Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Словарь основных терминов

А

АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ — система совместно­го, комплексного применения современных технических средств автоматизации, экономико-математических методов и принципов управления, которая позволяет оптимизировать управленческие процессы, улучшить качество продукции и освободить человека полностью или частично от непосредственного участия в контроле и управлении технологическими процессами. А. к. — одно из основ­ных и важнейших направлений научно-технического прогресса.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas — власть) — метод управ­ления обществом, коллективом, основанный на неограниченной личной власти (деспотии Др. Востока, Рима, Византии, абсолют­ные монархии, политические режимы фашистского типа или культа непогрешимого Вождя). Один из способов управления производ­ственным коллективом, при котором в руках руководителя сосре­доточена вся полнота власти, подавляется личная инициатива и самостоятельность персонала. А. как средство поддержания жест­кой дисциплины и единоначалия применяется в военных структу­рах и при экстремальных ситуациях.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления, реакции объекта управления на изменения внеш­ней или внутренней среды. С позиций кибернетики функции А. обес­печиваются отрицательными обратными связями самоуправляющей­ся системы, целесообразно реагирующей на изменяющиеся усло­вия. Процессы А. характерны и для человека и общества, чье реак­тивное поведение позволяет гибко приспосабливаться к изменени­ям внешней среды.

АМБИЦИИ — завышенная оценка своих интеллектуальных и духовных возможностей, самомнение, непомерное честолюбие, необоснованное тщеславие и обостренное самолюбие, переходя­щие в спесь.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР  (от греч. analysis — разложение) — исследование,  мысленное расчленение сложных организационных структур управления на составляющие их элементы (декомпозиция системы). А. является важным методом получения новых знаний о взаимодействии составляющих органи­зационную структуру частей и позволяет определить неэффектив­ные, устаревшие или неработоспособные элементы, свести иссле­дование сложного к изучению простого.

АРГУМЕНТАЦИЯ — система доказательств истинности суж­дения. В искусстве воздействия на оппонента успешная А. зависит от разумного построения алгоритма последовательного выдвижения доводов в защиту своего суждения и корректного парирова­ния возражений.

АРХЕТИПЫ (от греч. arhe — начало и typos — образ) — изначальные, врожденные идеи, образы, составляющие основу бессознательного (по К. Юнгу) и влияющие на поведение, создание представлений, фантазий личности.

АСУ — автоматизированная система управления, обеспечи­вающая рациональное управление объектами (процессами) на ос­нове применения экономико-математических методов, средств ком­пьютерной техники и связи. Основой АСУ является нормативно-информационная и техническая базы, а также программное обес­печение системы; функциональная часть АСУ состоит из комплек­са информационно связанных подсистем (технико-экономическое планирование, оперативное управление, материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учет, управление финансами, сбытом и реализацией и т.п.).

АТТРАКЦИЯ (от лат. attraho — притягиваю к себе) — при­влечение, притяжение одного человека к другому. В искусстве управления аттракция применяется весьма широко, так как она способствует установлению доверительных, дружественных отно­шений между людьми и способствует достижению общих целей.

 

Б

БАЗА ДАННЫХ — систематизированная информация, пере­чень данных, предназначенных для хранения, обработки с помо­щью компьютерной техники и выдачи информации, необходимой для решения взаимосвязанных или автономных задач. Для форми­рования Б. д. и доступа к ней по запросу пользователя используется комплекс программных средств — система управления Б. д. (СУБД).

БАНК ДАННЫХ — совокупность нескольких нормативно-информационных баз данных и комплекса программных продуктов, предназначенных для централизованного хранения в компьютере, обработки и выдачи пользователям необходимой информации. Ос­новные структурные части Б. д. — библиографические, текстовые, числовые и нормативно-справочные.

БЕЗОПАСНОСТЬ — в теории и искусстве управления одна из базовых потребностей личности (по известной пирамиде А. Маслоу), без удовлетворения которой стремление к более высоким потребностям становится весьма проблематичным. Эта потребность включает в себя не только стремление к физической безопасности (война, покушение на свою жизнь, жизнь родных и близких, бо­лезнь, угроза безработицы и т.п.), но и опасения за свою духов­ную, нравственную свободу, за свою честь и достоинство.

