов;
- получить дополнительную прибыль за счет более эффективного использования материально-технических ресурсов;
- получить дополнительную прибыль за счет более эффективного использования финансовых ресурсов.
Потребности материально-технического снабжения можно представить в виде следующего кортежа показателей-подцелей 4-го уровня:

где:
- удовлетворить потребности в сырье, материалах;
- удовлетворить потребность в комплектующих изделиях;
- удовлетворить потребность в инструменте, оборудовании, оснастке и т.п.
Для предпринимательской структуры локальные цели 3-го уровня можно представить в виде кортежа следующих показателей-подцелей:

где:
- обеспечение экономической эффективности предпринимательской деятельности;
- удовлетворение социально-психологических потребностей предпринимателя.
Желание обеспечить экономическую эффективность предпринимательской деятельности можно представить в виде кортежа показателей-подцелей 4-го уровня:

где:
- обеспечить высокую норму прибыли;
- обеспечить быструю окупаемость капиталовложений;
- обеспечить высокую ликвидность бизнеса;
- обеспечить надежность и долговременность бизнеса.
Удовлетворение социально-психологических потребностей предпринимателя можно представить в виде кортежа следующих показателей-подцелей 4-го уровня:

где:
- желание творчества и самореализации;
- желание повысить свой статус и благополучие;
- желание создать свой бизнес.
Наглядно соподчиненность и взаимосвязь целей интрапренерства представлена в виде "дерева целей" (см. рис.2.3).
Предпосылки, то есть предварительные условия для интрапренерства, обусловлены существованием:
потребности в предпринимательской деятельности;
потенциальных ресурсных возможностей для их реализации.
Эти предпосылки могут объективно возникнуть, созреть на традиционном предприятии как под воздействием внешней среды, так и под влиянием внутренних условий (см. рис.2.4).
Предприятие является динамической системой, параметры которой под влиянием внешних и внутренних факторов меняют свое состояние за время D t. За этот период на предприятии могут возникнуть проблемы, решаемые с помощью предпринимательства и возникнуть (или существовать) условия для его существования.
Рассмотрим ситуацию, когда в определенный момент возникли (или созрели) проблемы, решение которых возможно на основе предпринимательства.
Входной импульс примет следующий вид:

УИБП (tпз) = УИБ(tпз); УИП (tпз)
где:
УИБП - импульс базового предприятия, включающий предпринимательские потребности;
УИБ(tПЗ) - компонента базового импульса предприятия, определяющего его основную производственно-хозяйственную деятельность в момент зарождения предпринимательских потребностей;
УИП(tПЗ) - компонента импульса нового, дополнительного, возникшего в последнее время, который выражает потребность предприятия в предпринимательстве.
Это выражение означает, что в импульсе системы появилась новая компонента - потребность, которую можно удовлетворить при помощи предпринимательства.
Импульс к предпринимательской деятельности предприятия можно представить в виде:

где:
- потребности выживания, получения финансов для поддержания основного производства;
- потребности получения дополнительной прибыли;
- потребности перспективы, развития предприятия.
Потребности выживания () связаны с кризисом основного производства, отсутствием средств для ведения и развития основной деятельности.
Потребности получения дополнительной прибыли (У2ип) объективно всегда присутствуют, даже при эффективной работе основного производства.
Потребности перспективного развития () возникают на начальной стадии затухания (с учетом жизненного цикла продукции). Причем освоение новой продукции, нововведений на действующем производстве затруднительно, а иногда и невозможно.

Рис. 2.3. "Дерево целей" интрапренерства
Рис. 2.3. "Дерево целей" интрапренерства
Рис. 2.4. Потребности, формирующие предпосылки для становления интрапренерства
Рис. 2.4. Потребности, формирующие предпосылки для становления интрапренерства

Проанализируем параметры, характеризующие предпосылки интрапренерства. Их можно представить в виде:

SИП = < УИП; ХСБП >

где:
- кортеж показателей, описывающий предпосылки для становления интрапренерства;
- импульс к предпринимательской деятельности, описывающий потребности в ней;
ХСБП- состояние базового объекта, определяющее наличие базовых ресурсных возможностей (предпосылок) для предпринимательства.
К базовым ресурсным возможностям предпринимательской деятельности относятся потенциальные его возможности, для чего требуется изыскать:
необходимые для этого финансовые ресурсы (ХФП);
необходимые материально-технические ресурсы (ХМТП);
кадровые ресурсы для предпринимательской деятельности (работы в предпринимательских структурах (ХКП)

ХСБП = < ХФП; ХМТП; ХКП >

В дальнейшем, при разработке программы становления интрапренерства разрабатываются мероприятия по переводу потенциальных ресурсных возможностей в реальные.
Управленческое воздействие по анализу предпосылок для интрапренерства (Uп) можно представить в виде укрупненного логического алгоритма (рис. 2.5).
Более подробно последовательность и содержание основных процедур анализа и их последовательность представлены ниже. Он включает:
Анализ потребности предприятия в выживании, получении финансов для поддержания основной деятельности, модернизации производства и т.п.

