Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление


Оформляем интерьеры искусственным камнем и мебелью на заказ, доставка и монтаж по Москве.


Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Часть V

Методы искусства управления личностью и коллективом

Глава 14. Методы воздействия на личность

 

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Н. Г. Чернышевский

 

14.1. Универсальность методов искусства управления

 

Искусство — высокая, может быть, даже высшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусст­во человеческого общения — это особо сложная и весьма ответ­ственная сфера бытия. Слово имеет безграничную власть над чело­веком, над обществом.

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и само­бытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышле­ния и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои дей­ствия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на челове­ка силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными нам средствами.

Отдавая должное актуальности, важности и силе воздействия методов искусства управления, следует объективно признать, что самый мудрый и эффективный метод, как и любая разумная реко­мендация, требует еще десятка советов — как практически применять эти методы в жизни, как подчинить эмоции разуму и пра­вильно использовать приобретенные теоретические знания. Слож­ны не методы искусства управления, сложна их практическая ре­ализация. Следует сразу же оговорить, что приемы, методы воз­действия на оппонента, способы убеждения носили различные на­звания в учебной и научной иностранной литературе. Чаще всего их называли по имени первооткрывателя или того научного заве­дения, фирмы, где успешно применялись эти методы, а иногда названия носят шутливый характер или даны в честь известного литературного героя, популярного киноперсонажа (формула Фуллера, законы Паркинсона и Мэрфи, эффект Карпентера, дедукция Шерлока Холмса и т.д.). Названия методов, известных из иностранных литературных источников, чаще всего не вызывают у русского специалиста каких-либо ассоциаций, и вольность в выбо­ре названия в русском варианте вполне объяснима. В редакторс­ком примечании к главе автора "Искусство управления" [54] отме­чается, что "более "строгие" названия описываемых далее неко­торых методов, известных из иностранных литературных источ­ников, могут не вызвать у отечественного читателя ассоциаций, удачных для запоминания. В этой связи некоторая вольность в вы­боре "отечественных" названий методов может быть вполне оп­равдана".

Методы искусства управления универсальны, т.е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступле­ния до уровня межличностных отношений. Успешность любых вер­бальных, словесных контактов всегда зависит от множества слож­ных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.

Система речевого воздействия на личность и коллектив осно­вывается на многовековом опыте мировой цивилизации, от антич­ной риторики до современного ораторского искусства. Во многих сферах человеческой деятельности мастерски отработаны приемы воздействия на оппонента: в педагогике, где мастерство учителя имеет первостепенное значение, в религии с ее высокой ораторс­кой культурой и блестяще отточенными методами убеждения, в криминалистике и судебной практике (искусство ведения допроса), в медицине, которая врачует более успешно словом, чем скаль­пелем.

Что является основой универсальности методов искусства воз­действия на личность, какие используются приемы убеждения, общие для любых сфер человеческой деятельности, в чем секреты успешного достижения эффективности управления? Каков опти­мальный алгоритм поведения, сущность стратегии, необходимой для плодотворных межличностных контактов? Ответы на эти воп­росы будут более убедительны, если их подкреплять примерами из какой-либо научно-практической области знаний, в которой объектом исследований является человек, его внутренний мир. В этом отношении большой интерес вызывают веками отработан­ные методы криминалистики — науки, изучающей поведение че­ловека или группы лиц в экстремальной ситуации, то есть подо­зреваемых в совершении преступления. Объект деятельности кри­миналиста — личность, цель этой деятельности — доказать винов­ность или невиновность человека в совершении им преступления, а результат его работы чаще всего однозначен и неоспорим, хотя и не застрахован от возможных ошибок.

Общим для любых методов воздействия является необходи­мость тщательной подготовки управляющего воздействия: опреде­ляется цель диалога, изучаются психологические особенности оп­понента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющей­ся информации и другие важные и второстепенные факторы, мо­гущие повлиять на планируемый контакт.

Важным условием успешного воздействия на личность (или коллектив) — создание благоприятной психологической атмосфе­ры, спокойный, деловой и благожелательный тон общения. Мето­ды подавления младшего старшим (подчиненного — руководите­лем, допрашиваемого — следователем, сына — отцом), основан­ные на грубости, применении насилия, угроз и шантажа, недопу­стимы, редко приводят к достижению цели, хотя в некоторых слу­чаях практикуются, увы, достаточно широко.

Методологической основой успешных межличностных контак­тов и достижения поставленной цели является продуманный в де­талях логический план ведения разговора. Опыт, например, кри­миналистики показывает, как важно даже опытному следователю не полагаться только на свою интуицию, а заранее подготовить подробный план допроса обвиняемого: определить те обстоятель­ства, по которым необходимо получить показания, систематизировать все факты, вещественные Доказательства и материалы по данному делу, продумать перечень вопросов, на которые важно получить ответы, решить, как установить с обвиняемым довери­тельные, невраждебные отношения, и т.п. С той же тщательнос­тью руководитель должен готовиться к ответственному совещанию, отец — к разговору с сыном, чье поведение стало внушать опасе­ния, и во многих других сложных производственных и жизненных ситуациях.

Итак, методы искусства управления обладают универсально­стью и имеют общую методику для своей реализации в самых раз­личных сферах деятельности и общественных отношений.

 

14.2. Методы самовоспитания

 

Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою особенную миссию в этом мире.

Мартин Бубер

 

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. Сложно беспристрастно анализировать собственное поведение, последствия своих поступков, еще более сложно трезво оценить свое место в обществе, свои возможности, так как психофизиологический потенциал человека определяется врожденными, генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Ведь каждому чело­веку кажется, что весь мир — для него и человек не крошечная песчинка, не капелька в океане жизни, а ее центр, удивительный и неповторимый. И можно сколь угодно долго говорить о бреннос­ти человеческой жизни, об искре, вспыхнувшей лишь на короткое мгновение, о тщетности всего земного, но человек воспринимает мир только благодаря своим чувствам и разуму, мир существует для человека и благодаря человеку. Человек обязан достойно вы­полнять свою высокую миссию, должен постоянно изучать Вселен­ную, заключенную в нем, и совершенствовать ее. Каждый человек обладает суммой определенных свойств, своим интеллектуальным, творческим и психофизиологическим потенциалом (рис. 37).

Рис. 37. Индивидуальный потенциал человека

 

К сожалению, высокие потенциальные возможности личнос­ти не всегда удается развить и реализовать. Детская одаренность может быть загублена неправильным воспитанием, способность генерировать нестандартные решения, отклонения от привычных стереотипов мышления (креативные способности) часто расцени­ваются обществом как оригинальничание, желание выделиться.