БЕЗРАБОТИЦА — социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может применить свои знания и опыт в общественном производстве. Б. усиливается в периоды экономических кризисов и последующих социальных деп­рессий в результате сокращения спроса на специалистов ряда про­фессий и рабочую силу. Одним из достижений СССР была успеш­ная борьба с Б., хотя скрытая Б. была присуща и социалистическо­му обществу.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений психологии первой половины XX столетия (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), формально и терминологи­чески опирающееся на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Б. считает основой человеческой психики поведение, совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздей­ствия внешней среды ("стимул — реакция").

БЛОКИРОВКА — прием, предлагаемый искусством самовос­питания, позволяющий погасить негативные реакции личности на влияния окружающей внешней или внутренней среды и переклю­чить сознание на радостные или нейтральные факты, события. Тем самым создается защитный барьер между внутренним миром лич­ности и нежелательным влиянием на нее внешних раздражителей.

БЮРОКРАТИЯ — специфическая, жизнестойкая и иерархи­чески организованная управляющая система, обеспечивающая со­хранение исполнительной власти в руках узкой привилегирован­ной чиновничье-административной касты. Основная задача Б. — сохранение привилегий и обеспечение своего воспроизводства; ее проявление — формализм, произвол, карьеризм и чинопочитание. Меры борьбы с Б. состоят в расширении демократизации управле­ния, широкой гласности и критики.

 

В

ВЕРБАЛЬНОСТЬ (от лат. verbalis — словесный) — процесс установления речевых, словесных контактов друг с другом, устный обмен мнениям, диалог.

ВЛАСТЬ — возможность осуществлять свою волю, воздействовать на поведение и деятельность людей с помощью каких либо методов или средств (авторитета, воли, насилия, закона) Наиболее действенным видом В. является власть политическая, когда  определенная  социальная  группа  или личность  имеют возможность реализовать свою волю в политике и в правовых нормах.

 

Г

ГИПОДИНАМИЯ — нарушение основных функций организ­ма, его систем кровообращения, пищеварения, опорно-двигатель­ного аппарата, связанное с недостаточной двигательной деятель­ностью и пассивным образом жизни. Г. характерна для современно­го общества с его урбанизацией и увеличением роли средств ком­муникаций, особенно для руководителей различных уровней, не имеющих достаточных физических нагрузок.

ГОМЕОСТАЗ — постоянство свойств внутренней среды, устойчивость основных функций системы. Г. является одним из ос­новных понятий кибернетики, характеризующее состояние дина­мического равновесия сложных саморегулирующихся систем, со­храняющих стабильность основных параметров.

ГОСУДАРСТВО — политическая и социальная формация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и правовой основы. По формам правления, методам реализации и структуре власти Г. существенно различаются: монархические, республиканские, унитарные (единое государственное образова­ние), федеративные (союз относительно самостоятельных государ­ственных образований) и т.п.

 

Д

ДАВЛЕНИЕ ГРУППОВОЕ — социальное явление, характер­ное для коллектива с высокой сплоченностью, со сложившейся этикой взаимоотношений, своими нормами поведения и оценочны­ми критериями. Групповое принуждение развивает в коллективе "эффект единомыслия", и отдельная личность под давлением кол­лектива будет избегать высказывать собственное мнение, опасаясь нарушить коллективную гармонию.

ДЕДУКЦИЯ — метод логики, позволяющий получить вывод, умозаключение от общего, базисного к частному, один из методов построения научного знания, способ получения доказательства. Если накопленные эмпирические знания (посылки) истинны, то истин­ными будут и частные выводы. Методы дедукции формализованы аппаратом математической логики.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ — создание и распространение заведо­мо ложных или тенденциозно искаженных сведений для достиже­ния пропагандистских или корыстных целей (в военном искусстве один из способов введения противника в заблуждение).

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ — передача руководи­телем части возложенных на него полномочий, прав и ответствен­ности своим компетентным сотрудникам. Д. п. позволяет освободить руководителя от менее сложных, рутинных дел и способствует повышению квалификации, чувства ответственности и самостоя­тельности сотрудников.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — один из стилей руководства, при котором управление в значительной степени децентрализовано, коллектив принимает участие в разработке и реализации управленческих решений, широко практикуется прин­цип делегирования полномочий.

