|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|
Сорочайкин А.Н. Государственное регулирование демографических процессов и трудовая занятость
Исторически
практика сознательного управления социально-демографическими процессами
возникла одновременно с возникновением централизованных государств не
феодального типа со сравнительно развитой системой разделения труда и
широким использованием письменности и статистики (Египет, Междуречье и,
в особенности, древнекитайские царства). Если
феодальная традиция рассматривала население как неотъемлемую принадлежность
земельного надела (лена, удела, вотчины, имения), даваемого феодалу в
"кормление", то древнекитайская практика государственного строительства
и управления широко и осознанно использовала методы социального управления
в повседневной практике, надолго опередив европейскую мысль. Так,
классический древнекитайский трактат "Шан цзюнь шу", датируемый
4 в. до н. э., и оказавший заметное влияние на китайскую государственную
традицию, основное внимание обращает на рост населения с опережающим развитием
продовольственной базы путем "обработки пустующих земель" и
создания продовольственных резервов. Автор
трактата рекомендует весьма сложную систему государственной статистики:
“Могущественное государство знает тринадцать видов подсчета: числа едоков
в стране, числа взрослых мужчин и женщин; старых и слабых; чиновников
и воинских начальников, тех, кто добывает себе пропитание речами; богатых;
поголовья лошадей и быков; количества сена и соломы. Если тот, кто хочет
сделать свою страну сильной, не знает ничего об этих тринадцати видах
подсчета, то его государство, несмотря на благоприятные природные условия
и многочисленность населения, будет все слабее и слабее и в конце концов
будет расчленено”. Определенное
внимание обращалось на оптимальное соотношение площади сельскохозяйственных
земель и численности населения - то есть именно на ту проблему, которая
сегодня многократно обострилась и в Китае, и на планете в целом. Также
в трактате говорится об устойчивости государственного управления в течение
длительных промежутков времени (несколько поколений). Можно сказать, что
это была одна из первых формулировок проблемы управления макроэкономическими
факторами устойчивого развития, значительно опередившая свое время. В
современных условиях наряду с макроэкономическими факторами на динамику
трудовой занятости оказывают влияние демографические и миграционные процессы.
Темпы роста населения, изменение его структуры и качества обуславливают
движение рабочей силы на рынке труда. Изменения половозрастной структуры,
образовательного уровня и здоровья населения - все это способствует развитию
различных форм занятости населения. Рассматривая
в целом динамику занятости за годы рыночных преобразований, необходимо
отметить, что особенности начала 90-х гг. определялись специфическим характером
движения рабочей силы на формирующемся рынке труда. Довольно большой оборот
рабочей силы - в диапазоне 43-51% (здесь и далее рассчитано по данным
Госкомстата РФ) среднегодовой численности - свидетельствовал о достаточно
высокой ее мобильности. При этом сокращение занятости происходило за счет
того, что выбытие работников превышало их прием в организации и на предприятия.
Особенностями столь большого оборота рабочей силы являлись, во-первых,
довольно высокий удельный вес работников, увольнявшихся по собственному
желанию, во-вторых, то, что он имел место при незначительном обороте рабочих
мест, который по максимальной оценке составлял не более 8-14% в обороте
рабочей силы, что объясняется как небольшим вводом новых, так и неинтенсивным
выводом из хозяйственного оборота старых рабочих мест. Обозначенные
процессы в движении рабочей силы, с одной стороны, интенсифицировали ее
переливы, а, с другой, в условиях низкого ввода рабочих мест, усиливали
риск роста безработицы, поскольку на протяжении всего периода ухудшались
возможности трудоустройства. Если в 1992 г. 3/4 желающих трудоустроиться
на новом рабочем месте смогли получить или сменить место работы, в 1995
г. - 2/3, то в 1998 г. - менее половины. В результате за этот период нереализованное
предложение рабочей силы увеличилось с 5,5 до 12,4 млн. человек (в годовом
измерении). В
результате оживления российской экономики в 1999-2000 гг. обозначился
процесс восстановления спроса на рабочую силу. Впервые за годы рыночных
преобразований, по данным Госкомстата, выросла численность занятых в экономике
более, чем на 1 млн. человек за 2 года. Статистические
данные о приеме и выбытии рабочей силы по крупным и средним предприятиям
в течение 1999-2000 гг. свидетельствуют об активизации обоих процессов
(табл. 1). Так, в целом за 1999 г. прием работников составил 24,2% от
среднесписочной численности, выбытие - 24,5%, а в 2000 г. соответствующие
показатели выросли до 26,9% и 27,8%. Пока
недостаточно данных для того, чтобы рассматривать активизацию оборота
кадров на крупных и средних предприятиях как результат позитивных изменений
в экономике. Тем не менее сильное сближение этих показателей в отличие
от 90-х гг. (когда абсолютно доминировало выбытие), можно рассматривать
как одно из положительных следствий социально-экономической ситуации.