Необходимость и желательность физического развития и совершенствования ясна каждому, интеллектуального — большин­ству, нравственного — немногим. Утреннюю зарядку делают мно­гие (что, правда, не мешает опять-таки многим вечером "выку­шать поллитру" и этим свести на нет все утренние усилия по укреплению здоровья). Некоторые пенсионеры наполняют свою жизнь неустанными заботами о собственном здоровье, вниматель­но следят за новыми достижениями медицины и фармакологии, но заставить себя погулять с собачкой и подышать свежим возду­хом способен не каждый. Над своим умственным развитием чело­век трудится с рождения до того времени, когда осознает, что он все познал и жизнь уже не может удивить его ничем. И тогда он превращается в обычное млекопитающее, так как человека от животного отличает не только система культурных, этических и религиозных норм, но и способность удивляться. Такой человеко­подобный биологический робот, андроид, продолжает тянуть лямку жизни без радости, без интереса к чему-либо, разнообразя свои будни надоевшими всем поучениями и наставлениями. Социологи с тревогой отмечают, что подобное умственное старение, духов­ный консерватизм охватывает все более молодые слои населения. Все чаще встречаются молодые, но уже "утомленные жизнью" (особенно среди добившихся некоторого материального благопо­лучия) люди, овладевшие нехитрыми жизненными догмами и модным лексиконом, которые довольствуются не истинными интеллектуальными и духовными ценностями, а их подделками, суррогатом.

Нравственные проблемы волнуют людей еще меньше, ведь так удобно прикрывать свои неблаговидные поступки сентенция­ми типа "с волками жить, по-волчьи выть", "в чужой монастырь со своим уставом не лезь", "моя хата с краю". Незаурядная лич­ность учится всю жизнь, до глубокой старости. С годами этичес­кие, нравственные вопросы начинают оттеснять все другие, более приземленные, хотя и этические проблемы становятся особенно важными именно в личном, индивидуальном плане, так как зависимость человека от окружающего мира в старости постоянно усиливается. Тонко и удивительно мудро заметил великий Сократ, что человек не только поступает в соответствии с тем, кем он является, но и становится в соответствии с тем, как он поступает.

Проблемы взаимодействия, взаимовлияния и самовоспитания давно волнуют человечество и нашли отражение в многочислен­ных теориях и практических рекомендациях. Самое распростра­ненное направление этих поисков получило в психологии назва­ние бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), предложенное в 1913 г. профессором Чикагского университета Дж. Уотсоном (1878— 1958). Философские основы этой теории — прагматизм и позити­визм, а экспериментально-практическая база — в исследованиях поведения животных", впервые выполненных Э. Торндайком (1874— 1931).

Известны также теории модификации поведения, подкрепле­ния, оперантного обусловливания, психологии поведения. Общим для всех этих теорий является связь (корреляция) между стиму­лом и формированием условных реакций на стимул. Теория линей­ного программирования обучения, как и основы ситуативного ме­неджмента, разработана профессором Гарвардского университета Берресом Фредериком Скиннером, их анализу и критике были посвящены работы А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др. Теорети­ческой базой различных теорий поведения всегда служило извест­ное учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, хотя именно Павлов счел необходимым ответить на изыскания пси­хологов статьей с примечательным названием "Ответ физиолога психологам".

Можно весьма условно изобразить духовную сущность лич­ности в виде ядра (истинная интеллектуальная и психическая осно­ва человека), окруженного многими внешними оболочками (рис. 38).

Рис. 38. Графическое изображение ядра и оболочек личности

 Ядро человеческой души — его сущность, его "эго". Внешние оболочки — периферия личности, в которой от духовной сущности остается мало, а больше приобретенного, наносного, скопированного.

Каждый человек старается надежно спрятать от вторжения посторонних свою глубинную духовную сущность и защитить свое "Я" многочисленными внешними оболочками, количество которых и их проницаемость -у различных людей весьма различны (можно столь же условно эти оболочки называть масками). Эти оболочки (маски) лишь отдаленно отражают сущность человеческого ядра, в них больше приобретенного в результате общения с другими людьми или временного, "взятого напрокат" для выполнения оп­ределенных ролевых функций. Конформисты легко идут на дефор­мацию внешних оболочек, так как именно так легче приспособить­ся к меняющимся алгоритмам поведения в обществе. Индивидуали­сты или легко ранимые люди особенно тщательно оберегают себя от попыток установить с ними близкие духовные контакты и соприкасаются с обществом лишь на уровне внешних оболочек, на определенной дистанции. Ф. М. Достоевский в повести "Двойник" одним из первых отметил особый тип человеческой психики, когда практически никому и никогда не удается пробиться через вне­шние оболочки к сердцевине замкнутого эгоцентричного "Я" — такая личность обречена на духовное одиночество, на своеобраз­ный солипсизм, отрицающий объективный мир вне своего созна­ния. Внутренние диалоги ("когда хочется поговорить с умным чело­веком"), а точнее, монологи не могут, конечно, полноценно заме­нить бесконечную многогранность непосредственного человеческо­го общения.

Некоторые люди ведут себя продуманно открыто, легко и непринужденно вступают в контакты со всеми членами общества, одинаково приветливо и вежливо общаясь с уборщицей и министром, с крестьянином и ученым, но отгораживая от мира ядро своей души особо мощной оболочкой. Эта манера общения харак­терна для глубоко воспитанных людей и часто ассоциируется с аристократичностью.

Чаще встречается тип людей, предельно открытых для кон­тактов ("свой парень", "душа нараспашку"), готовых выслушать любого и поделиться всем, даже самым сокровенным, составляю­щим ядро такой личности. Когда попытки установить подобные контакты начинают граничить с хамоватой навязчивостью и ка­муфлироваться якобы природным простодушием, то обычно вы­зывают отторжение ("мой друг Рю" — это о японском аристокра­те, премьер-министре!). Резко, но мудро заметил о таких людях С. Есенин: "Ходить с распахнутой душой так же неприлично, как и с расстегнутой ширинкой". Такие псевдоблизкие контакты бывают чаще всего кратковременными, но не из-за отгороженности внешними оболочками, а из-за духовной скудности самого ядра (рис. 39).

Особо ценными, но весьма редкими бывают личные контак­ты, когда пересекаются не только оболочки, но сливаются и сами ядра человеческих душ. К такой духовной близости стремятся влюбленные (но такую духовную близость никогда не дает примитив­ная животная страсть, именуемая теперь сексом), родители и дети, настоящие давние друзья, единомышленники, люди, которых объе­диняют духовные и интеллектуальные интересы. Духовная близость не может быть односторонней, собеседники способны понять друг друга с полуслова, им понятны глубинные чувства и мысли, их доверительность и взаимопонимание  приносят  большое  удов­летворение  и  высокую  радость.

                                                                                     

Рис. 39. Схема "аристократических" (а) и

открытых (б) контактов личности с обществом

 

Совсем не так часто, как принято думать, встречается настоящая любовь, готовность сделать для любимого больше добра, чем самому себе. Именно о такой "девоч­ке-друге" мечтал Джек Лондон и считал, что можно выстоять в жизненной борьбе "спина спиною к мачте против тысячи вдвоем". Редко выдерживает испытание на прочность и мужская дружба, духовное родство незаурядных личностей (кроме, пожалуй, Ве­ликой Дружбы товарища Ленина и товарища Сталина, в честь ко­торой были сооружены тысячи бетонных скамеек с сидящими на них верными друзьями). Духовное единение демонстрируют люди одной расы, национальности, религиозной конфессии, родствен­ники, социальные группы, объединенные по самым разным, иногда и удивительным признакам (футбольные и хоккейные болельщи­ки, коллекционеры, панки, металлисты, фанаты эстрадных звезд и т.п.) (рис. 40).