ДЕОНТОЛОГИЯ — один из разделов этики, изучающий проб­лемы нравственного долга, ответственности личности перед кол­лективом, о моральных обязанностях руководителей, специалис­тов различного профиля (пресса, врачи, педагоги, юристы и т.д.) перед обществом.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — в теории и практике управления один из основных методов руководства коллективом, при котором руководитель значительную часть своих полномочий передает не­посредственным исполнителям, что стимулирует инициативу, освобождает членов коллектива от докучливой опеки, полнее рас­крывает потенциальные возможности личности. Однако при Д. воз­никает опасность появления признаков анархии, хаоса.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — распространение хозяйственно-сбы­товой деятельности корпораций и фирм на новые рынки сбыта и сферы производства за счет расширения номенклатуры продукции и видов услуг. Для Д. характерны концентрация производства на межотраслевом уровне и расширение рынков сбыта своей продук­ции.

ДИВЕРСИЯ ЛОГИЧЕСКАЯ — один из приемов ведения дис­пута, при котором специально выдвигается заведомо ложная ло­гическая посылка.

ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia — разделение надвое) — один из способов классификации, при котором сложная структура, множество разделяются на пары «соподчиненных»   элементов (подмножества, подклассы).

 

Е

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — одно из проявлений централизации управления, когда вся полнота власти сосредоточивается в одних руках Основополагающий принцип построения воинской системы управления; Е. оправданно также при обеспечении управления в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, пожар и т.п.).

 

Ж

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА — время, в течение которо­го осуществляется проектирование, производство и реализация товара на рынке. Задача производителя и продавца товара поддер­живать его ЖЦТ и, главное, время успешного сбыта товара на рынке возможно дольше, что будет способствовать получению максимальной прибыли.

 

З

ЗАДАЧИ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ — изучать закономернос­ти организации управленческого процесса и возникающие при этом отношения между людьми, определять методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, и способы прог­нозирования изучаемых процессов.

ЗАКОН ЙЕРКСА ДОДСОНА — устанавливает зависимость между строгостью наказания и тяжестью проступка и доказывает, что строгость наказания разумна лишь до определенного преде­ла, иначе может наступить спад в деятельности человека.

 

И

ИНДЕНТИФИКАЦИЯ — признание тождественности наблю­даемых объектов, в психологии и социологии — интеллектуальная и эмоциональная общность личности с другим человеком или об­разцом для подражания.

ИЕРАРХИЯ — расположение частей или элементов системы в порядке от высшего уровня к низшему; в теории и практике управления иерархические организационные структуры являются предметом пристального изучения и совершенствования.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение) — создание гипо­тезы, представления на основе анализа и сопоставления фактов, один из основных методов логического построения умозаключений.

ИНТЕРНЕТ — всемирная компьютерная сеть, использующая единый информационный банк данных и позволяющая получать и обмениваться данными между неограниченным количеством потре­бителей информации.

ИНТРОВЕРТНОСТЬ (от лат. intro — внутрь и verto — пово­рачиваю) — способность личности к анализу своего внутреннего мира, своих мыслей и чувств.

ИНТУИЦИЯ — способность человека к мысленному опреде­лению связей между явлениями и конструктивным выводам ("оза­рение"), основанная на опыте и определенных способностях интел­лекта.

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность сведений, данных, знаний об изучаемом объекте или явлении. В теории управления И. — совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопреде­ленности знаний о ходе процесса управления; предмет, средство и продукт управленческого труда.

ИСКУССТВО ОРАТОРСКОЕ — один из видов творчества, красноречие, живая, захватывающе интересная речь, требующая таланта и мастерства.

 

К

КАНАЛЫ СВЯЗИ — совокупность устройств, предназначен­ных для передачи и приема информации, одно из основных поня­тий теории связи и кибернетики.

КАНАЛЫ СБЫТА — важная составляющая организации сбыта продукции. Основная характеристика К. с. — количество промежу­точных уровней, т.е. посредников, получивших право на сбыт про­дукции.

КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — по Аристоте­лю, очищение духа при помощи "страха и сострадания", а также эстетическое воздействие искусства на человека; в теории психо­анализа один из методов психотерапии, в физиологии — облегче­ние после большого напряжения мыслей и чувств.

КВОТА — 1) норма, количественное ограничение экспорти­руемых товаров; 2) доля прибыли членов картеля, определяемая в соответствии со степенью их участия в производстве и сбыте про­дукции.

КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike — искусство управле­ния) — наука об управлении, регулировании, связи, приеме, об­работке и выдаче информации в любых сложных динамических системах.

КОМПРОМИСС — достижение соглашения путем взаимных уступок и согласования спорных позиций, взглядов, мнений.

КОНКУРЕНЦИЯ — борьба между производителями товаров, предприятиями торговли за более выгодные условия реализации продукции и получение максимальной прибыли, действенный ме­ханизм регулирования общественного производства и ценообразо­вания.

КОНСЮМЕРИЗМ — общественное движение в защиту прав потребителей, за охрану окружающей среды, против хищническо­го бизнеса.

КОНТРОЛЬ — комплекс методов, позволяющих сравнить достигнутые результаты с запланированными. Основные требования к К. — оперативность, гласность и объективность; в психологичес­ком аспекте К. должен выполнять не только карательные функ­ции, но и должен быть формой проявления внимания к труду ра­ботника, фактором мотивации его трудовой деятельности.

КОНФЛИКТ — столкновение мнений, оценок, позиций, противоборствующих сил, очевидное свидетельство неблагополучия в коллективе.

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis — подобный) — социаль­но-психологический феномен, выражающийся в готовности чело­века соглашаться с мнением коллектива, приспосабливаться к об­щественному мнению, избегать проявления своего несогласия и споров, пассивно принимать существующий порядок вещей.

КООРДИНАЦИЯ — одна из функций управления, направ­ленная на обеспечение взаимосвязи действий управляющего и про­изводственного персонала, согласование действий, приведение управленческих решений в соответствие с поставленными зада­чами.

 

Л

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий руководитель) — личность, пользующаяся авторитетом, большим влиянием в коллективе. Не всегда руководитель предприятия является одновременно и лиде­ром, хотя это сочетание особенно желательно.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — право, свобода) — разреше­ние на выполнение какого-нибудь вида деятельности (право на ведение внешнеторговых операций, использование изобретения, на рыбную ловлю или охоту и т.п.).

ЛОГОРРЕЯ — одностороннее непрерывное говорение, при ко­тором собеседник практически лишен возможности как-то вмешать­ся или хотя бы комментировать разговор.

 

M

МАРКА ТОВАРНАЯ — система символов, знаков, эмблем, применяющаяся для идентификации товара известного произво­дителя и позволяющая отличать товар от изделий конкурентов.

МАРКЕТИНГ — наука управления предприятием, изучаю­щая методы наиболее полного удовлетворения потребностей обще­ства в товарах и услугах в условиях рыночных отношений.

МЕНЕДЖМЕНТ (от англ. to manage — управлять) — управ­ление производством, промышленно-торговой фирмой в условиях рыночной экономики. Менеджер является профессиональным уп­равляющим, обладающим специальными знаниями, способностя­ми и навыками в области организации производства и управления.

МЕТОДЫ ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность при­емов, позволяющих человеку принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации, способы достижения постав­ленных целей в производственных и межличностных отношениях.

МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ — система приемов, позво­ляющих выполнять сложный процесс самоанализа, целенаправлен­но сравнивать свое поведение с критериями совести, чести, дос­тоинства, самооценка адекватности поступков своим нравственным целям и возможностям, развитие лучших, социально ценных свойств личности.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — способы обеспечения непрерыв­ного и целенаправленного воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система обобщенных взглядов на окружающую действительность, убеждения, идеалы, принципы, формирующая нормы поведения, интересы и отношение к обществу.

МОДА (от лат. modus — мера, правило) — преобладание определенных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. М. на короткий срок отражает вкусы некоторых слоев общества на внешнее оформление предметов быта, одежды, обуви, а также на художественные произведения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование явлений, процессов пу­тем создания их моделей, один из основных методов теории позна­ния; в теории управления особую роль играют методы экономико-математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план действий.