В
настоящее время на рынке рабочей силы возникает множество проблем, значительная
часть которых связана с миграцией населения. Процесс перелива рабочей
силы зачастую способствует расширению неформальной занятости, теневой
и криминальной экономики. Эти проблемы становятся актуальными не только
для России, но и приобретают особую значимость в экономически развитых
странах. Так, несмотря на строгие меры по ограничению иммиграции, принятые
во многих странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии, численность
трудящихся - мигрантов постоянно увеличивается, что усиливает нагрузку
на национальный рынок труда. Негативные последствия миграции проявляются
также в значительном увеличении среди мигрирующих доли высококвалифицированных
специалистов, а также миграции интеллектуального труда. Острота
этих проблем в современных условиях подчеркивается влиянием нарастающей
открытости национальных экономик и глобализации мирохозяйственных связей
на занятость и безработицу. Это выражается и в свободе перемещения рабочей
силы, которая может осуществляться негативными способами. Все это свидетельствует
о необходимости разработки различных форм контроля и применения протекционистских
мер для защиты национального рынка труда. Таким
образом, в настоящее время существует целый комплекс нерешенных теоретических
и практических вопросов, связанных с развитием рынка рабочей силы в зависимости
от демографической и миграционной ситуации. В
централизованной экономике, где государство осуществляет обширный круг
функций управления социальными процессами, имеет место разделение воздействия
государства на демографические процессы и трудовую занятость на две категории.
К
первой категории относится государственное управление и финансирование
процессов подготовки и переподготовки трудовых ресурсов, их распределения
и использования, осуществляемое в масштабах экономики страны, отраслей
народного хозяйства, регионов. Ко
второй категории воздействия относится анализ и прогнозирование, основанное
на них частичное регулирование роста общей численности населения: процессов
рождаемости, смертности, миграции; возрастной структуры населения; качественных
параметров: физического, психического и социального здоровья людей, морально-нравственных
критериев и норм поведения. В
условиях социально-экономических рыночных преобразований, осуществляемых
в нашей стране возможности планирования образовательных процессов, связанных
с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников
учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест,
ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного
регулирования демографической ситуации резко сузились. Это
связано в первую очередь с недостаточностью финансовых ресурсов государственного
бюджета, которые могут быть использованы в качестве рычагов управления.
Резко
ограниченные ресурсы не дают возможности решать проблемы государственного
управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей
в требуемой степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные
бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное
планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую
политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов
государственного управления и регулирования: -
целевые программы обеспечения занятости трудоспособного населения и ограничения
безработицы; -
принятие государственного и муниципального бюджетов с учетом необходимости
решения на бюджетной основе наиболее острых проблем демографической и
миграционной политики; -
использование выделенных средств бюджета таким образом, чтобы расширить
круг взаимосвязанных задач, сочетая например, социальную помощь безработных
с их переподготовкой, переквалификацией. Кроме
этого, государству необходимо осуществлять регулирование деятельности
коммерческих организаций, позволяющее в максимально возможной мере привлечь
их средства и направить их усилия на способствование решению проблем роста
народонаселения и обеспечения занятости. К числу подобных регулирующих
воздействий относится: -
способствование развитию систем негосударственного образования и государственного
платного образования, обеспечивающих высокое качество учебной подготовки
с привлечением средств самих обучающихся при одновременном переходе на
систему государственных заказов в образовании; -
применение методов, средств, рычагов побуждающих осуществлять предприятия
подготовку и переподготовку кадров, включая административно-распорядительное
воздействие со стороны государства; -
развитие системы морального поощрения, использование социально-психологических
методов для улучшения ситуации в области создания и поддержания института
семьи, увеличения рождаемости, улучшения здоровья населения страны и т.д.
Предлагаемая
система мер, конечно не исчерпывает всего диапазона средств государственного
регулирования демографических процессов и трудовой занятости населения,
но может способствовать решению важных проблем в этой области. |
||
|
||