 

Рис. 40. Духовная близость, взаимопонимание, любовь,

дружба (а), расовые, национальные, родственные и социально-групповые контакты (б)

 

Важность осознания своего "Я" подчеркивается работами мно­гих ученых. Полезно напомнить известное в психологии "окно Джогарри" (название это составлено из аббревиатуры имен и фа­милий авторов). Сложный внутренний мир человека состоит из не­скольких неравных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон: открытой, скры­той, "слепой" и неведомой.

 

1 Открытая зона

2  "Слепая" зона

3 Скрытая зона

4  Неведомая зона

 

Рис. 41. Окно Джогарри

Открытая зона — та часть внутреннего мира человека, кото­рая видна всем и хорошо известна самому человеку. Это та откры­тая миру часть информации о личности, по которой можно судить о свойствах, индивидуальных особенностях человека. Именно эта зона составляет "имидж", репутацию, по ней судят о человеке, и всегда эта зона находится под особым контролем личности. Вторая, "слепая" зона закрыта для человека, но открыта окружающим. Всегда мы удивляемся своему голосу, если слышим его в запи­си, — разве этот чужой голос мой? Именно поэтому с таким вни­манием мы рассматриваем свои фотографии и слушаем отзывы о себе. Третья зона представляет ту часть внутреннего мира челове­ка, которая хорошо известна ему (с ее слабостями и даже порока­ми), но закрыта для других людей. И четвертая зона неведома никому, это фрейдистский мир подсознательного, инстинктивно­го. Люди по-разному относятся к попыткам окружающих "вскрыть сейф" их внутреннего мира: кто стремится помочь этому, кто от­вергает любое вмешательство в свое "Я".

Из всех этих теорий и бесчисленных экспериментов следует подробнее остановиться на методах самовоспитания и стимуляции собственной деятельности, так как методы искусства воздействия на коллектив и личность будут рассмотрены ниже, а методы само­усовершенствования обычно интересуют человека прежде всего. "Обязанности по отношению к нам самим суть самые важнейшие и должны занять необходимо первое место, — пишет широко из­вестный в прошлом немецкий писатель и педагог барон Адольф фон Книгге (1752—1796) [52], — посему не надобно огорчать и унижать себя в собственных глазах своих; не надобно презирать себя или излишней лестью уклоняться от своего усовершенствова­ния". Очевидно, что развитие любой системы возможно лишь в результате глубокого анализа ее функциональных особенностей и определения целей, направлений ее совершенствования. Для лич­ности — постоянный, объективный самоанализ, целенаправлен­ное сравнение своего поведения с критериями совести, чести, до­стоинства, самооценка адекватности поступков своим целям и возможностям, создание собственной системы ценностей, определе­ние понятий добро — зло, хорошо — плохо. Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально цен­ных свойств личности и категорическое запрещение самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Пожалуй, наиболее простым, но весьма эффективным спосо­бом стимуляции деятельности личности является метод положи­тельного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать, радуясь хорошему поступку ребенка, говорит ему "Ах, ты мой молодец", начальник, желая подчеркнуть достижение сотрудника, благодарит его, уступивше­му место в автобусе говорят "спасибо" и т.д. И каждый раз слова благодарности, пожатие руки, улыбка, ласка, премия, орден являются реакцией на хороший поступок, особо отмечают его, подкрепляют и этим стимулируют деятельность человека. Часто чело­век сам подбадривает, хвалит себя в самых неожиданных формах ("Ай да Пушкин, ай да сукин сын!", "Ах, какой же я молодец!"). Но обычно положительное подкрепление хорошего и отрицатель­ная, осуждающая реакция на плохое совершаются неосознанно, почти рефлекторно. Иное дело, когда положительное подкрепле­ние как метод, направленный на достижение определенной цели, применяется глубоко продуманно и становится тактикой поведе­ния человека. Например, огорчительно, когда приятный (или нуж­ный!) знакомый редко выбирает время для телефонного разговора с девушкой, но если при очередном звонке девушка будет проду­манно заинтересованной, любезной, интересной собеседницей, то вероятность нового желанного разговора значительно возрас­тет — сработает механизм положительного подкрепления. Если дочь без напоминания и просьб вымыла посуду и мать за это приласка­ет и поблагодарит ее, то можно с большим основанием надеяться на очередной "подвиг" дочери. Метод положительного подкрепле­ния некоторые возводят в ранг жизненной стратегии. Всегда удачи и неудачи сменяют друг друга, и очень многие весьма бурно реа­гируют на срывы и ошибки. Можно злиться, ругать себя и других, можно даже всплакнуть или излить свою горечь на окружающих, но полезнее понять, что "слезы горю не помогут", что осознанная ошибка уже не страшна и разумнее радоваться удаче и снисходи­тельнее относиться к своим и чужим промахам. Лучший способ положительного подкрепления при удаче, верном решении, твор­ческой находке — сделать то, что понравится самому себе и дру­гим, подкрепить радость свершения своим одобрением. Мелочь, самообман? О, нет! Попробуйте сами и убедитесь, что в вашу жизнь войдет еще немного счастья. Только следует помнить, что далеко не всегда подкрепление должно быть регулярным, эпизо­дическое (вариабельное) подкрепление более эффективно (кста­ти, именно на вариабельном подкреплении основаны счастливые любовные отношения).

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его бо­лее четким и емким метод разумного самопринуждения. Действен­ность этого метода хорошо подтверждается примерами из обыден­ной жизни. Например, чтоб быть на работе вовремя, необходимо встать в 7 утра и именно на это время разумно поставить свой будильник. Однако многие ставят будильник на полчаса раньше, чтобы несколько минут понежиться в постели. Эти странные полчаса жизни трудно назвать сном, скорее это бодрствование на фоне тревожных опасений, что можно вновь уснуть и опоздать на работу. Не разумно ли эти полчаса отдать полноценному сну и заставить себя встать сразу, в 7 часов? Солдат в казармах будят отвратительным, ненавистным воплем "Па-а-адъем!", эта команда выполняется немедленно, и никому в голову не придет будить сол­дат немного раньше, чтобы дать им возможность подремать в по­стели. ...Женщина хочет завтра одеть на работу свежую кофточку, но ее нужно погладить, а делать это вечером не хочется. Утром, встав в обычное время, приходится в спешке включать утюг, жертвовать завтраком, сломя голову мчаться на работу — не разумнее ли заставить себя выполнить неизбежную работу в разумное, логически обоснованное время? Есть много неизбежных, хотя и неприятных дел. Можно их откладывать, переносить выполнение на различные сроки, надеясь, что вдруг эти дела как-то сами по себе будут выполнены. Наверное, каждый смеялся, замечая, как в воскресное утро, когда можно всласть поспать, ваш сын лежит в постели и мучается от неизбежной необходимости сходить в туа­лет! Или наблюдая, как топчется на берегу моря купальщик, стра­шась войти в прохладную воду. Метод разумного самопринужде­ния вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные и продуманные, опти­мальные сроки (относится это и к работе над корреспонденцией, и к составлению ежемесячного отчета, и ко многим другим неиз­бежным, рутинным, часто обременительным делам).

