Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Часть IV

Социально-психологические аспекты управления

 

Глава 9. Влияние внешней среды на формирование и реализацию управленческого решения

 

9.1. Государство, нация

 

Л. ван Бетховен, финал 9-й симфонии, ода "К радости" И. Ф. Шиллера: "Объединитесь, миллионы!"

 

Раньше, давным-давно, жили все люди на земле дружно, мирно и "на всей земле был один язык и одно наречие". И вдруг решили они в городе Вавилоне строить башню аж до самого неба. Зачем? Ведь любому здравомыслящему землянину, не говоря уж о Великом Архитекторе Вселенной, была ясна абсурдность и ин­женерная нелепость этого плана. Очевидно, что библейское сказание о строительстве "вавилонского столпа" нужно понимать ино­сказательно. Человечество задумало создать нечто столь чудовищ­ное, противоречащее желанию Бога, что он не "просто" разрушил этот столп, не наслал на людей мор или землетрясение, — нет, он решил наказать людей за их дерзость более жестоко, не­поправимо: "сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого". Так появились различные языки и нации (сейчас в мире существует около трех тысяч наций и более двух­сот суверенных государств).

Теория этногенеза — происхождения народа (от греч. ethnos — народ, племя) и пассионарных взрывов (от латин. pazzio — страсть), разработанная Л. Н. Гумилевым, убедительно показывает, что в своем эволюционном развитии каждый этнос, государство, народ, нация знают периоды удивительного взлета и депрессий, им ха­рактерны свой исторический и экономический путь развития, своя идеология (система общественных идей, теорий, взглядов), культура, религиозные представления, мораль. Государство обеспечивает развитие и защиту действующей политической, экономической и социальной системы, нацию объединяет общность террито­рии и условий экономической жизни, стереотипы поведения, язык, своеобразие культурных и религиозных традиций. Но с позиций истории и демографии понятия государства и нации весьма хруп­ки, иллюзорны и непостоянны.

Священная Римская империя, "Никогда не заходит солнце над Великобританией!", "СССР — шестая часть планеты" — госу­дарства эти разрастались как снежный ком и растаяли как снег... Нация... Нет темы более опасной, коварной и деликатной, чем эта! Посмейте только сравнить нации друг с другом и на общем фоне хвалебных оценок упомянуть какую-либо отрицательную нацио­нальную черту! Нет, не существует ни у одной нации ни одной отрицательной черты! Скажите только, что русский ленив, цыган вороват, а немец — педант, возмутятся и русские, и цыгане, и немцы. Или попробуйте составить рейтинг по вкладу нации в ми­ровую культуру — обидятся все нации, занявшие в этом списке вторую позицию и ниже.

Вот, например, какие обидные для русских выводы сделала группа экспертов во главе с американским социальным психоло­гом Д. Пибоди о национальных особенностях русских и американ­цев: "Русские более, чем американцы: скупы, "зажаты", серьез­ны, скептичны, настойчивы, разборчивы, осторожны, спокойны, скромны, тактичны, практичны, трудолюбивы и умны. Американ­цы более, чем русские: щедры, "раскованны", веселы, доверчи­вы, уступчивы, смелы, тщеславны, агрессивны. В целом амери­канцы вызывают гораздо больше симпатий по сравнению с рус­скими". Согласны с этими выводами?

А вот что пишут о русских сами русские. В работе А. П. Егоршина "Управление персоналом" [39] была предпринята попытка определить наиболее характерные положительные и отрицатель­ные качества трудящихся России (см. табл. 3).

Таблица 4

Качества российского работника

 

Положительные

Отрицательные

Бескорыстие — готовность отдать послед­нюю рубашку, как "Иванушка-дурачок"

 

Воровство государственной и частной соб­ственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет фирмы

Благодарность — на собранные деньги строились церкви, школы, памятники. Крестьяне сохранили усадьбу А. С. Пушкина в Б. Болдино после революции

Неблагодарность за оказанную помощь, консультации, к учителям, к старшим по возрасту, по должности

 

Гостеприимство — умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей

Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно нить, не­соблюдение норм выпивки ("вино текло рекой")

Доброжелательность — очень доброе отношение к людям, иногда при внешней грубоватости

Зависть к чужому дому, имуществу, участ­ку, работе, должности, карьере, покупке

Интернационализм — терпимое отношение к людям другой национальности на работе, и браке, в общении, на отдыхе

Русский шовинизм и национализм, пре­небрежение к малым нациям ("чурки", "чукчи", "азиаты", "черные")

Искренность — открытость эмоций и чувств к другим людям, "душа нараспашку"

Подозрительность к иностранцам, незна­комым людям, новым технологиям и приемам труда

Коллективизм — сознание принадлежности к определенной социальной группе (брига­де, отделу, кооперативу), стремление работать вместе

Индивидуализм — нежелание коопериро­ваться, ориентация паевой бизнес, "удельные княжества", "коммуны" и "се­мьи"

Покорность — готовность выполнять зако­ны и инструкции администрации и даже терпеть притеснения (сказались 300 лет татаро-монгольского ига)

Недисциплинированность, отсутствие уважения к правилам фирмы, опоздания на работу, низкая исполнительская дисциплина

Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям груда (удельные затраты на 1 рабочего значительно ниже в России, чем в  западных странах)

Барство — деление работы на "черную" и "белую", руководящую и исполнитель­скую, пренебрежение к ряду профессий (мойщик, уборщик, доярка, пастух, конюх и т. д.)

Трудолюбие — природное качество русских, т.к. суровые условия жизни заставляли много работать

Лень — нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше "перекуров", отложить работу на завтра

Преданность Родине, предприятию, деревне и семье (спасали нацию от порабощения во всех войнах)

 

Предательство интересов Родины во время войн, увольнение с предприятия в погоне за "длинным рублем"

Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам (даже небогатые люди легко рас­стаются с деньгами, делая дорогие подарки друзьям и родственникам)

Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству, образ гого­левской Коробочки

 

Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям и терри­ториям (освоение Сибири, завоевание Азии и Кавказа, изобретение паровоза, первого спутника, постройка атомной электростан­ции и др.)

Узость взглядов, нежелание видеть и рабо­тать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов

 

 

Согласны ли вы с этими оценками качеств наших работников или попытки определить столь категорично эти качества вам ка­жутся сомнительными?

Расплывчаты очертания нации. Общность территории? Армя­не и в России, и в Сирии — армяне. А вот в России, к радости юмористов, существует Еврейская автономная область, в которой евреев фактически и нет; а в Дагестане чуть ли не в каждом уще­лье живет отдельная народность: аварцы, лаки, даргинцы, кумы­ки, лезгины — всего около ста народностей. Высокий процент ком­пактного проживания на данной территории "коренных" народно­стей? Но сегодня доля представителей коренной национальности в Казахстане составляет 39,7%, в Ненецком национальном округе — 12, в Чукотском — 9, в Ханты-Мансийском — менее 3%! [2]. Куль­турные традиции? Они несомненны, но известна шутка из плоского одесского юмора, ставшего таким популярным в последние годы, что в знаменитых русских симфонических оркестрах до не­давнего времени русские играли в основном на барабане, трубе и на треугольнике. А как генеалогически сложен фактический состав практически каждой нации! Ведь толпы завоевателей тысячи лет перемещались по земле, не опасаясь СПИДа и не имея противоза­чаточных средств. С точки зрения генетики и селекции этот про­цесс шел на пользу человечеству (дворянство уже сотни лет охот­но шло на межнациональные браки); может быть, скоро он завершится исчезновением понятия "нация", как это произошло уже в США, Франции и ряде других стран?

Значительно более устойчиво, хотя все же неопределенно, понятие "страна" как территория с некоторыми четкими геогра­фическими координатами и природными условиями, имеющая го­сударственный, суверенитет или входящая в состав другого госу­дарства на правах колонии, протектората. Государства могут исче­зать, страна остается всегда. Как и народ — форма исторической общности людей с весьма смешанным и фактически неопредели­мым национальным составом, проживающих на одной территории, имеющих общий язык, схожий психический склад ума, особеннос­ти культуры и образа жизни, закрепленные в специфических обычаях, нравах, традициях. Жесткое причисление себя к строго определенной нации порождает деление людей на "своих", т.е. дру­зей, и "чужих" — врагов и часто бывает источником национальной нетерпимости, национализма и кровавых столкновений. Здесь уме­стно вспомнить Дейла Карнеги: "Не считаете ли вы, что стоите выше японцев? А ведь, по правде говоря, японцы полагают, что стоят гораздо выше вас. Так, консервативно настроенный японец приходит в бешенство при виде белого, танцующего с японкой.

