Библиотека Воеводина _ "Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов и др. ... ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства в условиях переходной экономики России ... 1.2. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии

Библиотека Воеводина ... Главная страница   
"Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов_ Оглавление





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства

1.2. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства

Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной российской экономики.
В то же время следует признать, что среди ученых и практиков, занимающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные противоречия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.
Многие директора предприятий и менеджеры крупных акционерных обществ считают себя предпринимателями, хотя их деятельность в значительной степени контролируется собственниками средств производства.
Многие считают, что предпринимательская деятельность в полной мере осуществляется в рамках мелкого бизнеса предпринимателем, который является собственником и менеджером своего предприятия. Существует так же мнение, что "предприниматель - это самостоятельно в интересах дела действующий управленец" [5].
Так, в настоящее время, существуют два принципиальных и в какой-то мере противоречивых взгляда на предпринимательство. Согласно первому взгляду предпринимательство "...представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия" [6, С.26].
Согласно Закону РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане РФ и других государств и объединения граждан (партнеры).
В то же время в отдельных работах встречается понятие "внутреннее предпринимательство", предпринимательство в рамках действующих предприятий и т.п. Так Хоскинг в книге "Курс предпринимательства" дает следующее определение предпринимательской деятельности: "...это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями..." [117].
Для лучшего понимания сущности предпринимательства, сферы его действия и возможностей проведем комплексный анализ развития системы взглядов на его сущность и роль в экономике с позиций политэкономических, теории управления и социально-психологических аспектов.
Концептуально базовые вопросы предпринимательской деятельности были рассмотрены в трудах А. Смита [33], Д. Рикардо [31], фон Тюнена [26], М. Вебера [9], И. Шумпетра [41], Дж. М. Кейнса. [14], Дж.V. Гэлбрайта [10] и др.
А. Смит и Д. Рикардо, основатели науки политэкономии, одними из первых использовали понятие "предприниматель". Они рассматривают предпринимателя прежде всего как носителя рациональности.
А. Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) дал характеристику предпринимателя и его роль в экономике, как реализатора рискованных коммерческих идей. По Смиту предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль - это компенсация собственника за риск. А. Смит относился скептически к предпринимательской деятельности управляющих: "От директоров акционерных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Поэтому небрежность и расточительность должна всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении такой компанией).
Р. Катильон одним из первых в 18 веке стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Он считал, что доход предпринимателя - это плата за риск.
Известный французский экономист Ж.Б. Сей, автор шести томного "Курса политэкономии", вышедшего в 1829-30 годах, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции. Для Сея предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения [5].
Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство [26].
Американский экономист Дж. Б. Кларк, работавший на рубеже 19-20 веков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих). Он считал, что основной функцией предпринимателя является координация [17].
По мнению американского экономиста Ф. Нейта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности [26].
Немецкий ученый, экономист и философ Вебер М. видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер М. считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестанизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя [9].
Основы современного понимания предпринимательства заложил И. Шумперт [41]. В книге "Теория экономического развития", вышедшей в 1912 году, он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". И. Шумперт считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Им может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности.
Мы считаем, что почти вековой опыт экономического развития, налаженный после выхода книги Шумперта показывает, что инновационная деятельность сама по себе является основой предпринимательства, но без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предпринимательство невозможно.
Существенный вклад в современное представление о предпринимательстве внес Дж.М. Кейнс. Он трактует понятие "предприниматель" как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумптера, сколько набор определенных психологических качеств" [14]. К основным предпринимательским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. В качестве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наследникам состояние.