Сложно без подготовки и глубокого, всестороннего обдумыва­ния реализовать метод самоанализа (самонаблюдения), часто счи­тают этот метод утомительным, а потому и малоэффективным. А ведь как важно вести постоянный контроль за своим поведением не только в обществе, но и наедине с собой! Присмотритесь вни­мательнее к поведению большинства окружающих вас людей, к их мимике, выражению лица, жестам, манерам, и вам станет ясной неотложная актуальность самовоспитания и самоконтроля. Этот слушает товарища, широко раскрыв рот, другой самозабвенно чистит пальцем нос — не хочется перечислять то, что делают люди, потеряв контроль за своим поведением! Особенно если они счита­ют, что никто не смотрит на них, а ведь фактически человек все­гда под непрестанным наблюдением (почитайте классические де­тективы!).

Метод самоанализа позволяет провести достоверную инвента­ризацию своих физиологических данных, учет субъективных осо­бенностей интеллектуального и морального потенциала, избежать идеализации, "эффекта ореола". Думающий, анализирующий че­ловек имеет чувствительные внутренние весы, называемые совестью и измеряющие правомерность и этичность не только его по­ступков, но и даже тайных помыслов. Совершив дурной поступок, не следует скорее изгонять его из своей памяти, нет, пусть угры­зения совести будут мучительны, пусть сожаление и раскаяние будут глубоко прочувствованы, только таким путем можно запре­тить себе делать дурное. Владеющие этим методом самовоспита­ния никогда не позволят себе упиваться собственным красноречи­ем, хамить окружающим, глумиться над подчиненным, помыкать слабым и зависимым. С годами самоанализ становится неотъемле­мой частью личности, и его постоянное применение не будет со­здавать каких-либо неудобств.

Мир постоянно вторгается в жизнь человека, и днем и ночью работают все пять его органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Всю поступающую информацию, основной объем которой, около 90%, поступает через зрение, мозг должен обрабо­тать и оценить в кратчайшие сроки, и все чаще люди не справля­ются с этой лавиной чувств, важных и второстепенных сведений, с эмоциональным напряжением. Природа мудро выработала слож­ную систему ограничений, защиту от избыточной информации, ко­торая помогает человеку не только отделить важное от несуще­ственного, но и спасти психику от перенапряжений. Однако большинство людей не могут быстро освободиться от негативных впечатлений, остро и долго переживают и выискивают причины жиз­ненных неудач. Бессонница, неврозы, стрессовые состояния могут привести к нарушениям психического здоровья и вызвать функци­ональные сдвиги в организме.

Дополнительно к природной системе ограничений (сон, не­большая емкость памяти, кратковременное хранение в ней инфор­мации и т.п.) разработаны различные методики, позволяющие за­щитить психику человека от негативных воздействий окружающей среды. Методы защитных блокировок психики человека от пере­грузок выбираются и осваиваются человеком индивидуально. Чаще всего в результате тренировок достигается способность переклю­чать свои мысли на отвлеченные темы, на радостные события про­шлого, вновь переживать светлые, мажорные сюжеты книг или рассказов друзей. Можно уверенно заявить, что алкоголь и даже самые легкие наркотические средства (курение, кофе и т.п.) со­здают лишь иллюзию снятия стресса и не способствуют выведе­нию из него.

В периоды тяжелых потрясений и переживаний многим лю­дям заметное облегчение приносит молитва, обращение верующе­го к божеству за поддержкой и помощью. Несправедливость, тя­желое материальное и семейное положение, отсутствие духовной поддержки и взаимопонимания, безысходность, разочарование в окружающих людях заставляют обращаться к высшим силам и просить у них покровительства, поддержки, а иногда и чуда. Не­сомненно, что искренний, объективный и честный анализ ситуа­ции, обдумывание и сопоставление фактов, поведения окружаю­щих, всегда сопровождающие молитву, и, главное, вера в помощь Творца приносят заметное облегчение, самоочищение и помощь страждущему. Молитва действительно облегчает душевные стра­дания, если она имеет в своей основе глубокую веру в Господа, но производит отталкивающее впечатление, если носит характер тор­гашеской сделки: "Помоги мне, Господи, а я тогда тебе поставлю в церкви самую большую свечку!"

В конце XIX — начале XX века во многих странах возник и стал бурно развиваться интерес к оккультизму, к мистическому и магическому мировоззрению, к астрологии, кабале и спиритизму, к герметическим наукам средневековья. Герметизм (алхимия, аст­рология, кабала) как традиция тайного знания восходит якобы че­рез Платона, Пифагора к легендарному Гермесу Трижды Вели­чайшему (Трисмегисту), имя которого у древних греков было свя­зано с богом Гермесом, покровителем торговли (кстати, также плутовства и обмана!), у римлян — с культом Меркурия, а также отождествлялся с египетским богом мудрости и покровителем ма­гии Тотом. Адепты эзотерических, тайных знаний комментировали их с позиций самых последних достижений современной науки; например, исследования алхимии в области трансмутации (т.е. превращения с помощью "философского камня" неблагородных металлов в благородные) интерпретировались с позиций открытия радиоактивности Анри Беккерелем и т.п.

Значительный интерес вызывала мистическая составляющая пифагорейской школы, считающей целые числа сущностью вещей и первоосновой мира (когда Пифагор обнаружил существование несоизмеримых отрезков, то он, потрясенный, принес в жертву богам сто быков!), знаменитый стихотворный труд "Предсказания" врача и астролога из Сен-Реми провидца Мишеля Нострадамуса. Об удивительных возможностях человеческого духа говорилось в трудах Елены Петровны Блаватской, получившей тайные знания и посвящение непосредственно от святых лам Тибета.

 

* * *

XX век принес много удивительных, иногда даже фантасти­ческих открытий в области исследований личности, комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологи­ческими методами. Хочется в первую очередь назвать крупнейше­го русского ученого Владимира Михайловича Бехтерева (1857— 1927), основателя школы рефлексологии, организатора и руководителя Психоневрологического института (1908 г., ныне имени Бехтерева) и в 1918 году (!) — Института по изучению мозга и психической деятельности. Именно В. М. Бехтерев одним из пер­вых применил гипноз при лечении алкоголизма, много внимания уделял проблемам полового воспитания и социальной психологии.

Большую известность приобрели исследования американца Джейкобсона (методы "последовательного расслабления"), фран­цуза Эмиля Куэ, изучавшего способы самовнушения, и работы немца Иоганна Шульца, создавшего оригинальную теорию психической саморегуляции с широким использованием еще недостаточно изученных резервов человеческого организма. Изучая психотерапевтическое воздействие гипноза, И. Шульц обратил внимание, что многие пациенты сами себе могут внушить состояние расслабления, покоя, сна, его работой "Тренировочной дорогой к самогипнозу" были заложены основы современной концепции аутогенной тренировки.

В Советском Союзе интерес к аутотренингу возник в 70—80-х годах благодаря научной и публицистической деятельности психотерапевта В. Л. Леви. Путь к нравственному психологическому самосовершенствованию, к сознательному управлению бессознатель­ным проходит через пять основных этапов, пять принципов, как называет их Леви: чего человек хочет добиться (принцип цели), полная уверенность в том, что поставленные цели будут достигну­ты ("дозированный фанатизм"), спокойная уверенность в своих возможностях, далее — успех обязательно придет через какое-то время и убежденность в том, что все необходимое для успеха за­ложено в самом человеке.

