Библиотека Воеводина _ "Менеджмент и его аспекты" / Сборник статей



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Менеджмент и его аспекты" / Сборник статей




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Сорочайкин А.Н.  Государственное регулирование демографических процессов и трудовая занятость

Исторически практика сознательного управления социально-демографическими процессами возникла одновременно с возникновением централизованных государств не феодального типа со сравнительно развитой системой разделения труда и широким использованием письменности и статистики (Египет, Междуречье и, в особенности, древнекитайские царства).

Если феодальная традиция рассматривала население как неотъемлемую принадлежность земельного надела (лена, удела, вотчины, имения), даваемого феодалу в "кормление", то древнекитайская практика государственного строительства и управления широко и осознанно использовала методы социального управления в повседневной практике, надолго опередив европейскую мысль.

Так, классический древнекитайский трактат "Шан цзюнь шу", датируемый 4 в. до н. э., и оказавший заметное влияние на китайскую государственную традицию, основное внимание обращает на рост населения с опережающим развитием продовольственной базы путем "обработки пустующих земель" и создания продовольственных резервов.

Автор трактата рекомендует весьма сложную систему государственной статистики: “Могущественное государство знает тринадцать видов подсчета: числа едоков в стране, числа взрослых мужчин и женщин; старых и слабых; чиновников и воинских начальников, тех, кто добывает себе пропитание речами; богатых; поголовья лошадей и быков; количества сена и соломы. Если тот, кто хочет сделать свою страну сильной, не знает ничего об этих тринадцати видах подсчета, то его государство, несмотря на благоприятные природные условия и многочисленность населения, будет все слабее и слабее и в конце концов будет расчленено”.

Определенное внимание обращалось на оптимальное соотношение площади сельскохозяйственных земель и численности населения - то есть именно на ту проблему, которая сегодня многократно обострилась и в Китае, и на планете в целом. Также в трактате говорится об устойчивости государственного управления в течение длительных промежутков времени (несколько поколений). Можно сказать, что это была одна из первых формулировок проблемы управления макроэкономическими факторами устойчивого развития, значительно опередившая свое время.

В современных условиях наряду с макроэкономическими факторами на динамику трудовой занятости оказывают влияние демографические и миграционные процессы. Темпы роста населения, изменение его структуры и качества обуславливают движение рабочей силы на рынке труда. Изменения половозрастной структуры, образовательного уровня и здоровья населения - все это способствует развитию различных форм занятости населения.

Рассматривая в целом динамику занятости за годы рыночных преобразований, необходимо отметить, что особенности начала 90-х гг. определялись специфическим характером движения рабочей силы на формирующемся рынке труда. Довольно большой оборот рабочей силы - в диапазоне 43-51% (здесь и далее рассчитано по данным Госкомстата РФ) среднегодовой численности - свидетельствовал о достаточно высокой ее мобильности. При этом сокращение занятости происходило за счет того, что выбытие работников превышало их прием в организации и на предприятия. Особенностями столь большого оборота рабочей силы являлись, во-первых, довольно высокий удельный вес работников, увольнявшихся по собственному желанию, во-вторых, то, что он имел место при незначительном обороте рабочих мест, который по максимальной оценке составлял не более 8-14% в обороте рабочей силы, что объясняется как небольшим вводом новых, так и неинтенсивным выводом из хозяйственного оборота старых рабочих мест.

Обозначенные процессы в движении рабочей силы, с одной стороны, интенсифицировали ее переливы, а, с другой, в условиях низкого ввода рабочих мест, усиливали риск роста безработицы, поскольку на протяжении всего периода ухудшались возможности трудоустройства. Если в 1992 г. 3/4 желающих трудоустроиться на новом рабочем месте смогли получить или сменить место работы, в 1995 г. - 2/3, то в 1998 г. - менее половины. В результате за этот период нереализованное предложение рабочей силы увеличилось с 5,5 до 12,4 млн. человек (в годовом измерении).

В результате оживления российской экономики в 1999-2000 гг. обозначился процесс восстановления спроса на рабочую силу. Впервые за годы рыночных преобразований, по данным Госкомстата, выросла численность занятых в экономике более, чем на 1 млн. человек за 2 года.

Статистические данные о приеме и выбытии рабочей силы по крупным и средним предприятиям в течение 1999-2000 гг. свидетельствуют об активизации обоих процессов (табл. 1). Так, в целом за 1999 г. прием работников составил 24,2% от среднесписочной численности, выбытие - 24,5%, а в 2000 г. соответствующие показатели выросли до 26,9% и 27,8%.