Не думаете ли вы, что стоите выше индусов в Индии? Это ваше право, но миллионы индусов ставят себя настолько выше вас, что не захотят снизойти до прикосновения к пище, которую осквернила, упав на нее, ваша иноверческая тень.

Не находите ли вы, что стоите выше эскимосов? Это опять-таки ваше право, но, может быть, вам интересно узнать, что думают о вас эскимосы? Ну так вот: среди эскимосов иногда попа­даются бродяги, никчемные бездельники, не желающие работать. Эскимосы называют их "белыми" — это слово служит у них для выражения величайшего презрения. Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает патриотизм и... войны".

Самые страшные, катастрофические ошибки в управлении обществом имеют в своей основе этническую или религиозную не­терпимость. История цивилизации удивляет, с какой легкостью можно начать кровавую бойню лишь на том основании, что они, другие, имеют не такой разрез глаз, мерзкий, отвратительный оттенок цвета кожи, что говорят они "не так, как люди", и что их культура, обычаи много ниже, чем наши. И как оскорбительно сознавать, что есть мужчины, не прошедшие милый и совершен­но необходимый для счастливой жизни обряд обрезания, что некоторые — подумать только! — крестятся двумя перстами или читают Библию не на латыни, а на своем туземном языке! Ниче­му, видимо, не научила человечество последняя война, унесшая 55 миллионов жизней и развязанная под лозунгом Deutschland über alles, национальные и религиозные конфликты продолжаются, появляются новые фюреры и новые призывы über alles...

Суниты и шииты, католики и протестанты, геноцид армян, проблемы курдов, басков, каталонцев, албанцев и сербов, непрек­ращающаяся война между евреями и появившимся невесть откуда палестинским народом, постоянные кровавые межнациональные конфликты в Африке и Центральной Азии — вот какую кару не­сет человечество за грех вавилонского столпотворения. Старейшая и Европе национально-религиозная проблема — борьба между про­тестантами и католиками в Северной Ирландии, т.е. между — вдумайтесь только! — христианами, неустанно проповедующими мир между народами, терпимость и святость заповеди "не убий!". С 1969 г. английские вооруженные силы находятся на территории Ирландии, но кровь продолжает литься, вражда не прекращается. Продолжается непримиримая вражда между англо- и франко­язычным населением благополучной и процветающей Канады. Даже и Бельгии, стране высокой культуры и глубоких исторических тра­диций, возникли противоречия между фламандцами (северные провинции) и валлонами (юг страны), которые заставили установить гак называемую лингвистическую границу: на севере применяется нидерландский, а на юге французский язык. Во время этнических конфликтов в Боснии и Герцеговине свыше миллиона жителей были вынуждены бросить свои дома и имущество, десятки тысяч были убиты. Сотни тысяч людей погибли в Руанде во время кровавой резни между народностями хуту и тутси... В нашей стране за пос­ледние годы средствами массовой информации настойчиво и целе­направленно создается враждебный образ "лиц кавказской нацио­нальности", склонных якобы к тунеядству, спекуляции и крими­налу, что на многие годы затормозило процессы интернационали­зации культуры и общественной жизни.

Если человек вынужден относить себя к какой-либо нации по конъюнктурным соображениям, значит, не все благополучно в этом государстве. Отец — кореец, мать — еврейка, их очаровательная дочь получает запись в паспорте... "русская". Сегодня в России про­живают тысячи русских с украинскими фамилиями. Все они, не­сомненно, имеют по мужской линии украинские корни, но по каким причинам, под давлением каких обстоятельств они были вы­нуждены сменить национальность? В советское время, в эпоху борьбы с "безродным космополитизмом" и в рамках известной про­граммы "Россия — родина слонов", велась планомерная манипу­ляция с национальной принадлежностью крупных деятелей науки и культуры. "Лист Франц, знаменитый композитор и пианист" (эн­циклопедия Брокгауза — Ефрона), "Лист Франц, гениальный, не­сравненный пианист и знаменитый композитор" (Музыкальный сло­варь Г. Римана, 1896) становится не только венгром (так как он "родился 22 октября 1811 г. в Райдинге близ Эдинбурга, Венгрия" — Г. Риман), но и меняет имя на Ференц; великий пианист и компо­зитор Шопен Фредерик Франсуа, сын французского эмигранта Никола Шопена из Нанси, становится польским пианистом, так как родился в Польше, хотя и Лист, и Шопен всю жизнь прожили во Франции. Следовательно, национальность определяется не "по крови", не языковой или культурной общностью, не местом жиз­ни и творчества, а местом рождения. А вот Адам Мицкевич родил­ся в Белоруссии, но он великий польский поэт. Карл Иванович Росси (1775—1845) и Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (1675—1744) — русские архитекторы, хотя и не роди­лись в России. Так по какому же признаку определяется нацио­нальность? И разве верное, добросовестное служение своей стра­не не является более важным?

Несмотря на генеалогическую "интернациональность" подав­ляющего большинства людей, искусство управления настоятель­но требует учитывать специфические особенности, правила и сте­реотипы поведения той нации, к которой причисляет себя данный человек, и относиться к этим деликатным особенностям с искрен­ним уважением и пониманием. Этническое самосознание форми­руется с раннего детства на основе общепризнанных постулатов и определяет образ мышления человека, его поведение. Этническое сознание весьма устойчиво, жизненные явления воспринимаются и оцениваются с позиций национальных традиций и своеобразной шкалы ценностей, этническая принадлежность закрепляется вос­питанием, моноэтническими браками и передачей новому поколе­нию религиозных, языковых и культурных традиций.

Производственные коллективы нашей страны преимуществен­но интернациональны по своему составу, их руководители долж­ны обладать достаточно высокой культурой, образованием и пони­мать необходимость учитывать национальные особенности при об­щении с представителями различных этносов. Особенно это важно учитывать при работе с иностранцами и в зарубежных команди­ровках. Необходимо знать и уважать национальную культуру и своеобразные правила этикета, чтобы не быть смешным в глазах зарубежных коллег. Проблемы межнационального общения более сложны, чем понимание уместности ритуала целования дамских рук или необходимости снять обувь при входе в квартиру. Интересен опыт взаимодействия смешанного персонала американских филиалов японских фирм [54, 97]. Существенные различия в способе мышления и поведения в различных ситуациях сведены в таблице.

Таблица 5

Характер взаимодействия персонала и руководителей

 

Рабочие ситуации

Наиболее вероятные реакции персонала

американского

Японского

Нескольким специалистам предстоит выбрать техническое решение, причем у каждого свой вариант

Настаивает на своем варианте решения

 

Дает высказаться каждому, затем дается время для изучения различий в позициях и в итоге достигают консенсуса

Исполнитель завершает работу вовремя

 

Ожидает похвалы

 

Принимает это как должное и ничего не предпринимает

Конец рабочего дня, но задания еще не выполнены

 

Уезжает с работы

 

Рассчитывает, что сотрудники-американцы задержатся и продолжат работу

У исполнителя возникают вопросы по выполняемому заданию

Ожидает прямых ответов

 

Обсуждает возникшие затруднения непрямым образом

Результат работы имеет еще довольно "сырой"

вид

 

Считает себя лично ответственным, сам ищет возможности завершения работы

Знакомит с проделанной работой других специалистов, чтобы узнать их мнение

 

Любопытный вывод, важный для многих предприятий нашей страны, делается из анализа этой таблицы: работники, исповеду­ющие ислам, по своему отношению к работе близки к японскому виду, они склонны к общинному, групповому стандарту поведе­ния, предполагающему авторитарное руководство при достаточном уровне управляемости и трудовой дисциплины.