Аутогенная тренировка состоит из комплекса упражнений, мысленного повторения ряда формул самовнушения, что позволя­ет достигнуть состояния внутреннего психического успокоения и расслабления опорно-двигательного аппарата. Ежедневные деся­тиминутные упражнения — надежное средство борьбы с нервны­ми расстройствами, утомлением, бессонницей. Перечень и правила выполнения упражнений можно легко найти в обширной литера­туре по аутотренингу.

С особой осторожностью следует рассмотреть еще один путь самосовершенствования личности, которому посвящены сотни исследований и по поводу которого не прекращается острая полеми­ка до настоящего времени, — идею формирования "сверхчелове­ка". Начало современной полемике о праве человека на свободу воли и его ответственности за совершенные поступки, об относи­тельности добра и зла, о путях гармонизации и совершенствова­ния общества было положено шедеврами Ф. М. Достоевского (1821— 1881). Кому и почему "все дозволено", как изжить нравственный кризис общества, как вступить на путь единения людей во Хрис­те, достичь идеала богочеловечества? — мучительно вопрошает Достоевский.

Идею "сверхчеловека" выдвинул Фридрих Ницше (1844—1900), считая, что главное в жизни — воля к власти, подтверж­денная силой и могуществом. Все зло — от слабости, а добро — "все то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека". Ницше отстаивает право на "мораль господ" в отличие от "рабской морали", отрицает догматы христианства, основанные на равенстве людей перед Богом и подавляющие "волю к власти". Идеи "сверхчеловека" и "морали господ" были приняты немецким национал-социализмом и существенно развиты его иде­ологами. Принципиально не хотелось бы цитировать "Mein Kampf" А. Гитлера и труды его соратников, но именно в них идея "сверх-Я" получила дальнейшее развитие и была практически реализована в годы фашизма. Именно Гитлер сразу же после своего при­хода к власти дал задание о создании целой сети лабораторий и институтов по изучению потенциальных возможностей человека с проведением бесчеловечных психофизиологических экспериментов над тысячами узников концлагерей.

Но помня мудрого Екклесиаста: "Бывает нечто, о чем гово­рят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас", немецкие ученые глубоко изучили тайны древних и современных школ психофизиологической феноменологии Индии, Китая и Тибета. Были исследованы древнейшие священные Веды, созданные в XIIVII веках до н. э., комментарии к ним (Упанишады), религиозно-философское учение Веданты, разработанное одним из основоположников индуизма Шанкарой, о психических состояниях (авастха) человека, наследие классиков брахмано-буддийского направления индийской философии, учение великого китайского теоретика и практика Бодхидхармы, настоятеля Шаолиньского монастыря, создателя концепции "Абсолютного преде­ла психофизических возможностей человека", современные шко­лы санкхьи, йоги, Махатмы Ганди (1869—1948), Ауробиндо Гхоша (1872—1950) и т.п. Ведь и сегодня система воспитания личности в тибетских монастырях, методика упражнений хатха-йоги и рад­жа-йоги демонстрируют удивительное владение духом и телом! Целью этих исследований были разработки методики поведения человека и воспитание таких психических и физиологических свойств личности, которые могли бы обеспечить выживание и до­стижение цели в экстремальных ситуациях. И в итоге — создание психотропного оружия. Несомненно, что возможности человеческого организма, его психики исследованы далеко не полностью и следует ожидать много удивительных открытий на этом пути. Тем более что имеются сведения о наличии секретных немецких доку­ментов в Центральном архиве ВМФ России [45] об исследованиях и психофизиологических опытах в годы последней войны. Компе­тентное изучение этих уникальных архивов может дать много ин­тересных материалов по развитию сверхвозможностей человека, если отбросить нацистские лозунги о сверхчеловеке — "носителе великого Духа арийской Империи".

Значительный интерес к эзотерическим знаниям тибетских лам проявляли также правительства Англии, Франции, Китая, не от­ставало от них и советское ГПУ. По распоряжению Ф. Дзержинс­кого была выделена значительная сумма (около 600 тыс. долла­ров!) на секретную экспедицию в таинственную Шамбалу, страну махатм. Ближе всех приблизился к загадочной Шамбале Яков Гри­горьевич Блюмкин, сотрудник ГПУ, полиглот и мастер восточного рукопашного боя. В сентябре 1925 года он присоединился в обличьи монгольского ламы к экспедиции Николая Константиновича Рериха, которая исследовала пути в Шамбалу, но достичь цели им не удалось. До мая 1937 года в Московском энергетическом институте работала секретная нейроэнергетическая лаборатория, финансируемая спецотделом ГПУ, которая занималась широким спектром проблем — от гипноза, "снежного человека" до НЛО, телепатического чтения мыслей оппонента и средств радиошпио­нажа. Тайны трансцендентных свойств человеческого мозга волну­ют ученых и исследователей и в настоящее время.

Принципиально иной подход к развитию возможностей ин­теллекта и психической деятельности личности наметился в самое последнее время. Один из крупнейших теоретиков мира, амери­канский ученый Стив Хокинг, настаивает на неотвратимой неиз­бежности симбиоза человека и компьютера, о начале новой эры в истории человечества — эры техногенной цивилизации. Его выво­ды о неизбежности создания новой концепции будущей культуры доказываются не только математически, но и его собственным опытом: С. Хокинг, парализованный и прикованный к своему ин­валидному креслу, с помощью компьютера и сети Интернет давно уже эффективно работает в своем виртуальном мире и демонстри­рует удивительные возможности "искусственного суперчеловека".

Завершая раздел о методах самовоспитания, следует отме­тить, что существует еще великое множество школ, теорий, прак­тических рекомендаций по духовному развитию личности, выяв­лению и использованию колоссальных, до конца еще не раскры­тых возможностей человека. Имеется необозримая литература о йоге, о тибетской медитации, псевдонаучные и откровенно жуль­нические книги об экстрасенсорике, телепатии, черной и белой магии и т.п.

 

14.3. Метод Сократа

 

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Сократ

 

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет имя Со­крата (ок. 469—399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы уче­ния Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверх­сложные задачи познания — познай самого себя и научись искус­ству жить, дал определения таким этическим понятиям, как му­жество, доблесть, справедливость, свою методику обучения срав­нивал с "искусством повивальной бабки", обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим назва­ние "сократовской иронии". Сократовский императив, что никто не бывает злым по доброй воле и что все дурные поступки объяс­няются только незнанием, широко известен из диалога Иешуа с Понтием Пилатом в великом романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Знание, по Сократу, — синоним добродетели.

Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Платон, рассказывая в "Федре" о мас­терстве ведения диалога своего великого учителя, подчеркивает, что книга никогда не может заменить беседы, разговора, книга лишь подражание диалогу. Диалог развивается в непосредствен­ном словесном контакте, в общении и является интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств. Антич­ные мастера риторики всегда учитывали особенности аудитории и рекомендовали два метода повышения эффективности речевых коммуникаций — аристотелевский и сократовский. Если оратор уверен, что его оппонент не имеет принципиальных возражений против обсуждаемого тезиса, то для принятия единого решения следует сразу же четко сформулировать сам тезис и аргументиро­вать доказательства (аристотелевский метод). Иное дело, когда аудитория настроена враждебно к оратору, когда оппонент наме­рен опровергать аргументы и отстаивать свою точку зрения. В этом случае применяется иной метод, когда оратор не спешит с четкой формулировкой своего тезиса и подводит к нему оппонента мед­ленно, незаметно, построив нерушимую логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений. Следует остановиться на этом методе ведения диспута более подробно, тем более что этот метод перешел к нам из глубокой древности, практически не изменив своей сущности, и выдержал многовековую проверку.