Пока недостаточно данных для того, чтобы рассматривать активизацию оборота кадров на крупных и средних предприятиях как результат позитивных изменений в экономике. Тем не менее сильное сближение этих показателей в отличие от 90-х гг. (когда абсолютно доминировало выбытие), можно рассматривать как одно из положительных следствий социально-экономической ситуации.

В настоящее время на рынке рабочей силы возникает множество проблем, значительная часть которых связана с миграцией населения. Процесс перелива рабочей силы зачастую способствует расширению неформальной занятости, теневой и криминальной экономики. Эти проблемы становятся актуальными не только для России, но и приобретают особую значимость в экономически развитых странах. Так, несмотря на строгие меры по ограничению иммиграции, принятые во многих странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии, численность трудящихся - мигрантов постоянно увеличивается, что усиливает нагрузку на национальный рынок труда. Негативные последствия миграции проявляются также в значительном увеличении среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов, а также миграции интеллектуального труда.

Острота этих проблем в современных условиях подчеркивается влиянием нарастающей открытости национальных экономик и глобализации мирохозяйственных связей на занятость и безработицу. Это выражается и в свободе перемещения рабочей силы, которая может осуществляться негативными способами. Все это свидетельствует о необходимости разработки различных форм контроля и применения протекционистских мер для защиты национального рынка труда.

Таким образом, в настоящее время существует целый комплекс нерешенных теоретических и практических вопросов, связанных с развитием рынка рабочей силы в зависимости от демографической и миграционной ситуации.

В централизованной экономике, где государство осуществляет обширный круг функций управления социальными процессами, имеет место разделение воздействия государства на демографические процессы и трудовую занятость на две категории.

К первой категории относится государственное управление и финансирование процессов подготовки и переподготовки трудовых ресурсов, их распределения и использования, осуществляемое в масштабах экономики страны, отраслей народного хозяйства, регионов.

Ко второй категории воздействия относится анализ и прогнозирование, основанное на них частичное регулирование роста общей численности населения: процессов рождаемости, смертности, миграции; возрастной структуры населения; качественных параметров: физического, психического и социального здоровья людей, морально-нравственных критериев и норм поведения.

В условиях социально-экономических рыночных преобразований, осуществляемых в нашей стране возможности планирования образовательных процессов, связанных с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного регулирования демографической ситуации резко сузились.

Это связано в первую очередь с недостаточностью финансовых ресурсов государственного бюджета, которые могут быть использованы в качестве рычагов управления.

Резко ограниченные ресурсы не дают возможности решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов государственного управления и регулирования:

- целевые программы обеспечения занятости трудоспособного населения и ограничения безработицы;

- принятие государственного и муниципального бюджетов с учетом необходимости решения на бюджетной основе наиболее острых проблем демографической и миграционной политики;

- использование выделенных средств бюджета таким образом, чтобы расширить круг взаимосвязанных задач, сочетая например, социальную помощь безработных с их переподготовкой, переквалификацией.

Кроме этого, государству необходимо осуществлять регулирование деятельности коммерческих организаций, позволяющее в максимально возможной мере привлечь их средства и направить их усилия на способствование решению проблем роста народонаселения и обеспечения занятости. К числу подобных регулирующих воздействий относится:

- способствование развитию систем негосударственного образования и государственного платного образования, обеспечивающих высокое качество учебной подготовки с привлечением средств самих обучающихся при одновременном переходе на систему государственных заказов в образовании;

- применение методов, средств, рычагов побуждающих осуществлять предприятия подготовку и переподготовку кадров, включая административно-распорядительное воздействие со стороны государства;

- развитие системы морального поощрения, использование социально-психологических методов для улучшения ситуации в области создания и поддержания института семьи, увеличения рождаемости, улучшения здоровья населения страны и т.д.

Предлагаемая система мер, конечно не исчерпывает всего диапазона средств государственного регулирования демографических процессов и трудовой занятости населения, но может способствовать решению важных проблем в этой области.

<< 3. Сергеев Д.В. // Перевод менеджмента предприятия на сетевые информационные технологии-интранет
5. Оганов П.М. // Исследование феномена молодежи в отечественной социологии — ретроспективный анализ концепций и подходов   >>