Рис. 2.5. Укрупненный логический алгоритм анализа предпосылок интрапренерства (UП)
Рис. 2.5. Укрупненный логический алгоритм анализа предпосылок интрапренерства (UП)

Анализ потребности предприятия в поиске, разработке, освоении перспективной продукции.
Анализ финансовых возможностей для предпринимательства.
Анализ материально-технических возможностей для предпринимательства.
Анализ кадровых возможностей для предпринимательства.
Анализ организационных возможностей для предпринимательства.
Анализ целесообразности развития предпринимательской деятельности путем сопоставления потребности в предпринимательстве и ресурсных возможностей.
Принятие решения о целесообразности и возможности интрапренерства.
Формирование предпринимательских целей и направления их реализации.
Условия интрапренерства характеризуются готовностью базового предприятия к формированию предпринимательской структуры.
Процесс формирования этих условий можно представить в виде:
ХСПУ(tПУ)=F[ХСБ(t0); UПУ, (tПУ)]
где:
ХСПУ(tПУ) - параметры состояния на время t, включающие дополнительные предпринимательские возможности (условия);
ХСБ(t0) - параметры состояния на первоначальном этапе;
UПУ(tПУ) - управленческое воздействие, направленное на формирование предпринимательских условий.
Представленная выше модель показывает, что создание условий для предпринимательской деятельности на базовом объекте обеспечиваются путем специального управленческого воздействия.
Результаты процесса трансформации базовых параметров можно представить в виде:
ХСБУ(tПУ) = < ХСБ(tПУ); ХСПУ(tПУ) >
где:
ХСПУ(tПУ) - кортеж показателей, описывающих создание условий предпринимательства.
Состояние объекта, создающее возможности для предпринимательской деятельности можно представить в виде:

где:
Х- наличие человеческого капитала для предпринимательской деятельности, который по своим профессиональным и социально-психологическим параметрам подходит для соответствующей деятельности (качественно и количественно);
ХМТУ - наличие производственных возможностей для дополнительной предпринимательской деятельности;
ХФУ - наличие финансовых ресурсов для развития предпринимательской деятельности;
ХКУ - организационная культура, способствующая духу и практике предпринимательства.
Рассматривая человеческий капитал, необходимый для предпринимательства, его можно в свою очередь представить кортежем показателей:

где:
- наличие человека, субъекта предпринимательской деятельности, инициатора и главного реализатора предпринимательской идеи или иначе - интрапренера;
- наличие людей, которые хотят и могут по своим личностным данным участвовать в предпринимательской деятельности.
Производственные возможности предприятия для дополнительной предпринимательской деятельности выражаются в возможности предоставлять часть производственных мощностей для целей предпринимательства, в возможности передавать для этих же целей сырье (), отходы (), оборудование (), площади ().

Финансовые ресурсы для предпринимательской деятельности могут представлять собой часть прибыли предприятия () или сумму кредита, которую предприятие может получить в банке () то есть:

Организационная культура включает в себя:
систему ценностей, направленную на инициативу, творчество, новаторство и воспринимающую объективную потребность предпринимательства ();
стиль руководства, создающий основу для творческого, инициативного труда ();
систему руководства и управления, делающую возможным создание предпринимательских структур ();
систему материального и морального стимулирования предпринимательской деятельности (), то есть:
1 2 3 4
X КУ = (Xку; Xку; Xку; Xку);

Алгоритм, описывающий управленческое воздействие по формированию условий для интрапренерства (UПУ) представлен на рис. 2.6. Он включает в себя следующие процедуры:
Формирование организационной культуры предприятия (ценностей, целей и т.д.), реорганизация системы управления и стимулирования, инициирующей и поддерживающей творческую, новаторскую деятельность персонала.
Создание системы стимулирования и отбора перспективных предпринимательских идей и их носителей.
Подбор интрапренера-человека, выдвигающего и призванного реализовать предпринимательскую идею.
Создание возможностей и стимулов для формирования команды по реализации предпринимательской идеи (во главе с ее автором).
Локализация основной традиционной деятельности и интенсификация использования производственной мощности и ресурсов, связанных с нею с целью получения резервов, которые могут быть использованы для предпринимательства.

Рис. 2.6. Алгоритм создания условий для интрапренерства
Рис. 2.6. Алгоритм создания условий для интрапренерства