В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью пользуется один из способов ведения диалога, полу­чивший название метода Сократа, который неоднократно демон­стрировал свое мастерство ведения диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логи­ческую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден со­глашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, т. е. отве­чать "да, да, да" на каждой позиции логического построения Со­крата. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений как своих, так и противоположной стороны, хотя постоянно подчеркивал, что всякое уме­ние, если оно не опирается на справедливость и добродетель, яв­ляется плутовством, а не мудростью.

Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывает­ся, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма на­стороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с со­вершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его воз­буждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ос­лабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала, даже если итоговые выводы его были аб­сурдны.

Этот прием был хорошо известен древним ораторам, которые сознательно применяли в спорах или доказательствах систему за­ведомо неправильных доводов, софизмов, но в наш прагматичный век, главная ценность метода Сократа — в четком понимании цели, математически точно построенной логической цепи умозаключе­ний и доводов (включая и знаменитый метод "ad absurdum" — от противного, ложного), умении заставить оппонента уйти с позиций конфронтации, спора и в итоге добиться поставленной цели. Реша­ющую роль в изучении и понимании практической ценности метода Сократа играют тренинг и методы деловых игр в виде бесед с оп­понентом. Беседа должна начинаться с простых и ясных вопросов, на которые собеседник будет вынужден отвечать утвердительно, затем логично и ненавязчиво следует подвести его к согласию и к спорному заключению. Эта эффектная демонстрация метода убе­дительно доказывает важность понимания конечной цели любого диалога, необходимости заранее продуманной системы логических доводов и умения заставить оппонента с самого начала соглашать­ся с выдвигаемыми аргументами. Важно доказать универсальность, широкий диапазон применения метода Сократа — от семейных ба­талий до научных споров. Действительно, метод Сократа настоль­ко эффективен, что его следует применять постоянно, практичес­ки в любых ситуациях: при разговорах с начальником и с подчи­ненными, в коллективе и в семье. Если цель беседы — убедить оппонента в вашей правоте, добиться взаимопонимания, то разго­вор следует начинать с той мысли, которая будет не только по­нятна слушателю, но и приятна ему. И если собеседник согласится с первыми вашими мыслями, то управлять дальнейшим ходом бе­седы (логическая цепь этой беседы должна быть тщательно проду­мана!) будет несравненно проще. Неосознанно, но весьма эффек­тивно применяют в своей повседневной практике метод Сократа опытные продавцы, врачи, педагоги, т.е. те специалисты, кото­рые постоянно профессионально находятся в контактах с самыми разными собеседниками и понимают, что нужно избегать слова "нет". "Да, вы, конечно, правы, но ведь этот товар имеет и свои несомненные достоинства..." Важно хорошо знать желания и по­требности собеседника и уметь апеллировать к этим потребностям. Важно не только уметь начать разговор, но и мастерски его за­вершить, ведь в памяти собеседника обычно остаются последние, итоговые фразы беседы.

 

14.4. Метод трех раундов

 

Управление — искусство, подобно

медицине или инженерному делу,

которое должно полагаться

на лежащую в его основе науку —

концепции, теории, принципы

и методы.

Гарольд Кунц,

президент Международной

академии управления

 

Искусство управления рекомендует еще один метод ведения диалога, точнее, способ убедить оппонента в правильности и ра­зумности именно вашего предложения. Этот прием можно услов­но назвать методом трех раундов, так как модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с до­водами вашего, скажем, руководителя и вызывая таким образом его положительные реакции (метод Сократа!). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения пробле­мы, упомянув в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант — лучший, нужно согласиться с ним. Этот классический метод риторики легко иллюстрируется многими примерами. На­пример, ситуация, хорошо знакомая всем отцам и матерям: ваша совсем еще юная дочь пришла домой значительно позже обычного времени. Дома паника, требования супруги или бабушки принять самые крутые меры, и очень хочется взять ремень или применить аналогичные решительные воспитательные меры. Но — опомнитесь, чего вы добьетесь в итоге? В душе у ребенка радость перво­го свидания ("...а если это любовь? Разве вы, папа и мама, в со­стоянии понять это чувство? Нет, конечно!"), гордое сознание не­повторимости своих чувств, потребность в самоутверждении (пи­рамида Маслоу!). Не оттолкните от себя ребенка, будьте его союз­ником, а не врагом в этой сложной, иногда и решающей (но очень тривиальной для нас, взрослых) жизненной ситуации! В чем ко­рень проблемы? В изначальной порочности вашего ребенка? Скорее всего нет. Какова цель вашего педагогического воздействия? Ясно, что рано, еще слишком рано и опасно ребенку бывать бес­контрольно где-то по ночам, да и предмет обожания сам еще ре­бенок, но именно он — причина этого инцидента. Уберите его из этой жизненной ситуации, и восстановится мир в семье (времен­но, понимаем мы, пока не придет Он, единственный и неповтори­мый, но к тому времени и дочь повзрослеет, наберется хоть какого-то жизненного опыта). Итак, проблема в нем, в этом мальчиш­ке, и цель вашего педагогического воздействия — доказать дочери несовместимость этого претендента на ее сердце с ее идеалами, тогда в корне решится и вся проблема. Первый раунд — согласить­ся и понять глубину переживаний дочери, стать ее союзником, понимающим ее проблемы. Второй раунд — напомнить дочери о ее жизненных принципах, о ее оценке и обязательных требованиях к мужчине и о том, что ее избранник, конечно, соответствует этим требованиям. Как — не совсем, не полностью? Он недостаточно мужествен, еще материально не обеспечен, не совсем чистопло­тен, еще слабо ориентируется в жизни?! Да, тогда ты права, согласен с тобой (третий раунд!), он не может быть твоим близким другом, он не соответствует твоим идеалам, и встречи с ним, тем более такие долгие, следует прекратить. Конфликт исчерпан, а дочь приобрела в вашем лице умного, понимающего ее проблемы друга.

Или: хочу получить отпуск в августе, но мой начальник не даст мне его, и нужно убедить начальника, что именно в августе служебные дела позволят без ущерба для работы предоставить желаемый отпуск. Первый раунд: да, дел предстоит много, весь четвертый квартал года будет весьма загружен, но ведь в отпуск-то идти нужно... Можно пойти в сентябре или в октябре (второй раунд), но именно в тот период предстоят особо важные дела, можно, правда, и в августе, хотя лучше, может быть, уйти в от­пуск в самом конце года. Да, ты прав, лучше в августе, конец года будет особо сложен — третий раунд.

Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуаци­ях — когда его применяет руководитель. Ему, скажем, необходи­мо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий. Можно провести совещание с руководителями струк­турных подразделений, можно подготовить соответствующий при­каз и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытых оппозиционных настроений, а может быть, и прямой кри­тики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем: пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается осо­бо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения воз­никшей проблемы. Важно согласиться с оценками специалистов важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррек­тивы (в этом случае второй раунд с производственной точки зре­ния особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится сове­щание, на котором возглавляющий группу специалист докладыва­ет о разработанных мероприятиях и после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель соглашается с его мнением.

