Библиотека Воеводина _ "Менеджмент и его аспекты" / Сборник статей

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Менеджмент и его аспекты" / Сборник статей




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Сергеев Д.В. Перевод менеджмента предприятия на сетевые информационные технологии-интранет

Важным фактором, впрямую влияющим на бизнес современной организации, является новая сетевая архитектура информационной системы, создаваемая на основ интеграционной технологии – интранет.

Такой подход обеспечивает возможность эффективного объединения программных решений наработанных ранее, создаваемых в настоящий момент и проектируемых) на основе разнородного аппаратного обеспечения в общую информационную среду предприятия -интранет с едиными правилами создания и потребления информации, с единым унифицированным доступом к информации.

Есть ряд прямых и существенных причин для того, чтобы крупные общественные и частные промышленные предприятия немедленно взяли системы интранет на вооружение. Десятилетиями они боролись со сложными организационными проблемами, связанными с ростом и развитием и оптимизации менеджмента, а интернет-технологии в применении к корпоративным системам позволяют решить многие из них. Кроме того, в большинстве предприятий уже существует необходимая компьютерная инфраструктура и сформировались взгляды, необходимые для принятия сетевой концепции интранет.

Ключевая смена парадигмы, которая происходит при полной реализации идей интранет, - это переход от централизованного принятия решений к централизованной координации. Именно неспособность модели централизованного принятия решений поддерживать системы, размер и сложность которых растут, вызывает необходимость такого перехода. Этот переход дает предприятию возможность реагировать  на уровне каждого саморегулирующегося подразделения, из которых она в конечном счете складывается в результате применения  метода адаптивных инноваций. Функция централизованных коммуникаций и координации имеет принципиальное значение для поддержки этой структуры, и эту возможность в полной мере обеспечивают электронные коммуникации и сеть интранет.

Электронные коммуникации позволили преодолеть многие ограничения в распределении и обновлении информации, присущие "бумажной" технологии. То, насколько быстро и широко была принята технология "клиент-сервер", свидетельствует о глубокой необходимости децентрализации принятия решений. Технология "клиент-сервер" никогда не была финансово эффективна при использовании в централизованных организациях, несмотря на то, что к ней часто обращались именно там. И поскольку в технологии "клиент-сервер" внимание прежде всего уделялось компонентам, а не процессу коммуникации и координации, она не решила фундаментальной проблемы распределенного принятия решений в организациях.

До внедрения интранет технологий использовавшиеся закрытые стандарты для систем "клиент-сервер"  не обеспечивали должного уровня взаимодействия. Компании, разрабатывавшие программное обеспечение для коллективной работы (groupware), пытались создать инфраструктуру коммуникаций и координации, но вместо того чтобы опираться на общепринятые стандарты, каждая компания разрабатывала свои интерфейсы для различных уровней иерархии компонентов информационных систем. В результате появились системы, разработка и поддержка которых была связана с большими трансакционными издержками. Эти системы требовали, чтобы все взаимодействующие организации создавали инфраструктуру по одному и тому же образцу в соответствии с закрытыми корпоративными стандартами. Однако, в своей основе многие такие системы по-прежнему были ориентированы на "бумажную технологию" и централизованное принятие решений и управление.

Медленный возврат инвестиций в информатизацию современной организации является одной из главных проблем, стоящих перед ее руководством. За время существования в организации накапливается множество компьютеров и программ, эффективному использованию которых препятствует сложный по своей природе (а потому - медленный) цикл разработки и внедрения прикладного программного обеспечения. Средства, потраченные на приобретение компьютеров и программ, зачастую лежат мертвым грузом, не принося никакой пользы.

Естественным и разумным разрешением ситуации было бы исключительно быстрое получение конкретных результатов при очень небольших затратах. Как раз такую возможность предоставляет технология Интранет. Будучи применимой практически в любых условиях, обладая уникальным интеграционным качеством, эта технология при крайне малых затратах и в предельно сжатые сроки позволяет получить конкретный, видимый, эффективный для каждодневной работы организации результат, понятный как для ее руководства, так и для рядовых сотрудников. Полученный результат определяет общее направление развития и совершенствования информационной системы организации, в том числе позволяет систематизировать и упорядочить дальнейшие инвестиции в информатизацию. Именно поэтому технология интранет обеспечивает адаптивную иновацию с минимальным уровнем трансакций, что крайне актуально для отечественных организаций.