Есть еще один, несколько неожиданный и весьма оригиналь­ный подход к изучению особенностей западной и восточной мировоззренческих концепций, основанный на сравнительном анализе функций левого и правового полушарий головного мозга человека. Исследованиями современных нейрофизиологов и психологов (в первую очередь — работы американца, лауреата Нобелевской премии Р. Сперри в области функциональной асимметрии мозга) уста­новлена определенная специализация, асимметрия процессов, про­текающих в полушариях мозга: для левого полушария характерна деятельность по теоретической подготовке решений (аналитичес­кая функция восприятия мира), установлению вербальных, раци­ональных взаимосвязей, что свойственно западному техницизму; правое полушарие обеспечивает интуитивные, иррациональные, невербальные связи, чувственное и образное восприятие, что ха­рактерно для восточного мистицизма, и, наконец, Россия, обеспечивающая согласование и многовековую связь между Востоком и Западом, выполняет функции мозолистого тела, которое обеспе­чивает в мозге информационную, нервно-импульсную связь меж­ду полушариями. Об ответственной, определяющей роли России в будущем мировой цивилизации академик Е. А. Александров пишет: "Ныне, когда общепланетная глобальная мысль приобрела катаст­рофическую силу, осознание больной России имеет судьбоносное значение. Если дальнейшее развитие России пойдет по одной из западных или восточных моделей, то человечеству не избежать вселенской катастрофы; в противном случае, выполняя свою исто­рическую миссию — быть мозолистым телом общепланетной циви­лизации, возрожденная Россия откроет эру сотрудничества и про­цветания человечества" [6].

Русский народ — сложный евразийский национальный конг­ломерат, в формировании которого принимали участие многие народы и нации: татары, монголы, крымчаки, скандинавы, поля­ки, да и те народности, с которыми произошла полная ассимиля­ция и на территории которых сейчас и раскинулась Россия. Еще более сложен по этническому составу американский народ — пред­ставители всех рас и всех основных национальностей проживают сейчас в США. Сложны по национальному составу и страны Ла­тинской Америки, Австралии, многие страны арабского Востока и Африки. Все более этнически неоднородными становятся и европейские страны. Продолжается процесс образования интернациональных государств и многонациональных народов. Из крупных го­сударств одна лишь Япония сохранила монолитность нации, "се­годня в национальном отношении Япония остается одной из наибо­лее "чистых" стран, в то время как Соединенные Штаты рассмат­риваются как "генетический скандал" [97].

На психологию европейских народов значительное влияние оказывают многовековые политические традиции. Например, во Франции жесткий контроль встречает активный протест персона­ла, голландская система управления традиционно опирается на принцип примирения, который реализуется через многочисленные структурные элементы, способствующие коллективной работе по выработке совместных решений [90]. Такая модель управления, по мнению специалистов, основана на политических традициях, за­родившихся еще со времен Утрехтской унии (1579 г.), когда потребовались длительные поиски компромиссов и взаимного приспособления семи Соединенных провинций Нидерландов. Своеоб­разна и государственная система управления прекрасной и гордой Бельгии, которая две тысячи лет боролась за свою независимость: в I в. до н. э. — с Римом, в средние века герцогства Брабант, Люк­сембург и графство Фландрия — с викингами и французами, а потом и с испанским господством, после войны за Испанское на­следство — с австрийскими Габсбургами; в годы Первой мировой войны Бельгия попала под мощный удар германской армии, но так и не покорилась ей. Неудивительно, что Бельгия особо тща­тельно оберегает национальную экономику от иностранной зависи­мости и ориентируется на создание экономической защиты от втор­жения американского и японского капитала.

Для современной Европы характерны динамично протекаю­щие процессы интеграции национальных экономик, их вхождение в единый европейский рынок. Менеджеры европейских компаний предпринимают значительные усилия для преодоления стихии кон­курентной борьбы, соединения экономических и политических ин­тересов, стремятся подняться до уровня международного менедж­мента. Многовековые традиции и торговые связи европейских парт­неров, их солидная подготовка, эрудиция, высокий уровень про­фессиональной компетенции позволяют с оптимизмом утверждать пути европейской интеграции, несмотря на угрозу распространения бюрократии в масштабе континента, получившей название "еврократия". Человечество все-таки надеется построить "Вави­лонский столп", т.е. достичь единства, равноправия, согласия, взаимной любви и уважения. Иного способа обеспечить выживание рода человеческого нет, только "эта дорога ведет к храму".

 

9.2. Влияние внешней среды на формирование

управленческих решений

 

Руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации.

Элвар Элбинг

 

Искусство управления проявляет себя особенно ярко и пло­дотворно, когда под влиянием изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает проблема принятия не­стандартного решения, необходимость разумной и адекватной ре­акции на перемены. Такие перемены происходят постоянно, и жизнь прекрасна именно благодаря этим вторжениям в повседневность события, случая, если эти перемены несут с собой добро. Создание новой семьи, рождение ребенка, новая работа и вхождение в но­вый коллектив, освоение производства товара с нетрадиционными потребительскими особенностями, принятие стратегического ре­шения при изменении конъюнктуры; увы, и смерть близкого чело­века, семейные конфликты и разводы, появление на рынке опас­ного конкурента, ломка традиций, изменение политики правитель­ства — все это и еще многие и многие другие изменения окружа­ющего мира требуют от человека быстрых и безошибочных реак­ций. Принятие оптимальных решений при любом изменении при­вычной действительности требует мастерства и подлинного искус­ства.

Как влияет окружающий мир на общество? И как влияет об­щество на окружающую среду? Живет ли наше общество по ра­зумным, гуманным канонам? Гармонично ли содружество челове­чества и природы или человек — могильщик всего живого, в том числе и самого себя? Эти философские, социальные и экологичес­кие проблемы с каждым годом все настоятельнее требуют ответа. Но следует вначале обсудить более приземленные вопросы: как влияет внешняя среда на работу организации, на принятие руководителем управленческих решений?

Семья, общественная организация, любой коллектив, пред­приятие, фирма являются открытыми системами и зависят от внеш­ней среды. Важно знать тот инструментарий и методы, которые имеются в распоряжении руководителей этих систем для планирования, организации, мотивации и контроля внутренней среды в ответ на внешние изменения. Важно знать и те компоненты внеш­ней среды, которые оказывают определяющее влияние на судьбу организации. Если вспомнить теорию эволюции Чарльза Дарвина, то выживали только те виды растительного и животного мира, которые смогли лучше приспособиться к изменениям окружающе­го мира. И любая организация должна эволюционировать, приспо­сабливаться к своей среде, чтобы выжить и эффективно функцио­нировать.

В наше время — время великих перемен во всех сферах жиз­ни, когда страна вдруг дружно зашагала назад, к светлому капи­талистическому будущему, — важнейшим, наиболее сложным и практически непредсказуемым фактором внешней среды стала ее политическая составляющая. Однако всем нам необходимо стараться понять, что намереваются предпринимать органы государствен­ной власти для развития экономики и общества в целом, какие программы отстаивают различные партийные структуры, какие планы проталкивают группы лоббирования в государственных струк­турах, насколько и куда проникли мафиозные группировки, ка­ких изменений в законодательстве и правовом регулировании можно ожидать в ближайшее время. Сейчас политические факторы общественной жизни России настолько сложны, что не поддаются ни­каким научно обоснованным методам долгосрочного прогнозирова­ния. Ограниченные возможности применения научных методов и недостаточность информации о сложных экономических и соци­альных процессах усиливают роль интуитивных, основанных на опыте и искусстве управления методах стратегического анализа ситуации. Несмотря на эти трудности, каждый активный член об­щества, а тем более руководители предприятий и фирм пытаются определить, насколько стабильно правительство, каковы силы оппозиции и в какие формы может вылиться общественное недовольство. Неуверенность в политической стабильности усугубляется нарастающим процессом развала вооруженных сил страны, который так наглядно продемонстрировали беспрецедентный пере­лет немецкого "борца за мир" Руста через все линии противовоздушной обороны страны до кремлевской стены и победы быв­ших "бандформирований" Чечни, а ныне равноправных участников мирных переговоров, над регулярными войсками некогда ве­ликой России.