Попытки добиться желаемого без достаточной аргументации вашей позиции и разумности предлагаемого варианта, без предва­рительной настройки оппонента на благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера диалогического об­щения чрезвычайно обширна, от обычной беседы двух людей, отца и сына, руководителя и подчиненного до научной дискуссии и дип­ломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров "один на один" может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические переговоры.

 

14.5. Метод Штирлица

 

В управленческом деле нет, пожалуй, ничего более важного, чем искусство вкладывать свои мысли в чужую голову.

С. Н. Паркинсон

 

Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является управленческое решение. В его основе ле­жит обоснованная разработка директивного документа, организу­ющего и стимулирующего совместную деятельность членов кол­лектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обес­печивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии, кадровые вопросы и т.п. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, воп­росов перестройки привычного хода производства и постоянно со­провождаются негативными реакциями сторонников сложивших­ся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со сторо­ны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не все­гда удается даже опытным, владеющим методами искусства уп­равления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути.

Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, "про­толкнуть" свою идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый "методом Штирлица" (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод наглядно демонстрируется в разговоре "нашего" интеллектуального супермена Штирлица с  "очень плохим", но умным   — редкий случай в нашем кино! — оппонентом, его начальником Шелленбергом). Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть" ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мыс­ли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значи­тельно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свой­ственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голо­ве, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие! Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неодно­кратных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произ­носится желанная итоговая фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..." Другой вариант этого метода хоро­шо знают опытные чиновники: часто разумное, на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не предла­гать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунк­тов плана работ. В результате такой нехитрой бюрократический игры вы вскоре получите утвержденный план работ, в котором будет строгое предписание подготовить в такой-то срок нужное вам решение.

Если же вы уверены, что ваша идея чрезвычайно хороша, революционна и вы не в состоянии удержаться от соблазна зая­вить о своем авторстве, то расплата будет неминуемой. Когда це­ной значительных усилий, тщательной подготовки вы с блеском доложите на важном, авторитетном совещании основное содержа­ние своего предложения и если даже это предложение будет при­нято, то скрытое сопротивление при его внедрении со стороны коллег и своего непосредственного начальства вам гарантировано, а вы приобретете репутацию "умника", самонадеянно считающе­го, что знает больше других. Трудно рассчитывать, что с такой репутацией будут приняты другие, не менее разумные ваши пред­ложения, а служебное продвижение может весьма затормозиться. Как, увы, часто толковые специалисты вынуждены в свои рацио­нализаторские предложения, в заявки на изобретения и проду­манные, выстраданные научные статьи включать "соавторов", без участия которых трудно добиться успеха. Таков, к сожалению, наш реальный мир, хотя бывают и редкие счастливые исклю­чения.

 

14.6. Метод "лягушка в сметане'

Но самое главное, пытайтесь что-нибудь делать.

Франклин Делано Рузвельт

 

Жизнь не стоит на месте, окружающий нас мир находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия многообразных процессов, и среди них решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности людей. Все стороны жизни общества — от социально-производ­ственной деятельности до семейных отношений — являются аре­ной непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, слу­чайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде.

Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает при­вычные стереотипы; осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или за­мирает в безысходной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстри­рует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Мудрые якобы пчелы стали настойчиво, до полного истощения биться о стекло в безнадежных поисках выхо­да, а глупые мухи хаотично метаться в бутылке и через несколь­ко минут вырвались на свободу. В сложной, неординарной ситуа­ции редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хао­тичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).

В крупных преуспевающих фирмах постепенно складывается уверенность, что им гарантирован непрерывный рост, что на рынке не может появиться конкурентоспособная продукция; они продол­жают наращивать объемы товара и основное внимание уделяют сокращению издержек производства. Эта самоуспокоенность — вер­ный путь к стагнации и спаду. После распада СССР и принципиальных изменений в жизни нашего общества большинство пред­приятий так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Осо­бенно болезненно перестраиваются предприятия-гиганты, и мно­гие из них, как динозавры, обречены на вымирание или на Дроб­ление. Это неумение приспособиться к изменениям внешних усло­вий характерно и для зарубежных предприятий: большая часть из 500 ведущих компаний Америки не существовала 50 лет назад [101].

В обеспеченной, благополучной семье жена за многие годы совместной жизни совершенно уверена в прочной привязанности мужа к ней и к детям, она перестает следить за своей внешностью, становится самоуверенной, сварливой, неряшливой. После беско­нечных выяснений отношений с недовольным супругом, обсужде­ний ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, теле­фонных советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда принимает верное решение или при­нимает его с опозданием. Есть даже термин — "куриный эффект": курица решается перебежать дорогу в самый последний момент, когда ситуация становится уже весьма опасной! Или жена просто замыкается наедине со своим горем — будь что будет! Все это может привести к распаду семьи.

Когда наступает кризисная ситуация, то у людей часто воз­никает ощущение обреченности, бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля. Иногда у человека прочно вырабатывается известный "эффект буриданова осла", когда бесконечные сомне­ния, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неми­нуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попав­ших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безна­дежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно рабо­тала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю. Этот поучительный рассказ об упорстве и победе лягушки дал название одному из методов арсенала искусства управления: нет безвыходных ситуаций, человек обязан искать выход из самых сложных ситуаций и бороться до конца. Безумству храбрых поем мы славу!

Метод "лягушка в сметане" применяется при необходимости поиска нестандартного решения (обычно в экстремальной ситуа­ции) под названием "мозговой штурм" (brainstorming) или "метод мозговой атаки". Метод стимулирует интуицию, нетривиальный взгляд на ситуацию, коллективное творчество (предложен и эф­фективно применен Алексом Осборном). Суть его в следующем: созывается совещание компетентных специалистов, знакомых с проблемой, и предлагается высказывать любые идеи, способству­ющие решению поставленной задачи. Специально запрещается вся­кая критика выдвигаемых идей, так как цель совещания не каче­ство, а количество выдвигаемых предложений. Неразумные идеи легко исключаются последующим разбором, поскольку компетент­ную критику получить проще, чем плодотворное творчество. Ре­зультат работы такой группы оказывается чаще более плодотвор­ным, чем размышления над проблемой тех же специалистов, ра­ботающих порознь, вследствие того, что идея одного может выз­вать разумные ассоциации у другого*.

* Если число всех сочетаний из п различных идей по r будет

 то это число по всем r будет

 

 

 

 

14.7. Метод "S"

 

Рост Эллочки льстил мужчинам. Она была маленькая, и даже самые плюгавые мужчины рядом с нею выглядели большими и могучими мужами.

И. Ильф, Е. Петров.

 "12 стульев"

 

Квартира оживилась. Хлопали двери, проносились тени, светились глаза жильцов, и где-то страстно вздохнули — мужчина пришел.

И. Ильф, Е. Петров.