На практике именно интранет позволяет создать информационную систему организации на основе уже существующей технической инфраструктуры. Причина заключается как в максимально обобщенном подходе интранет к потреблению информации, так и в максимально гибких технических методах и подходах, которые лежат в основе интранет. Преимущество сетевой технологии - в эволюционном характере ее внедрения, который позволяет добиться практически стопроцентного сохранения сделанных ранее инвестиций. Все сложное и дорогостоящее хозяйство - сети, компьютеры, базы данных, прикладные системы - все сохраняется и активно используется. Ключевыми особенностями интранет, напрямую связанными с экономическими аспектами деятельности современной организации являются:

·                     простота и естественность технологии;

·                     низкий риск и быстрая отдача инвестиций;

·                     интеграционный и "каталитический" характер технологии;

·                     эффективное управление и коммуникации в организации.

Архитектура систем интранет стала естественным завершением очередного витка спирали эволюции информационных систем - от систем с централизованной архитектурой через традиционные системы клиент-сервер к интранет.

В традиционных системах компьютеризации промышленного предприятия в классическом виде была воплощена идея централизации. Все вычислительные ресурсы были сконцентрированы в едином комплексе, там же хранились и обрабатывались огромные массивы данных. Достоинства централизованной компьютерной архитектуры очевидны - это простота администрирования, защиты информации и ряд других.

Среди множества характерных черт традиционной архитектуры следует специально выделить использование в качестве основного средства доступа к информации алфавитно-цифровых терминалов. Решение было естественным, логичным и оправданным - если где-либо требовался доступ к информационной системе, то к этому месту техническая служба подводила кабели и устанавливала терминал, который тут же начинал работать и пользователь получал доступ к основному компьютеру (мэйнфрейму). Обратим внимание на то, что все терминалы были однотипными - следовательно, гарантировалось, что программа, запущенная на мэйнфрейме, будет работать на них всех абсолютно одинаково.

С появлением персональных компьютеров стало возможным иметь вычислительные и информационные ресурсы на собственном рабочем месте и управлять ими по собственному разумению Таким образом, система стала распределенной - одна ее часть выполнялась на центральном компьютере, другая - на персональном, который был объединен в сеть с центральным. Появилась исключительно удобная и естественная парадигма клиент-сервер - модель взаимодействия компьютеров и программ в сети. Высокими темпами стали развиваться средства разработки приложений в архитектуре клиент-сервер, которые и сейчас используются для реализации информационных систем.

Однако архитектура клиент-сервер  имеет два существенных недостатка, видимых даже при поверхностном анализе. Сравним ее с централизованной архитектурой мэйнфреймов прошлых десятилетий. В последней вся информационная система находится на центральном компьютере. На рабочих местах стоят простейшие устройства доступа, дающие возможность человеку управлять процессами в информационной системе. Ни малейшего элемента информационной системы на рабочих местах нет - ни единой строки кода, ни одного файла, ничего. Все процессы происходят на центральной машине, с которым устройство доступа общается посредством максимально простого протокола (передаются экраны и коды нажатых клавиш на пульте), аппаратно реализованного в устройстве доступа. Здесь мы имеем выраженную в концентрированном виде идею "системы, поставляющей информацию".

В системах клиент-сервер тот или иной элемент информационной системы присутствует на компьютере-клиенте. Система "размазана" между клиентами и сервером; сервер порождает данные, а не информацию; клиенты должны интерпретировать данные, преобразуя их в информацию. Система клиент-сервер - это часто система легко уязвимая и плохо администрируемая. Во-первых, такую систему трудно администрировать. Во-вторых, персональные компьютеры сложны в конфигурировании и в поиске неисправностей, на них работают разнородные приложения, что существенно усложняет обслуживание. Предприятие должно содержать значительный штат специалистов, обслуживающих персональные компьютеры.

 В системах новой интранет архитектуры, которые сконцентрировали и объединили в себе лучшие качества централизованных систем и традиционных систем клиент-сервер полностью снимаются проблемы  традиционных систем клиент-сервер. Информационные системы новой интранет архитектуры отличаются следующими чертами:

·                    на сервере информационной системы порождается конечный продукт - информация в форме, предназначенной для представления пользователю (а не полуфабрикат в виде данных);

·                    для обмена информацией между клиентом и сервером используется протокол открытого стандарта;

·                    передается клиентам информация в виде, пригодном для восприятия человеком;

·                    прикладная система сконцентрирована на сервере (на клиентах, кроме программ-навигаторов, ничего нет).

Рабочее место представляет собой простое универсальное устройство. Фактически, это графический терминал для потребления информации - сетевой компьютер, снабженный специализированным программным обеспечением - программой навигации. Вся потребляемая информация порождается на сервере промышленного предприятия. Доступ к информации осуществляется через одну и ту же программу, не требующую локальных данных.