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на какой-либо вид деятельности, на промышленное производство или торговую дея­тельность.

МОРФОЛОГИЯ — наука о структуре и форме. Методы М. применяются для анализа и синтеза организационных структур управления.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, стимулирующие деятельность человека или коллектива, направленные на достижение индиви­дуальных потребностей или общих для организации целей.

 

Н

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) — историческая, куль­турная и территориальная общность людей. Искусство управления рекомендует учитывать Н. принадлежность личности в процессе общения.

НОРМА УПРАВЛЕНИЯ — установленное эксперименталь­но и организационно оформленное среднее количество сотрудни­ков, подчиненных одному руководителю. Н. у. зависит от сложности управляемого процесса, оснащенности труда руководителя техни­ческими средствами управления, знаний и опыта руководителя.

 

О

ОРГАНИЗАЦИЯ — обеспечение взаимодействия частей целого. О. как функция управления обеспечивает упорядочение тех­нической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархичес­ких уровнях.

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь) — власть тол­пы, беззаконие, создающее условия для возникновения бунта и других противоправных действий.

 

П

ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. pater — отец) — основная часть уче­ния "школы человеческих отношений", утверждающая важность и целесообразность установления между работодателем и исполни­телем психологического консенсуса, общих задач и интересов.

ПЛАНИРОВАНИЕ — разработанный порядок, последователь­ность осуществления каких-либо мероприятий, выполнения работ. В управлении П. является важнейшим этапом подготовки и реали­зации программы действий, который определяет цели, а также методы и средства, необходимые для выполнения поставленных задач.

ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии, утвер­ждающее, что подлинные (позитивные) знания являются резуль­татом исследований специализированных отраслей научных зна­ний и стоят вне мировоззренческих проблем.

ПОПУЛИЗМ (от лат. populus — народ) — одна из форм общественного поведения государственных, политических деятелей, рассчитанная на приобретение популярности в обществе путем эффектной подачи на собраниях, митингах, в прессе простейших и понятных массам идей.

ПОДСИСТЕМА — выделенная из системы часть целого (декомпозиция), обладающая информационными связями с другими подсистемами управленческой структуры.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragmatos — дело, действие) — практическая полезность деятельности, направленная на решение практических задач и удовлетворяющая в основном лишь основные потребности личности или общества.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (от лат principium — начало, основа) — основные исходные положения, определяющие законо­мерности формирования управляемой системы: ее структуру, ме­тоды воздействия на коллектив, систему мотивации и стимулиро­вания, особенности технологии и технического оснащения управ­ленческого труда.

ПРИОРИТЕТ (от лат. prior — первый, старший) — первен­ство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, пер­венство в реализации изобретений, открытий и новых технологий.

ПСИХОАНАЛИЗ — одно из направлений "глубинной" психо­логии и психотерапии, которое рассматривает влияние на поведе­ние людей бессознательных влечений и мотиваций и изучает пси­хическую структуру личности.

 

Р

РЕГУЛИРОВАНИЕ — одна из основных функций управле­ния, обеспечивающая поддержание постоянства или изменение по намеченному плану основных параметров производственного про­цесса.

РЕКЛАМА (от лат. reclamо — выкрикиваю) — выдача потре­бителю информации о потребительских свойствах товара. Р. явля­ется одним из составляющих маркетинговой деятельности пред­приятия и требует от исполнителей профессионализма и творчес­кой фантазии.

РЕКРЕАЦИЯ — методы, позволяющие восстановить силы человека, затраченные им в процессе трудовой деятельности.

РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление или существенное снижение мускульной и психической активности человека, позволяющие обес­печить отдых, покой при переутомлении.

РЕФЛЕКСИЯ — самонаблюдение, глубокое размышление, направленное на осмысление поступков и своего общественного поведения.

РИТОРИКА — разработанная античными мыслителями нау­ка об ораторском искусстве и о мастерстве излагать мысли устно и письменно.