"Золотой теленок"

 

Каждый человек хочет занять в обществе возможно более высокое, уважаемое место, пользоваться симпатией, любовью ок­ружающих. Даже тот, кто может объективно оценить свои, как правило, скромные интеллектуальные и духовные возможности, бывает польщен проявлением внимания и уважения со стороны родных, друзей и коллег. Несомненно, что основной путь к дости­жению высокого статуса в обществе и семье лежит через воспита­ние и развитие основных духовных ценностей, таких как благо­родство, честность, уважительное, заботливое отношение к окружающим, скромность, высокий интеллект и культура, профессиональное мастерство. Но есть еще одно важное свойство лично­сти — принадлежность к миру мужчин или женщин. Очевидно, что мы вправе ожидать от мужчины проявления его мужского начала, можно понять и даже простить его чисто мужские слабо­сти, недостатки, мужчина должен быть в первую очередь мужчи­ной, именно этого ждет от нас прекрасная половина человечества (не хочется говорить о сексуальных меньшинствах, у большинства людей они вызывают брезгливость и отвращение, как бы ни старались "защитники прав человека"). Того же, истинно женского, ожидают мужчины от женщин, а вовсе не умения остановить коня на скаку, укладывать шпалы или участия в драках на заседаниях Госдумы.

Простейшая истина, что мужчина должен быть в первую оче­редь мужчиной, а женщина — женщиной, забывается удивитель­но часто, и мощный психофизиологический потенциал, заложен­ный в каждом, в повседневной жизни используется слабо. А не здесь ли заложен секрет обаяния личности, секрет воздействия на окружающих? Как часто встречаются не старые еще люди, пере­ставшие верить в возможность личного счастья, опустившиеся, неопрятные, озлобленные неудачной семейной жизнью и разуве­рившиеся во всем. Небритые, в мятой одежде и грязной обуви, давно немытые и дурно пахнущие мужчины, располневшие, об­рюзгшие женщины, забывшие о косметике и модной одежде, "сторонницы естественной красоты"...

Начинающие администраторы постоянно удивляются разной реакции на ситуацию со стороны мужчин и женщин. Кажется, обо всем договорились, наметили разумный план, и вдруг во время его реализации в коллективе возникает внутренняя напряженность, скрытое несогласие. У оппозиции может быть великое множество самых неожиданных причин для несогласия с руководством, и тре­буется применение всей палитры оттенков и способов индивиду­ального воздействия на недовольных. Причем жесткий, "мужской" разговор редко может быть применим с женщинами, а успешная методика беседы с женщиной малоэффективна с мужчинами. Ус­пешные контакты между людьми зависят от способности устано­вить и удержать состояние взаимной симпатии, притяжения, атт­ракции между людьми (напомним, что слово аттракция пришло из французского языка и имеет латинское происхождение, от сло­ва attraho — притягиваю к себе). Каждая женщина охотнее выпол­нит задание, просьбу воспитанного, корректного и опрятного на­чальника, и никто из мужчин не будет отрицать магическую, не­преодолимую силу женского очарования.

Эти рассуждения были бы скучны и тривиальны, если бы не одна важная особенность — аттракцию может и должен вызывать любой человек, любой внешности и возраста. Существует масса сомнительных шуточек типа "любовь зла, полюбишь и козла", "нет некрасивых женщин, есть мало водки", но есть в этой пошлятине важная истина: любой мужчина, любая женщина по своей приро­де, по своей сути — прекрасны. Эту истину важно понять и пользо­ваться ею в повседневном общении.

Подросток старается всячески походить на взрослого, маль­чишки начинают курить, ведут себя агрессивно, "круто", девочки стараются быть в центре внимания, сооружают замысловатые прически, во всем следуют моде (очаровательных девочек-"нимфеток" воспел В. Набоков), девушки застенчиво и стыдливо пря­чут глаза, как будто они знают какую-то великую, но немного постыдную тайну о самих себе... И важно до конца своих дней помнить о том великом, что вложила природа в каждого из нас, о всесокрушающей силе мужественности и женственности. Галант­ный (умный и опытный) мужчина всегда откроет дверь перед жен­щиной, первый поздоровается с нею независимо от разницы в воз­расте и занимаемом служебном положении; женщина хорошо зна­ет важность физической опрятности, и тончайший аромат духов, часто воспринимаемый мужчинами как естественное, только ей присущее и волнующее благоухание, очарование улыбки — силь­нейшее ее оружие.

Мир полон прекрасных звуков, от пения птиц и радостного писка девочек теплым весенним вечером и до мелодий Моцарта, и если природа наградила вас красивым, богатым обертонами голо­сом — пользуйтесь этим даром постоянно! Вспомните великих ак­теров — тембровые модуляции их голосов завораживают зал, се­ребристый женский смех никого не оставляет равнодушным! Если ваш голос красив — работайте над его совершенствованием, бере­гите его, часто он может убедить собеседника лучше любых аргу­ментов.

Опытный и умный мужчина всегда найдет в лице женщины ту милую черту, которой она втайне гордится, и на крошечную долю секунды задержит на ней свой взгляд (безмолвный язык взгля­дов подскажет женщине, что ее очарование оценено!); женщина, гордящаяся своей фигурой, часто "забывает" застегнуть свой плащ или верхнюю пуговичку на кофточке, и мужчина своим поведени­ем обязан отметить эту "небрежность" женского туалета. И луч­ший способ успокоить мужскую агрессию — положить на его руку нежную женскую ладонь. Мудрые и уверенные в себе женщины прекрасно знают силу воздействия таинственного женского "внутреннего свечения", прекрасно сочетают свою якобы незащищен­ность с уверенностью в себе, умеют раскованно сесть в непосред­ственной близости с мужчиной, сохраняя при этом чувство соб­ственного достоинства, непринужденно поправить прическу (хотя цель этого жеста совершенно иная!), владеют своей походкой и знают удивительную, страшную тайну, что "умная женщина — глупая женщина" (с каким воодушевлением разливается соловьем мужчина при одобрительном внимании "глупой" женщины!).

Все эти небольшие секреты повседневных контактов между мужчинами и женщинами, известные им уже тысячи лет, имеют самое отдаленное отношение к тому, что раньше называлось "не­земным блаженством" и галантностью, позже — любовью, а те­перь — сексом, так как роман на работе — самое глупое и опас­ное, что можно придумать. Однако метод установления аттракции между людьми, основанный на заложенном в человеке сексуаль­ном влечении между мужчиной и женщиной, который можно ус­ловно назвать "методом S" от популярного сейчас слова sex (мо­жет быть, появится и более удачное название этого метода!), зас­луживает самого пристального внимания. Этот метод интуитивно, неосознанно знают и постоянно применяют все крупные государ­ственные деятели, актеры, мудрые жены и мужья. Присмотри­тесь к поведению, например, президента США Б. Клинтона (хотя его мужское обаяние и несколько гипертрофировано) или с каким достоинством и неотразимой женственностью ведет себя наша из­вестная государственная деятельница, хрупкая, но волевая И. Хакамада! Метод "S" — надежный мост к взаимопониманию между мужчиной и женщиной, и применять его необходимо по­стоянно, при любых жизненных коллизиях.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Согласны ли вы с необходимостью применения методов самовоспитания? Какие методы самовоспитания применяете вы в повседневной жизни?

2. Какой из описанных методов воздействия на личность счи­таете наиболее важным и действенным? Почему?

3. Сможете ли вы создать модель ситуации и разработать ал­горитм своего поведения с применением метода трех раундов? Метода Штирлица?

4. Считаете ли вы необходимым постоянно применять в по­вседневной жизни основы метода S? Почему?

<< Глава 13. Неповторимость личности, приоритеты потребностей человека, этика и этикет
Глава 15. Культура делового общения  >>