В целом, интранет затрагивает огромные пласты в управлении информацией и в оптимизации бизнес-процессов в современной организации.

В развитии информационных систем наступает этап миграции к открытым стандартам, на основе которых достигается лучшая функциональность. Становится бессмысленным дальнейшее поддержание предприятием своего прошлого закрытого стандарта в развитии информационной системы.

Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня лидируют и фактически стали стандартами де-факто информационных систем:

·                    управление сетевыми устройствами;

·                    электронная почта;

·                    телеконференции;

·                    информационный сервис;

·                    справочная служба

·                    программирование

Для подготовки предприятия к реструктуризации управления важны три главных особенности интранет. Во-первых, новые методы управления информацией и их влияние на бизнес-процессы в современной организации. Во-вторых, организационно-методологическая и административная сторона новой технологии управления информацией в масштабах промышленного предприятия. В-третьих, вопросы архитектуры, системно-технической инфраструктуры и технологических средств построения систем интранет на предприятии.

Одно из полезных качеств систем интранет - облегченное централизованное управление, причем не только серверной частью, но и рабочими местами. Сегодня уже можно говорить о централизованном конфигурировании каждого рабочего места, что намного упрощает и удешевляет администрирование информационной системы.

Концепция универсального клиента приводит естественным образом к появлению в информационной системе предприятия такого средства, как сетевой компьютер. Фактически это новая версия терминала традиционной централизованной информационной системы, компьютер, который будет обеспечивать доступ к информационной системе согласно небольшому набору стандартных протоколов, характерных для сети интернет. На нем выполняется только одна программа - программа-навигатор-браузер.

Интерфейс навигатора, стал новым универсальным средством взаимодействия человека с компьютером, новым интерфейсом рабочего места, вне зависимости от того, с каким программным обеспечением пользователь имеет дело - операционной системой, системами управления базами данных (СУБД) или документами, выполненными в офисных приложениях. В таких системах проще решается и вопрос информационной безопасности. Проблема безопасности сложна в первую очередь не тем, что сложны сами по себе задача и каждая отдельная задача обеспечения информационной безопасности, а тем, что задач много и они исключительно разнообразны. В информационных системах клиент-сервер очень сложно обеспечить комплексное решение с одинаковым уровнем надежности, перекрывающее все прикладные системы. Поскольку в таких системах существуют разнообразные компоненты, разнородные задачи, различные уровни - от системно-технического до прикладного. Переход к технологии интранет существенно упрощает задачу.

Во-первых, гораздо большая часть ресурсов централизована. Централизованными ресурсами не только легче управлять, но их и легче защищать.

Во-вторых, внешние интерфейсы оказываются унифицированными, стандартными. Способов взаимодействия удаленного рабочего места с центральным сервером оказывается очень немного. Не нужно более заботиться о десятках или даже сотнях приложений на компьютерах-клиентах и для каждого из них решать задачу защиты взаимодействия клиента с сервером. Достаточно обеспечить стандартное решение для одного рабочего места, которое и будет стандартным для всех.

После централизации данных появляется возможность тиражировать их в разные точки промышленного предприятия для того, чтобы решать дополнительные задачи, которые возникают в большой информационной системе с целью повышения производительности и надежности, в первую очередь. Технология тиражирования информации позволяет кардинально решить вопрос о надежности информационной системы за счет дублирования и раздельного хранения важной информации. Вся информация, генерируемая в данной организации, может стать доступной для руководителя (разумеется, в концентрированном и сжатом виде). Для этого нужно только правильно спроектировать и подготовить содержание информационного сервера компьютерной сети промышленного предприятия.

Интранет имеет свойство разрушать коммуникационные барьеры в организации, связанные со структурой организации, со способами ее работы, которые приводят к тому, что информация распространяется очень плохо или медленно и с большими искажениями. Разрушение коммуникационных барьеров - это фактор реального бизнеса, несомненно влияющий на эффективность работы организации.

Внедрение системы интранет осуществляется в несколько этапов. Первый из них обычно состоит в разработке пилотной версии или какого-либо варианта ограниченной реализации системы. Пилотный проект порождает энтузиазм у его участников и дает опыт, который помогает другим сотрудникам предприятия осознать потенциал и возможности сетевой технологии. После этого предприятие переходит ко второму этапу полномасштабного внедрения интранет сети. На предприятии устанавливается разумная и поддерживаемая всеми сотрудниками дисциплина работы с информацией. Информация становится доступной непрерывно, в любое время, как только она потребовалась. Близость информации к потребителю, "информация у кончиков пальцев" - это главная причина успеха сетевой технологии интранет как непременного условия уменьшения трансакционных издержек в процессе последующей реструктуризации управления предприятием.