Возникла парадоксальная ситуация: при советской власти че­ловек был, как это любят повторять политики, винтиком государ­ственной машины. Теперь он уже не винтик машины, а посторон­ний, незаинтересованный наблюдатель деятельности этой машины.

Изучение другой важной составляющей внешней среды — экономики позволяет ориентироваться в таких важных хозяйствен­ных показателях, как действующие нормы налогообложения, тем­пы инфляции, уровень безработицы, валовой национальный про­дукт, таможенные пошлины, сырьевые и трудовые ресурсы и т.п. Сомнительные результаты приватизации, конверсии, инвестици­онной стратегии заставляют с тревогой ожидать решения компе­тентных, как принято говорить, органов по таким проблемам, как частная собственность на землю, реституция, расходные статьи бюджета, экономическая интеграция стран СНГ, финансовые отношения с международными валютными фондами.

И, наконец, большое влияние на решение государственных, народно-хозяйственных проблем управления, как и на стратеги­ческое управление производственными предприятиями, оказыва­ют социальные факторы макроокружения. Анализ динамики этих факторов позволяет определить демографическую структуру об­щества, систему культурных и этических ценностей, обычаев, от­ношение к религии, формирование общественного мнения и миро­воззрения, отношение к работе и уровень жизни различных слоев общества.

Рис. 27. Воздействия внешней среды

 

Все эти составляющие внешней среды находятся в непрерыв­ном развитии и взаимном воздействии, что требует системного подхода к их изучению. Например, непродуманное изменение та­рифов на энергоснабжение летом 1996 г. вызвало непредсказуе­мые изменения в экономике и социальной сфере Приморского края и плоть до голодовок и массовых забастовок.

Разработаны многочисленные методы планирования и долго­срочного прогнозирования, учитывающие влияние на развитие предприятия основных факторов переменной внешней среды. Наиболее простым и распространенным методом планирования явля­ется метод экстраполяции, когда опытным путем и благодаря ин­туиции специалистов определяются динамика, основная тенден­ция развития предприятия по важнейшим показателям и состав­ляются эмпирическая модель будущего и система основных целей. В советское время составление плана зачастую сводилось к тому, что вышестоящая организация "спускала" предприятию показате­ли роста производства в процентах по основным направлениям деятельности и после ритуальных стенаний одной стороны и начальственных окриков другой план принимался к безусловному испол­нению. При подкупающей простоте метода экстраполяции такой способ планирования оправдывает себя только, при стабильности внешней среды, неизменности организационной структуры управ­ления и на короткие плановые периоды.

Метод экспертных оценок основывается на заключениях и про­гнозах опытных, авторитетных специалистов. Единая плановая по­лиция обсуждается и обобщается на специальных совещаниях и утверждается руководителем предприятия или советом директо­рии. Различные методы экономико-математического моделирова­ния позволяют на основе алгоритмизации и программирования дан­ных экстраполяции, экспертных оценок и учета важнейших пере­менных факторов провести по заданным критериям оптимальнос­ти и имеющейся системе ограничений многовариантный анализ си­туации и предложить для реализации наилучший вариант плана. Научная обоснованность и оптимальность этого метода планирова­ния очевидны, а имеющаяся на подавляющем большинстве пред­приятий современная компьютерная техника и программное обес­печение создают необходимые предпосылки для широкого приме­нения методов экономико-математического моделирования.

С прагматичных позиций управления современным предприятием  влияние внешней среды необходимо учитывать для опреде­ления воздействия перемен в обществе на стратегию развития фирмы, для выявления опасных или благотворных перемен с внесением соответствующих корректив в производственные планы. Постоянное изучение динамики внешней среды позволяет пред­приятию не только предотвратить воздействие угрожающих тен­денций, но и извлечь из ситуации выгодные возможности.

И все-таки нельзя уйти от вопросов, поставленных в начале этого раздела: как меняется наше общество в результате перемен в политике и экономике, каковы тенденции его развития в мире и, конечно, в нашей стране? Ведь изменения в обществе требуют и адекватных изменений в практике управления и осмысления этих процессов наукой управления. Общие тенденции развития обще­ственных отношений в подавляющем большинстве стран мира, в том числе и в России, весьма сложны и удручающе тревожны, мнения социологов столь противоречивы, что оценки и выводы требуют большой осторожности и профессионализма, на что не вправе претендовать настоящая книга. Но сопоставить некоторые факты и мнения специалистов было бы полезно.

Технократизм, угасание духовных, нравственных начал и расслоение общества — наиболее тревожные симптомы той болез­ни, которая грозит человечеству. В этом сходятся мнения ученых, общественных деятелей и священнослужителей различных конфес­сий. О губительных последствиях неуправляемого технического прогресса, урбанизации и грядущей экологической катастрофе за последние годы сказано много, а сделано для спасения цивилиза­ции удивительно мало. Надежда оптимистов на самоочищение при­роды и на новые технические достижения не выдерживает науч­ной критики. Мол, печальные прогнозы строятся всегда на экстра­поляции нынешнего положения, и по прогнозу 1883 г. города в конце XX века должны бы покрыться двухметровым слоем лоша­диного навоза. Но этого не произошло, так как транспортную про­блему решил автомобиль (правда, вместо навоза города покрыл удушающий смог).

Все эти негативные процессы с каждым годом усугубляются, так как деятельность в промышленной сфере значительно пре­стижнее и прибыльнее, чем в сфере духовной. Эти тенденции хо­рошо понимает молодежь, и не случайно, что прием студентов в технические вузы на порядок выше, чем в гуманитарные. Не меньше говорится и о девальвации духовных ценностей; вытеснение "мас­совой культурой" культуры истинной лишь подтверждает эту ис­тину. Новое для России и хорошо известное на Западе расслоение общества по уровню доходов, образованию и культуре все более внимательно изучается современными социологами. В Америке появился даже специальный термин — "знающий класс" (в Рос­сии — "интеллектуальная элита"). Эти интеллектуалы подвизают­ся в противовес "торгующему классу", бизнесменам в .политике, информации, экспертизе и с подчеркнутым снобизмом относятся ко всему, что интересует обывателя — к культуре (и контркуль­туре, есть и такой термин), официальной политике и экономике, религии, нравственности.

Разница в доходах стала обыденным явлением, и никого уже не удивляет, что «почтенный член общества может легко позво­лить себе истратить за вечер в ночном клубе сумму, значительно превосходящую годовую пенсию не менее почтенного в недавнем прошлом профессора. Редко мелькнет в прессе что-либо о доходах Б. Березовского и Р. Вяхирева или о таком незначительном инци­денте, как задержанная милицией на выходе из Дома правитель­ства коробка с полумиллионом долларов. Да и в Америке лишь удивились и позавидовали, узнав о доходах некоего дилера Майкла Милкна, ухитрившегося заработать за год более полумиллиар­да долларов. И наряду с процветающими нуворишами миллионы и миллионы людей живут в нищете или, выражаясь терминами на­цизма, ведут lebensunwertes Leben — "жизнь, недостойную жизни".

Богатые и сверхбогатые люди все более отгораживаются от общества, живут в особо престижных районах, в своеобразных гетто, обучают детей в элитарных частных школах. Культура го­родского населения все более склоняется к примитиву и насилию, хотя национальное богатство развитых стран постоянно увеличивается. Все чаще дети рождаются вне брака, нередко второе и третье поколение вырастает вне семьи. Такие дети видят жизнь семьи только на экране телевизора...

 

9.3. Внутренняя среда организации и

ее воздействие на личность

 

Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет предела внутри себя.

Китайская мудрость

 

Любая социальная общность людей (семья, коллектив пред­приятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосред­ственного окружения и своей внутренней среды. Производствен­ное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изме­нения в непосредственном окружении (рынки сбыта, поведение конкурентов, динамику цен, надежность партнеров и поставщи­ков) и совершенствуют систему управления своей организации. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателей позволяют повышать его экономические параметры, т.е. применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного рос­та — планировать медленное и осторожное увеличение экономи­ческих и социальных показателей. И самые нежелательные изме­нения во внутренней среде предприятия происходят при страте­гии "последнего средства" — положение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращать или переориентировать производство, отсекать все лишнее и сокращать численность ра­ботников. Переход к этой стратегии является симптомом возмож­ной ликвидации фирмы. Внутренняя среда весьма изменчива, поскольку содержит различные переменные факторы: могут менять­ся цели деятельности организации в целом или ее отдельных струк­турных подразделений, в этом случае часто бывает целесообраз­но изменить и структуру управления; новые цели потребуют из­менения решаемых задач или технологий. Но главным источником изменений в любой модели управления являются люди, их взаимо­отношения в процессе производства. Именно способность целенап­равленно воздействовать на членов коллектива для достижения целей организации определяет талант руководителя и успешную деятельность организации.