Выделение для развития предпринимательства ресурсов. Коммерциализация отдельных видов резервов с целью получения средств для предпринимательства.
Логические блоки алгоритма Uпу - (1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а) описывают анализ результатов предыдущих процедур, и при их положительном разрешении исполнитель переходит к следующему по порядку блоку. При отрицательном результате могут быть двоякие выводы:
условия для интрапренерства не созданы;
либо необходимо вернуться к выполненной ранее одной из процедур, пересмотреть ее и снова идти по цепочке действий.
Условия для становления интрапренерства приводятся на рисунке 2.7.
Заключительный этап становления интрапренерства - создание предпринимательской структуры на базе сформированных ранее условий.
Процесс формирования предпринимательской структуры имеет следующий вид:
ХСПП (tПС)=F[ХСБУ(tПУ); UПС(tПС)]
где:
ХСПП(tПС) - параметры состояния предприятия предпринимательского типа, в которое трансформировалось базовое традиционное;
UПС - управленческое воздействие, обеспечивающее создание предпринимательских структур на базовом объекте;
tПС -время создания предпринимательских структур на базовом предприятии.
Показатель состояния предприятия предпринимательского типа можно представить в виде кортежа следующих показателей:
ХСПП = (ХСБ ; ХСПС)
где:
ХСБ - компонента, характеризующая состояние структур базовых, продолжающих выпускать традиционную продукцию;
ХСПС - компонента, характеризующая состояние предпринимательской структуры.
Состояние предпринимательской структуры описывается следующим кортежем показателей:
ХСПС = (ХЧПС; ХМТПС; ХФГС; ХКПС)
где:
ХЧПС - человеческие ресурсы (персонал), способные реализовать предпринимательскую идею и выпускать соответствующую продукцию;
ХМТПС - материально-техническая основа (оборудование, площади и т.п.) для выпуска продукции, соответствующей предпринимательской идее;
ХФПС - финансовые средства для стартовой деятельности предпринимательской единицы;
ХКПС - организационная культура, предполагающая создание условий и духа истинного партнерства базового предприятия и предпринимательской структуры.

Рис. 2.7. Условия для становления интрапренерства

Рис. 2.7. Условия для становления интрапренерства

Управленческое воздействие по созданию предпринимательской структуры (UПС) можно укрупненно представить в виде логического алгоритма (рис. 2.8). Он включает следующие процедуры:
Разработка бизнес-плана (технико-экономическое обоснование бизнеса).
Разработка проекта производственной части (технологической, строительной и т.п.).
Организационно-правовое оформление предпринимательской структуры.
Подбор (получение от партнера) помещения и его подготовка.
Приобретение (получение от партнера) оборудования и монтаж.
Подбор персонала.
Закупка сырья.
Начало выпуска продукции.
Разработка бизнес-плана (позиция 1) проводится на основе выработанной на предыдущем этапе предпринимательской идеи с учетов выделенных для предпринимательской деятельности ресурсов. На основе технико-экономического анализа уточняется эффективность создаваемого бизнеса [66].
Логически процедура 1а предусматривает сравнение ожидаемой эффективности (Эопс) с минимально допустимой (Энд) (доходность от банковских операций и т.п.
При разработке технологического проекта уточняются состав оборудования, технология, площади, коммуникации и т.д. На этой основе уточняются необходимые ресурсы и затраты для создания данного бизнеса, то есть необходимая сумма инвестиций. Если она существенно превышает запланированную, то необходимо пересмотреть бизнес план.
Выбор организационно-правовой формы существования предпринимательской структуры (хозрасчетное подразделение или самостоятельная предпринимательская единица с определенным статусом) более подробно рассматривается в разделе 2.3. Общие требования, которым должны удовлетворять параметры предпринимательской структуры приведены на рис. 2.9.

Рис. 2.8. Логический алгоритм процесса создания предпринимательской структуры (UПС)
Рис. 2.8. Логический алгоритм процесса создания предпринимательской структуры (UПС)

29.gif (8219 bytes)
Рис. 2.9. Требования интрапренеров к предпринимательской структуре

Функционирование предприятия предпринимательского типа, существующего на принципах интрапренерства, можно представить в следующем виде:
ZРИ(tп)=F[ХСПП(tп); Уипп(tп)]
то есть результаты интрапренерства (Zри)(tп) являются функцией от состояния предприятия предпринимательского типа и внешнего импульса, характеризующего потребности (цели и задачи) предпринимательства на данном объекте.
С учетом того, что структура предприятия предпринимательского типа включает два элемента: базовую структуру и предпринимательскую, ее можно представить в виде:
ZРИ(tп)=F[XСБ(tп);УИБ(tп)]+F [ХСП(tи);УИПС(tП)]
Очевидно, что условием эффективности интрапренерства будет:
ZРИ(tП)=[ZИБ(tП)+ZИП(tП)]R max.
Рассмотренные выше выражения обуславливают один из базовых принципов интрапренерства: результат интрапренерства определяется как сумма результатов деятельности партнеров базовой и предпринимательской структур, и зависит от их эффективности.
На основе вышесказанного процесс развития предпринимательства на принципах интрапренерства можно представить в виде:
ХСПП(tП)=F[ХСБ(t0);UИ(t0)]
Управляющее воздействие UИ, обеспечивающее становление интрапренерства включает в себя локальные управляющие процедуры (локальные управляющие логические алгоритмы UП,UУ, UПС), описывающие трансформацию базовых параметров в требуемые.
Обобщающий укрупненный алгоритм представлен на рис. 2.10.

Рис.2.10 Укрупненный алгоритм формирования интрапренерства
Рис.2.10 Укрупненный алгоритм формирования интрапренерства

<< ГЛАВА II. 2.1. Основные положения системного подхода к исследованию интрапренерства
ГЛАВА II. 2.3. Методы и формы организации интрапренерства >>