В целом тенденции развития систем интранет таковы:

·                    интеллектуальный сетевой поиск в процессе документооборота на промышленном предприятии;

·                    высокая интерактивность навигаторов за счет применения передовых компьютерных технологий, что существенно облегчает получение информации;

·                    превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс информационной системы предприятия.

Чтобы облегчить и упростить поиск информации в системах интранет, необходимы интеллектуальные системы сетевого поиска. Как правило, данные поступают из разных источников, из разных компьютеров, расположенных в разных местах сети промышленного предприятия, и вопрос организации поиска информации по всем этим источникам чрезвычайно актуален.

Переход к парадигме "информации, запрашиваемой пользователем" означает не только передачу ответственности за поиск и получение информации. Она требует и перемены отношения к деловой информации. И руководители и сотрудники должны научиться принимать решения на основе признаков и тенденций, определять, когда и где требуется конкретная подробная информация, и быть в состоянии быстро найти ее. При этом следует отказаться от убеждения, что принимающий решения должен владеть абсолютно всей информацией, вне зависимости от ее влияния на наши текущие решения. В быстро меняющейся экономической ситуации, когда количество информации многократно превосходит объемы, которые реально может усвоить отдельный человек, выбор приемлемого решения и движение вперед - более эффективный путь, чем попытки отыскать единственно лучшее в данный момент решение.
Конфликт парадигм в средствах информационных технологий в целом соответствует конфликту между централизованным и распределенным принятием решений. Этот конфликт проявляется в трех классах инструментов: подготовки информации, публикации и координации.

Сетевые информационные технологии обеспечили резкий рывок в электронных коммуникациях благодаря созданию стандарта на формат информации. Стандарт не только позволяет использовать информацию в одинаковом виде на различных компьютерах, но и модифицировать ее при помощи любого инструмента, допускающего редактирование информации в стандартном формате. Это вносит кардинальные изменения в систему документооборота промышленного предприятия, которая становится не только системой документооборота, но и системой управления потоками работ (workflow).

Инструменты координации или управления потоками работ  - самый новый тип инструментов сетевой информационной технологии. Надо отметить, что функциональность ранних систем управления потоками работ, основанных на закрытых корпоративных стандартах, была несколько выше функциональности  систем, ориентированных на сетевые информационные технологии. Но большинство новых сервисов систем управления потоками работ пришло в системы управления потоками работ из сетевых информационных технологий. Электронная почта и конференции, доски объявлений и группы новостей - все это сервисы интернет, которые оказали существенное влияние на развитие стандартов интранет на промышленных предприятиях. Поэтому системы, основанные только на закрытых стандартах, уступают в функциональности лучшим их реализациям средствами сетевых информационных технологий в системах интранет.

Главным отличием систем управления потоками работ от традиционных сетевых информационных технологий до недавнего времени была возможность контролировать процессы и управлять ими. Традиционные системы управления потоками работ представляют собой, как правило, приложения баз данных, в которых для координации деятельности используется разделяемое пространство данных. В каждом из этих подходов есть свои достоинства и недостатки, однако теперь появилась возможность создавать приложения, в основе которых присутствуют оба подхода.

Поскольку разделение данных - суть традиционных систем управления потоками работ, постольку одной из главных проблем таких систем было совместное использование баз данных территориально удаленными друг от друга группами пользователей, применявших для доступа к данным портативные компьютеры.

Стандартным способом решения этой проблемы была репликация - создание идентичных копий баз данных для клиента и сервера, а затем их сравнение и копирование изменений при возникновении возможности. Первоначально каждый из производителей систем управления потоками работ разрабатывал и реализовывал собственную технологию репликации, в основе которой лежали собственные стандарты и базы данных. Позже появились средства, обеспечивающие синхронизацию состояний баз данных клиента и сервера при работе с большинством современных баз данных. Традиционные производители систем управления потоками работ пока продолжают создавать и продавать продукты с централизованным управлением, позиционируя их как свой вклад в интранет. Однако, на современном этапе развития самым эффективным средством построение системы управления потоками работ в интранет являются программные средства для поддержки бизнес модели с распределенным управлением и централизованной координацией.

<< 2. Рунов А.В. // Социальная информатика как инструмент анализа информационного общества
4. Сорочайкин А.Н. // Государственное регулирование демографических процессов и трудовая занятость   >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Менеджмент и его аспекты" / Сборник статей