Одним из проявлений искусства управления является способ­ность администратора определить способности, склонности работ­ников к определенному виду деятельности, т.е. его умение приме­нять один из основных принципов управления — принцип соответ­ствия. В то же время важно определить основные потребности личности и стараться создать такие условия работы, чтобы эти потребности могли быть удовлетворены. Личность столь удивительно неповторима, что нельзя ожидать одинаковой реакции на ситуа­цию у двух людей, даже равных по образованию и общественному положению, — каждый человек требует индивидуального отноше­ния к себе. В этом случае сказываются различное воспитание, особенности характера, странные индивидуальные склонности и даже фобии. Например, психологи так и не могут объяснить широко распространенного среди женщин непреодолимого отвращения, даже страха, который вызывает у них безобидный мышонок. Боль­шинство людей боятся обычных пауков, хотя в них нет ничего опасного или вредного. Примеров различных индивидуальных сим­патий или антипатий можно приводить бесконечное множество. Особое место во внутренней среде занимает организационная куль­тура предприятия (как и семейные традиции). Каждая организа­ция целенаправленно или неосознанно создает свою этику поведе­ния, свою собственную систему ценностей. Организационная куль­тура не только определяет отношения между людьми, но и в зна­чительной мере влияет на взаимодействие с внешним миром. Если и торговой фирме сложился спокойный, доброжелательный внут­ренний микроклимат, то трудно ожидать хамских отношений между продавцом и покупателем; вряд ли глава такой фирмы будет прибегать к недозволенным методам в борьбе с конкурентами и, что особенно важно, следует надеяться на мир и согласие в семьях работников этой фирмы. Высокая организационная культура сви­детельствует о хорошей адаптации членов коллектива к внутрен­ней среде их предприятия, о разумной и продуманной деятельно­сти начальника. Количество факторов, влияющих на организационную культуру, их взаимная связь и бесконечные потенциальные вариации делают рабочую среду в организации чрезвычайно сложной и создают широкое поле деятельности для приложения таланта руководителя. При высокой организационной культуре ос­новной акцент делается на определяющую роль людей, работаю­щих в коллективе. В такой организации всегда есть свой неписаный иногда и формально закрепленный) моральный кодекс, свои нор­мы поведения, свои ритуалы, символы и обычаи.

Наиболее трагичным и неожиданным результатом внедрения рыночных отношений в нашей стране явилось изменение психоло­гического климата во внутренней среде — усилилась конкурентная борьба между работниками предприятий за престижные и высокооплачиваемые должности и между работодателями за воз­можность укомплектовать ведущие должности специалистами вы­сокой квалификации. Наиболее остро эта проблема касается рядо­вых сотрудников, перед которыми во весь рост встала угроза по­тери рабочего места, неуверенность в завтрашнем дне. Угроза без­работицы стала самой сильной отрицательной эмоцией, источником стрессов, конфликтных ситуаций на работе и в семье, более сильной, чем рост цен, падение жизненного уровня, потеря нрав­ственных ориентиров и духовных ценностей. Контингент работни­ков предприятий России постоянно омолаживается, возрастной ценз постоянно снижается, сейчас в торговле и в сфере обслуживания редко можно встретить сотрудников старше 35 лет. Хотя молодые работники значительно уступают старшим по уровню образования и производственному опыту, но способность быстро адаптировать­ся к меняющейся экономической и производственной обстановке, невысокие требования к нравственной стороне дела, смелость в принятии нестандартных решений делают их более конкуренто­способными. Естественно, что безработица касается в первую оче­редь людей пожилого и пенсионного возраста, а также женщин с малолетними детьми, вынужденных часто нарушать установлен­ный режим работы.

Многочисленные социологические исследования подтвержда­ют эти тенденции. Например, в наиболее стабильной и развиваю­щейся отрасли — в газовой промышленности — в результате оп­роса 400 работников ПО "Уренгойгазпром" (социолог Е. А. Супханова) подавляющее большинство (83,3%) опрошенных ответило, что они в ближайшие 1—2 года прогнозируют безработицу, причем 44,7% из них опасаются, что она будет высокой. Опрошенные со­трудники объединения заявили, что готовы "работать гораздо ин­тенсивнее", "согласны на любую работу", т.е. готовы на "сколь угодно значительное снижение социально-профессионального статуса, но при обязательном сохранении занятости в роли работни­ка. Подобная уступчивость является, по-видимому, следствием известной растерянности, внутренней тревоги, понимания собственной неконкурентоспособности на рынке труда". Такая атмосфера во внутренней среде организации не может не вызвать тревож­ных опасений.

При ослаблении межличностных связей потребность в близком общении, заложенная в подсознании, находит свое выраже­ние в новых формах: некоторые увлекаются массовыми зрелищами, другие большую часть свободного времени проводят на диско­теках и в пивных, а многие замыкаются в своем внутреннем мире, и телевизор все более начинает заменять дружеские контакты. Из-за роста миграции, утраты социальных связей, бедности, по­тери нравственных ориентиров значительно расширились марги­нальные слои населения, растет численность алкоголиков, нарко­манов и психически неполноценных людей.

Для успешного функционирования в условиях конкуренции, поддержания устойчивого баланса с внешней средой и создания благоприятного микроклимата внутри коллектива применяются различные методы анализа среды: матричные метод SWOT (эта аббревиатура составлена из первых букв английских слов "сила", "слабость", "возможности", "угрозы"), метод позиционирования вероятности влияния возможных воздействий среды на деятель­ность организации, метод составления профиля среды (определя­ется степень влияния каждого фактора среды) и т.п. Несомненно то, что каждый стратегически мыслящий руководитель обязан знать опасности и возможности, которые таят в себе внешняя и внут­ренняя среда, а также слабые и сильные стороны своей организа­ции. Причем анализ действия этих многочисленных факторов должен не выполняться "в уме", интуитивно, а оформляться специ­альными документами и служить опорой для принятия долгосроч­ных решений.

 

9.4. Религия и наука как системы воздействия

на личность и общество

 

Хорошо темперированный клавир, том 1, 1 прелюдия до мажор ("Ave Maria")

И. С. Бах

 

Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в кандалы.

Бертран Рассел,

 лауреат Нобелевской премии

 

Рассматривая эволюцию мировой управленческой мысли, нельзя забывать, что существует еще одна древняя и мощная си­стема воздействия на поведение личности и всего общества в це­лом — религия. После тотального разрушения в 1917 г. религиоз­ных духовных ценностей русскому народу была предложена но­вая, марксистско-ленинская морально-этическая концепция, пос­ле же краха социалистического строя не осталось ничего, кроме идеологических руин, и народ вновь вернулся к Церкви — надеж­ной заступнице и утешительнице (хотя следует помнить, что уте­шение лишь помогает переносить зло, но не устраняет его...).

Необходимость отказа от методов агрессивного атеизма была ясна еще в начале перестройки. Не случайно празднование в 1988 г. юбилея 1000-летия введения христианства на Руси получи­ло не только религиозное, но и всенародное общественно-полити­ческое звучание. В 1917 г. в России было свыше 40 000 действую­щих церквей, к 1939 г. их осталось только около 100; сегодня Цер­кви возвращаются ее имущество и святыни, восстанавливаются храмы и монастыри, заметно усилилось влияние всех религиоз­ных конфессий на общество. Главная примета времени — повышенный интерес к религии, отказ миллионов людей от доктрин безбожия и их возвращение в лоно Церкви. Все это реалии сегодняшней жизни, неразрывно связанные с процессами демократизации, происходящими в стране.