Взгляды Ф.А. фон Хайека, лауреата Нобелевской премии, послужили основой современного этапа развития рыночной экономики. Он считал, что необходимо для поддержания рыночного порядка соблюдение двух правил: отказ от присвоения чужой собственности и выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. Конкуренция рассматривается как процесс поиска нового в условиях неопределенности, в центре которого стоит предприниматель. Ф.А. фон Хайек стоял на либеральных позициях, согласно которым функции государства в экономике ограничиваются до минимума. Основой развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность [40].
Лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года М. Аллэ доказывает, что только рыночная организация хозяйства на принципах конкуренции с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективна [2].
В 80-е годы нашего столетия наблюдалось интенсивное развитие малого предпринимательства. Так в начале века в США было всего 300 мелких фирм, в середине 60-х было 5 млн, в 1980 - 13 млн, а в 1990 - уже 20 млн. Этот феномен малого бизнеса заставил по новому взглянуть на возможности предпринимательства и его роль в развитии экономики страны [29].
Современное воззрение на роль предпринимательства и малого бизнеса в развитии народного хозяйства и общества в целом даются в переведенных на русский язык трудах Г. Берга [7], Р. Хизрица, М. Питерса [37], М. Смолла и Р. Маккензи [32], А. Хоскинга [38], Хайне П. [39] и др.
Так, работы Г. Берга, М. Смолла и Маккензи являются типичными книгами, в которых даются советы и рекомендации начинающему предпринимателю.
В работе А. Хоскинга "Курс предпринимательства" дается последовательное изложение теории предпринимательства, анализируется Среда предпринимательства и механизм бизнеса. Большое значение он придает вопросам взаимоотношений предприниматель - общество - государство.
Особый интерес представляет книга Р. Хизрица и М. Питерса "Предпринимательство". Это энциклопедическое изложение всех вопросов предпринимательства, рассмотрение в комплексе теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития предпринимательских единиц. Авторы рассматривают опыт развития предпринимательства в США и дают его теоретическое осмысление. Особый интерес вызывает описание и осмысливание авторами проблемы внутреннего предпринимательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в соответствующем разделе.
В 90-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных проблемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта в этой области к Российским условиям. Это работы Багиева Г.Л. [4], Богачева В.И. [3], Кабакова В.С. [16], Крутика А.Б. и Пименовой А.А. [15], Крупанина А.А. [12], Томилова В.В. [35, 36], Черникова В.В. [40].
В работах Багиева Г.Л. и Томилова В.В. предпринимательская деятельность рассматривается "...как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги..." [4]. Они отмечают, что предпринимательская деятельность на любом иерархическом уровне осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров, рассматривают взаимосвязь предпринимательства и корпоративной культуры, показывают механизм влияния культуры на предпринимательский успех.
Современная корпоративная культура направлена на создание условий на предприятии для самореализации их сотрудников, для творческого инициативного труда. Формирование этих условий создает предпосылки для предпринимательской деятельности.
Так, Богачев В.Р., Кабаков В.С., Ходачек Л. рассматривают вопросы формирования стратегии предпринимательства. Они считают, что "...предпринимательскую деятельность можно понимать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность" и далее "...предпринимательство имеет существенное отличие от хозяйственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственником" [3].
В работе Крупанина А.А. "Основы предпринимательства" особое внимание уделяется роли личности в предпринимательстве, анализу взаимосвязи предпринимательских возможностей человека со стратегией и тактикой предпринимательства.
Анализ состояния научно-методологической базы развития предпринимательства показал:
На различных этапах развития общества представления о сущности предпринимательства и его роли в развитии народного хозяйства менялись в соответствии с господствующими производственными отношениями, состоянием экономики, политическим строем и т.п.
Основой, субъектом предпринимательской деятельности является человек, который по своей инициативе ищет и реализует новые возможности для производства новых товаров и услуг и действует самостоятельно на свой страх и риск.
Методологическая база для развития предпринимательства должна учитывать временные и региональные особенности среды, в которой оно развивается, и давать рекомендации, обеспечивающие наилучшие возможности развития и использования предпринимательского потенциала личности.
Формы использования предпринимательского потенциала могут быть разнообразными: индивидуальное предпринимательство, партнерское и в рамках предприятий. Важно только то, чтобы они предоставили условия для творчества индивидуума, носителя и реализатора предпринимательской идеи.
В условиях переходной экономики России необходима теоретико-методологическая проработка проблем выбора наиболее целесообразных путей и методов развития предпринимательства, учитывающих особые внешние условия и существующую реальность.

<< ГЛАВА I. 1.1. Тенденции развития предпринимательства в условиях переходной экономики России
ГЛАВА I. 1.3. Сущность и роль интрапренерства в развитии предпринимательства >>

"Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства" / В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов_ Оглавление
Библиотека Воеводина ... Главная страница