 

С

СБЫТ — система организационных, маркетинговых и торго­вых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров. Решения по организации С. продукции весьма ответственны, так как они в конечном итоге определяют успех производственной и торговой деятельности предприятия.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА — изучение продавцом потребностей общества и определение той доли рынка сбыта по пред­метно-товарному и демографическому принципу, которая может быть успешно освоена продавцом.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — освобождение, независимость индивидуального и общественного сознания от влияния религии, обращение, отказ от власти и собственности религиозной в пользу светской.

СИНЕРГИЯ (от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.

СКЕПТИЦИЗМ — философское учение, основанное на вы­ражении сомнения в существовании надежных критериев истины и в непогрешимости основных религиозных и философских догм; крайняя форма С. — агностицизм.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — подготовка и реали­зация генеральной, основной программы, направленной на дости­жение цели в любой области деятельности. С. у. обеспечивает спо­собы и формы планирования, подготовки, а также методы осуще­ствления управляющего воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — форма организации иерархической системы, обеспечивающая устойчивую взаимосвязь между составляющими систему элементами. Основные типы орга­низационных структур: линейная, функциональная, матричная, дивизионная, продуктовая.

 

Т

ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ — налог, которым облагаются то­вары, ввозимые в страну. Т. т. не только способствует пополнению государственной казны, но и служит защите интересов отечествен­ных производителей.

ТЕЗАУРУС (от греч. thesauros — сокровище) — словарь, ал­фавитный перечень, в котором единицы текста заменяются стан­дартизированными словами и выражениями.

ТИПОЛОГИЯ — способ расчленения и классификации объек­тов системы по какому-то основному, кардинальному признаку, что позволяет установить общность связей, функций элементов исследуемой управленческой структуры.

ТОВАР — продукт труда, изготовленный для продажи. Това­ром может быть физический предмет, услуга, технология — важно, что этот товар необходим покупателю и продавец стремится удовлетворить спрос на товар возможно более полно.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК — система символов, легко узнаваемых знаков и эмблем, объединяемых понятием торговая марка, и обес­печенная правовой защитой. Т. з. является одним из объектов про­мышленной, фирменной собственности.

 

У

УЧЕТ — сбор и обработка информации о наличии и рацио­нальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия для оптимизации планирования и управле­ния. Основные виды У. — статистический, бухгалтерский, опера­тивно-производственный. Анализ динамики производственных по­казателей позволяет определить тенденции развития производства.

 

Ф

ФАКТОРИНГ — способ ведения финансовых расчетов по схе­ме предприятие — экспортер, при котором платежные документы выставляются не покупателю, а банку — посреднику, располо­женному в стране покупателя.

ФРАНЧАЙЗИНГ — юридически оформленные долговремен­ные партнерские отношения между крупной "материнской" ком­панией (франчайзер) и фирмой-оператором, реализующей продук­цию (франчайзи). Пример франчайзинга — компания "Макдоналдс", передающая владельцам ресторанов отлаженную технологию и мобильную рекламу.

ФРУСТРАЦИЯ — стойкое состояние угнетенности и расстрой­ства человеческой психики, разочарования, потери веры и жиз­ненных ориентиров. Возникает при неудовлетворенности работой, своим социальным положением, при появлении непредвиденных трудностей и проявляется в душевной напряженности, обидчивос­ти и даже в крайней агрессивности.

 

Х

ХАРИЗМА (от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность, обаяние; X. личность — авторитет­ный человек, обладающий исключительными качествами: мудрос­тью, праведностью, смелостью.

ХОЛДИНГ — способ осуществления контроля совместной деятельности предприятий обычно одной отрасли производства путем владения контрольного пакета акций или других ценных бумаг при сохранении членами холдинговой компании хозяйственной и пра­вовой самостоятельности.

 

Э

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ — по К. Юнгу, психологическая осо­бенность личности, ориентированной на внешний мир, проявляю­щей интерес к деятельности с внешними объектами.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — метод, допускающий распространение выводов, полученных при изучении части целого, на другую его часть, что позволяет установить общие тенденции развития изу­чаемого явления.

ЭМБАРГО — наложение государством запрета на ввоз ино­странными фирмами отдельных видов товаров (например, оружия, наркотиков, продуктов низкого качества и т.п.) или на вывоз дра­гоценных металлов, иностранной валюты.

<< Литература
  >>