Специалисты, работающие в системе государственной служ­бы, в любых сферах общественного производства и частного предпринимательства, независимо от их отношения к религии, обязаны учитывать в своих контактах с людьми эти перемены в обществен­ном сознании. Необходимо не только придерживаться основ кон­ституционной свободы совести, но и знать основы веры и догматы Церкви, что было характерно для всех образованных людей доре­волюционной России. В истории мировой цивилизации жрецы религиозных культов первыми поняли и использовали законы психологического воздействия на людей обрядной, ритуальной стороны церковной службы, обращенной больше к чувствам, чем к разуму. Нее религиозные обряды, богослужения основаны на строгом ри­туале, глубоко продуманной процедуре, призванной закрепить в людях уверенность в незыблемости божественных законов и недопустимости вероотступничества. Все поражает воображение веру­ющих: внешнее и внутреннее убранство храма, особая акустика, умелое освещение, красивое облачение служителей, даже харак­терный, "неземной" аромат христианских и буддистских храмов. С трепетом и глубоким почитанием относились верующие древности к прорицателям и оракулам, из которых особым уважением пользовались оракулы Амона в Египте, Дельфийский, Зевса в Додоне, "сивиллины книги" в Риме.

В жизни общества религия всегда играла важную роль мировоззренческого и морально-этического регулятора поведения лю­дей. Библия и Коран декларируют четкую систему правил и норм поведения, регулирующих не только участие в религиозной жиз­ни, но и многие сферы деятельности и быта человека. Четкие нор­мы поведения и основные нравственные законы звучат в Нагорной проповеди Иисуса Христа, шариат в исламе — свод правил и зап­ретов, охватывающих практически все стороны жизни правовер­ного. Церковь имеет многовековой опыт воздействия на общество, обладает мощной финансовой базой, подготовленными кадрами и собственной прессой. Культовый храм является своеобразным цен­тром, способствующим установлению долговременных коммуника­ций между единоверцами (культовых, хозяйственных, семейно-бытовых) и сплочению общины. Интегрирующие функции религии проявляются и на более высоких уровнях вплоть до общегосударственных. Церковь, как правило, поддерживает существующую систему социальных отношений, активно выступает в поддержку мира, против колониализма и расизма. Ислам является особо активной силой, выступающей против чуждой идеологии и морали, способствует подъему национального самосознания, хотя иногда эта борьба доходит до религиозной нетерпимости и фанатизма, достаточно вспомнить призывы ваххабистов — исламских экстре­мистов. Церковь постоянно ратует за консолидацию нации, поддерживает борьбу народа против иноземных захватчиков. Доста­точно вспомнить Сергия Радонежского, благословившего борьбу с татаро-монгольским игом, усилия Православной Церкви Сербии и Болгарии в деле национального освобождения, роль Русской Пра­вославной Церкви в Великой Отечественной войне. Кромвель, на­зывая себя "метлой божьей", вел солдат на бой с войском короля под пение библейских гимнов. Ислам является идейным знаменем, объединяющим мусульман в национальных и региональных конф­ликтах.

Нельзя отрицать огромного влияния Церкви на духовную жизнь общества. Религия способствовала созданию не только системы моральных, духовных ценностей, но и шедевров архитектуры, изобразительного искусства, музыки. Готические соборы Европы с их иконостасами, фресками, витражами, православные соборы с иконами Андрея Рублева, Феофана Грека, Тадж Махал, комплекс площади Регистан в Самарканде, бесценные храмы Египта и Ин­дии, живопись эпохи Возрождения, Бах, Гендель. В монастырских библиотеках бережно хранились уникальные литературные па­мятники, в том числе и "Слово о полку Игореве".

Однако все мировые религии (буддизм, христианство, ислам) не достигли тех целей, которые провозглашались ими. Особеннос­тью современной эпохи является тот печальный факт, что челове­чество не смогло сформировать глобальной общественной идеи, в том числе религиозной. Высшие иерархи религиозных конфессий давно уже ищут пути преодоления противоречий между наукой и религией, между телом и душой, жесткими церковными догмата­ми и изменяющейся социальной средой. Уже длительное время предпринимаются попытки объединения различных направлений внутри единой религии (например, внутри христианства — като­лицизм, православие, баптизм, протестантизм и т.д.), так как эти затянувшиеся теологические споры наносят значительный вред христианскому учению. Директор института религии США пастор Ричард Нейхауз справедливо сокрушается, что "Пресвитерианс­кая Церковь, Епископальная Церковь, Объединенная Методистс­кая Церковь — все эти некогда гигантские национальные святыни ныне находятся в свободном падении, конца которому не видно" [95]. Людей больше волнуют мирские заботы, чем религия (это явление получило название секуляризация). По данным богослов­ской литературы, только 5% скандинавских лютеран регулярно посещают церковь, в Англии лишь 3% посещают воскресную служ­бу, во Франции — менее 7%, за последние 25 лет процент испанцев, считающих себя "активными католиками", упал с 83 до 31, и не случайно, что этот процесс вызвал особое беспокойство папы Иоанна Павла II, который во время своего визита в Мадрид в I993 г. призвал: "Испании надо вернуться к ее христианским корням".

Сам факт различного толкования основных религиозных дог­матов внутри единого учения доказывает возможность, отказа от излишне жестких канонов Церкви, необходимость введения не­принципиальных корректировок с учетом новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени (принцип разви­тия). Создание единых морально-этических норм, современной ду­ховной концепции, сближающей позиции различных религий, воз­можно и по другим направлениям: отказаться от нетерпимости к другим религиям, преодолеть асоциальные тенденции религии, признать возможными и другие пути духовного совершенствования личности, кроме аскетизма и монашества, и т.д.

С позиций теории управления методы религиозного воздействия на социум и личность заслуживают серьезного внимания и должны учитываться в межличностных отношениях. Чтобы эффек­тивно управлять, необходимо знать особенности личности, и если такой особенностью является религиозность человека, то специа­лист обязан знать основные религиозные догматы не хуже своего оппонента и компетентно вести диалог с ним. Обсуждая проблемы взаимоотношений религии и науки с убежденным и образованным верующим, а их с каждым годом становится все больше, нужно уметь оперировать не приблизительными книжными представле­ниями, важно владеть и теологическими знаниями, иметь собствен­ные, продуманные и аргументированные убеждения.

Подавляющее большинство людей независимо от их отноше­ния к религии искренне считают Библию и Коран одними из самых глубоких и мудрых книг, созданных человечеством. Независимо от того, считать ли эти книги богоданными или результатом творчества многих и многих незаурядных личностей, Библия и Коран поражают глубоким знанием рода людского, его прекрасных и отвратительных черт. Они написаны высокохудожественным и образным языком (Коран читать труднее, но большинство аятов и сур имеют подробные комментарии). В Ветхом Завете многие книги — истинные шедевры мысли и чувства, особенно Книга Екклесиаста, Притчи и Песнь Песней Соломона; все четыре Евангелия поражают искренностью, страстностью, точностью слова и образов. Однако, рассматривая проблемы религии в контексте искусства управления, мы должны понять методы воздействия религии на человека и, сохраняя уважение к свободе совести каждого, вооружить руководителя не только основными тезисами религиозных концепций, но и критическим анализом их.

Уже столетия ведется спор между духовным и материаль­ным, между религией и наукой. Религия принципиально отличает­ся от научной теории тем, что постоянно апеллирует к вечной и абсолютно достоверной истине, в то время как наука признает, что существующие на этот период времени научные теории обре­чены на постоянное уточнение и дальнейшее развитие. Конфликт между теологией и наукой — это конфликт между авторитетом и экспериментом, между абсолютным и относительным. Когда Напо­леон, беседуя с великим Лапласом о его книге "Изложение систе­мы мира", заметил, что в книге нет упоминания о Боге, астроном ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе"…

Каждое достижение естественных наук, подрывавшее устои церковных догм, осуждалось богословами и разоблачалось с религиозно-церковных позиций, а авторы ереси подвергались пресле­дованиям вплоть до физической расправы. Страшен список жертв церковного фанатизма: Чекко д'Асколи в 1327 г. сожжен на костре за пропаганду идеи о шарообразности Земли, в 1449 г. убит религиозными фанатиками великий ученый Востока, астроном и математик Улугбек, а его обсерватория была разгромлена (ее обнаружили в 1908 г., а в 1948 г. начали раскопки). Вспомните ночь в Париже 24 августа 1572 г., печально известную как Варфоломеевская... Николая Коперника за его труд "Об обращениях небесных сфер", показавший несостоятельность геоцентрической теории Птолемея, спасла от сожжения только смерть. Был сожжен на мед­ленном огне по распоряжению Кальвина испанский ученый и врач Мигель Сервет (1553 г.), столь же страшна участь Джордано Бру­но, Андреаса Везалия и многих других ученых. По приговорам, церковных судов на эшафот и костер взошли вереницы вольнодумцев, ведьм и колдунов, пылали скиты с детьми и женщинами фанатичных раскольников, каждый год истязают свою плоть пуб­лично мусульмане-шииты во время праздника шахсей-вахсей... Нельзя простить уничтожение знаменитой александрийской биб­лиотеки первохристианами!

Особое место в памяти всего мира занимает скромная, чистая крестьянская девочка из маленькой деревушки Домреми, ко­торая впервые в истории человечества в 17 лет (!) стала главноко­мандующим вооруженными силами страны, изгнала захватчиков, вернула трон королю и по решению церковного суда, обвинивше­го ее в ереси и колдовстве, благодарным отечеством сожжена на костре в 19 лет... Лишь в 1920 г. Орлеанская дева, народная герои­ня Франции Жанна д'Арк была признана невиновной в ереси и канонизирована.

Всегда поражает и настораживает фанатичная приверженность «единственно верному учению», убежденность верующих в абсолютной правоте именно их религиозных догматов, какими бы экзотичными и странными на взгляд других людей они ни были. На­пример, довольно необычными христианами являются мормоны, которые 150 лет назад, спасаясь от цивилизации, пересекли на примитивных повозках гигантские просторы Америки, в 1847 г. добрались до берегов Соленых озер и основали столицу штата Юта Солт-Лейк-Сити. В том же году глава мормонов Джозеф Смит основал Церковь Иисуса Христа Последнего Судного Дня и написал "Книгу мормона" (мормон на одном из местных диалектов — медо­носная пчела), в которой проклял человеческие знания, власть государства и все другие религии. Мормоны убежденные сторон­ники полигамии, никакой техники при обработке полей не приме­няют, газет, радио и телевидения не признают (позже Д. Смита как сторонника многоженства линчевали в Иллинойсе). И сегодня сотни тысяч мормонов живут своим обособленным миром и твердо убеждены, что их моральные и религиозные принципы самые лучшие. Еще более странными (и страшными!) являются религиоз­ные верования некоторых племен тропической Африки (Замбия, Нигерия, ЦАР, Габон, Заир), требующие обязательного женско­го обрезания. Оказывается, что боги, увы, создали людей несовершенными, сохранив у женщин мужское начало в клиторе, и эту ошибку небожителей исправляют жрецы уже много веков. Более 90 миллионов (вдумайтесь, это все женское население Рос­сии!) наших современниц были подвергнуты чудовищной операции клитородектомии (эксцизии), 20% девочек, подвергнутых эксцизии в 1994 году, погибли от заражения крови, так как местные врачеватели ("нганги") оперируют до 300 девочек одним ножом (журнал "Азия и Африка", № 6, 1996 г.). Но таков религиозный обычай (самый, естественно, мудрый, разумный и справедливый в мире!), такова сила религиозного воздействия на общество.

Однако, перелистывая страницы истории науки, нужно объек­тивно констатировать, что большинство великих ученых, чьи от­крытия в итоге подрывали основы веры, не были атеистами. Сре­ди них было много астрологов, алхимиков, пантеистов, признававших влияние мистических сверхъестественных сил на природу и человека. Великий Парацельс всю жизнь верил в могущество алхимии, Джордано Бруно глубоко изучал каббалу, Мигель Сервет был крупным специалистом в области теологии и астрологии, Исаак Ньютон фундаментально изучал библейские пророчества, основоположник генетики Мендель был глубоко верующим монахом, Бутлеров много лет жизни отдал спиритизму и т.д. Их взгля­ды, как правило, отличались сложным сочетанием передовой научной мысли с обычными для того времени фантастическими до­пущениями, компромиссами установленных фактов и привычных иллюзорных, идеалистических связей между ними.

За долгие годы советской власти отношения между религией и наукой определялись понятным и любимым в то время словом — борьба, причем по одну сторону стояли черные, они же мрачные и реакционные, а по другую — прогрессивные, передовые и свет­лые силы. Действительно, история религии имеет много черных и мрачных страниц, но ведь и белоснежные одежды науки замара­ны грязью, подлостью и преступлениями. И это не только хресто­матийный Трофим Денисович с компанией борцов с вейсманизмом-морганизмом, не только лакеи от философии, объявившие кибер­нетику буржуазной лженаукой, или создатели атомной и водород­ной бомб, химического и бактериологического оружия, ставшие потом, после получения всех мыслимых наград и почестей, актив­ными борцами за демократию и свободу. Нет, преступления науки против человечества имеют давнюю историю, этот печальный спи­сок продолжает расти и получил уже геростратову известность. Практически все плоды науки, вызвавшие при своем появлении всеобщую эйфорию, оказываются горькими по своим последст­виям.

В противоположность космологическим концепциям античнос­ти и культурным ценностям Востока с их идеями единства челове­ка и природы, мощной системой экологических запретов, акцен­том на мораль и духовные ценности личности научно-технический прогресс рассматривает окружающий мир как неисчерпаемую (яко­бы!) кладовую богатств, разорить которую — "наша задача". Глав­ным достоинством, показателем силы, мудрости народов счита­лась способность овладеть природными богатствами с помощью со­временной науки и мощных технических средств. И чаще всего не своими — нужно и детям что-то оставить, — а соседей, готовых за консервную банку, жвачку и кока-колу отдать нефть, руду, древесину, осквернив и надругавшись над природой. В последние десятилетия XX столетия масштабы хозяйственной деятельности столь велики, что атмосфера и гидросфера многих регионов мира уже не в состоянии нейтрализовать вредное влияние антропоген­ных нагрузок. За последние 500 лет уничтожено две трети лесов планеты, существенно сократились запасы чистой воды, возникла реальная опасность нарушения кислородного баланса и разруше­ния озонового экрана. Все это происходит на фоне бурного роста народонаселения, "демографического взрыва". Напомним данные статистики: около 200 тыс. лет назад людей было около 1 млн., 60 тыс. лет назад — 5 млн., 300 лет назад — 500 млн., в 1850 г. — 1 млрд., в 1930 г. — 2 млрд., в 1970 г. — 3,6 млрд., сейчас — около 5 млрд., а при сохранении темпов прироста 2% в год количество людей на планете к началу третьего тысячелетия достигнет 6 млрд. (кстати, средняя продолжительность жизни в России за 100 лет, с 1886 г. по 1986 г., увеличилась более чем в два раза). Рыдать над гибелью морей, озер, рек, над исчезновением хрупких форм флоры и фауны, содрогаться от ужаса неизбежной экологической катастрофы стало обязательной и распространенной формой обще­ственного мазохизма, но природа не знает этого и продолжает гибнуть — "процесс пошел"... Россия и здесь, естественно, не от­стает от других и в плаче, и в жестоком разграблении природных богатств.

Сверхсложная система природа — общество все более начи­нает напоминать неоперабельного онкологического больного, гибель которого уже предрешена, и можно надеяться лишь на чудо. Философская, так сказать, концепция возведения в абсолют роли науки и техники при решении коренных проблем человеческого существования носит много различных ученых названий: сциентизм (от лат. scientia — наука, знание), или сайентизм (от англ. science), техницизм, технократизм. Она страшна не только раз­рушительным воздействием на природу и даже на человеческий генофонд, но и неизбежностью кровавых войн за сырьевые богат­ства, и деморализацией общества, растлением человеческих душ, ориентацией только на утилитарные, материальные ценности. На­глядный пример — урбанизация и приземленность американского образа жизни, столь соблазнительные для "новых русских".

В сознании миллионов людей происходит удивительный фе­номен: понимая несомненную важность и жизненную необходимость научно-технического прогресса, люди, однако, видят в науке ос­новную виновницу социального зла, кризиса всей современной цивилизации, главную угрозу будущему человечества. Наука, рас­крывая все новые тайны природы и не задумываясь над послед­ствиями, над практическим применением новых знаний, сама на­учно-технологическая ориентация цивилизации может быть губи­тельной для внутреннего мира человека, может привести к распа­ду морально-этического сознания и гибели созданных за тысячелетия гуманитарных ценностей. Неизбежность экологической катаст­рофы серьезно рассматривается в трудах знаменитого Римского клуба[3], в работах крупных ученых "антропологической школы" Освальда Шпенглера, Герберта Маркузе, Льюиса Мэмфорда. Деятельность таких организаций, как Green peace, направлена против применения пестицидов и строительства атомных станций, приме­нения атомного оружия.

Заговорив об атомном оружии, нельзя не вспомнить еще одно безумие наших дней, еще одно уродливое детище науки — воен­ную технику, вооружение, пожирающее колоссальные интеллек­туальные и материальные ресурсы. Хотя за последние 50 лет на планете происходят только локальные войны и вооруженные кон­фликты, военные расходы достигли наивысшего уровня за всю историю человечества. Своеобразным рубежом стал 1987 г., когда впервые за всю историю на вооружение во всех странах мира было затрачено... около тысячи миллиардов долларов! За последние 10 лет военные расходы превысили общую сумму, потраченную за всю предыдущую историю человечества. Накопленных средств мас­сового уничтожения достаточно для того, чтобы несколько тысяч раз уничтожить все человечество. При этом более половины всех ученых мира работают в военной промышленности и армии [122].

Что же принципиально может быть противопоставлено технократизму современной жизни, есть ли альтернативы бездушно­му, угрожающему самой жизни научно-техническому прогрессу? Возврат к прежним патриархальным отношениям, к которому при­зывал еще Жан-Жак Руссо, считавший, что рост промышленнос­ти и развитие науки приводят к утрате обществом свободы и сча­стья, потере нравственных идеалов? Или согласиться с современ­ными эсхатологическими концепциями, констатирующими, что мораль отстает от интеллектуальности человека и наука достигла критической способности к разрушению, а неизбежность атомной катастрофы лишь подтвердит библейские пророчества грядущего Апокалипсиса?

Несомненно, что мировая цивилизация, хотя и с опозданием, пришла к непреложному выводу об отклонении, аберрации науки от основной своей цели — служения человеку — и свернула на антигуманный тупиковый путь. В науке наметилась тенденция к пересмотру целей, к ревизии основной проблематики — социальные, биологические, психологические и генетические факторы выдви­гаются на передний план. В сфере общественного производства, и в частности теории управления, усилился интерес к проблеме че­ловека, к инженерной психологии и эргономике — науке, изучаю­щей возможности и особенности трудовых процессов для повыше­ния эффективности труда при одновременном духовном и физическом развитии личности.

Помня о печально известном разгроме вейсманистов-морга­нистов, русская наука вместе с мировой вернулась к исследованиям роли биологических факторов и наследственности в самом про­цессе существования и развития человечества. Уникальность человека как биосоциального существа заключается в том, что он ис­пытывает на себе воздействие не только генетической, но и социальной программы. Носителем генетической программы являются молекулы ДНК, а социальной — мозг, фиксирующий опыт челове­чества, который не записывается в генах, а передается поколени­ям путем воспитания.

Одновременно с развитием цивилизации идет и эволюция ос­новных концепций гносеологии и теософии. Путь к пониманию ос­новных церковных догматов чаще идет не через сердце, а через разум. Действительно, мало кто даже из верующих согласится с Библией, что мир был сотворен всего лишь около 6000 лет назад, что можно остановить движение Солнца или что Земля вращает­ся вокруг центрального светила. Церковь понимает, что постоянно ссылаться на иносказание, аллегории отдельных текстов Библии больше нельзя, спорить с научными данными бессмысленно, и сле­дует ожидать внесения разумных коррективов в некоторые теоло­гические доктрины.

Не выдерживают даже самой уважительной и доброжелатель­ной критики многие постулаты христианства. Принцип "кто уда­рит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" не нов: еще за 500 лет до Христа Будда учил не противиться злу, но никто из христиан не понимает его буквально, а лишь в перенос­ном смысле. А вот другой основополагающий принцип христиан­ства: "Не судите, да не судимы будете", который нельзя толко­вать двусмысленно, не выполнялся никогда ни судом инквизиции, ни современными судами, которые зачастую возглавляются весь­ма ревностными христианами. Трудно выполнить и заповеди "...про­дай имение свое и раздай нищим", "...не заботьтесь для души ва­шей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеть­ся", "не заботьтесь о завтрашнем дне", да и разумно ли поступать так? Или эти заповеди применимы лишь в переносном смыс­ле? А запрет церкви на контроль рождаемости, а нерасторжимость брака? Настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон отмечает: "Честный исследователь обнаружит множество порази­тельных расхождений между евангельским христианством и хрис­тианством в том виде, как оно проповедуется и осуществляется на практике сегодняшней церковью". Есть заповедь, выполнение которой практически невозможно для нормального и физически здо­рового человека: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем".

Мужчины, юноши и взрослые, пусть самые чистые, верные и порядочные из вас скажут откровенно: разве вы, ежедневно встре­чаясь с милыми и прелестными женщинами, не чувствуете в сво­ем сердце непреодолимой симпатии, чувственного влечения к ним? И разве это подсознательное влечение, вложенное в мужскую душу природой, а тем более если самим Богом, позорно, порочно и гре­ховно?

Всем понятная и ясная заповедь "не убий". Кто будет спорить с ее очевидностью? Но... Мужчина пришел к себе домой и видит страшную картину: грабитель забрал ценности, изнасиловал жену и, боясь свидетелей, убил ее и ребенка. Как нужно поступить это­му мужчине? Простить? Или обратиться в милицию? Или все-таки попытаться задержать преступника самому? И если при за­держании грабителя чуть сильнее стукнуть его головой о стену и он умрет, то любой суд оправдает этого мужчину! Кроме суда Божьего? Время, социальные перемены, новые условия жизни требуют пересмотра этих жестких требований и выдвигают новые принципы, нормы поведения человека.

Разве принцип "говори всегда правду" не достоин возведения в ранг христианской заповеди? Не так прост по сути этот прин­цип, и трудно, очень трудно неукоснительно следовать ему. Му­сульманин может говорить неправду лишь в тех случаях, когда ложь спасает жизнь человека, и в стане врага. В повседневной жизни лгать нельзя ни партнеру по бизнесу, ни начальству, ни другу, ни жене. Аморальность лжи ясна, но, кроме того, ложь и неразумна: если человек будет уличен во лжи хоть раз, то дове­рие к нему будет подорвано навсегда.

А как, скажут многие, вести себя у постели смертельно боль­ного человека, неужели и ему нужно говорить правду и отнять даже слабую надежду на спасение? Ведь не случайно великий С. П. Боткин допускал понятие "святая ложь"! Да, и в этом случае лгать нельзя — ведь можно не сказать страшную правду, а со­слаться на отсутствие результатов всех анализов и на действи­тельно существующую неясность диагноза, все это не противоре­чит клятве Гиппократа. И ложь "во спасение", и "святая ложь" — все это отговорки слабых. Иисус сказал: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого". Правила, нормы или, если хотите, заповеди каждый мыслящий человек формирует для себя сам. Можно, например рекомендовать поду­мать и о своем месте среди сильных мира сего, о своем поведении среди них. Мудрый совет дает Воланд в бессмертном романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут". Веди себя достойно!

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем состоит особая сложность и деликатность проблем государственности и национальных отношений?

2. Внешняя среда и ее влияние на деятельность любого кол­лектива. Примеры.

3. Особенности межличностных отношений и влияние внут­ренней среды организации на формирование личности.

4. В чем состоит роль религии в формировании личности и общества?

5. Каково влияние научно-технического прогресса на разви­тие цивилизации?

<< Глава 8. Теоретические основы управления - принципы управления
Глава 10. Психологические аспекты управления  >>