Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Часть II

Технология, технические средства и структура управления

 

Глава 5. Технология управления

 

...как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой соб­ственный завтрашний день?

М. А. Булгаков.

"Мастер и Маргарита"

 

5.1. Стратегия и тактика управления

 

Понятие стратегии заимствовано управлением из военной на­уки, где оно определяется как высшее военное искусство. В современном понимании стратегия — генеральная, основная програм­ма, направленная на достижение цели в любой области деятельности. Сложность принятия стратегического решения определяется множеством альтернативных путей, из которых следует обоснованно выбрать оптимальный. Например, одно из основных стратегических решений, которое должна принять торговая фирма, — определение рынка, на котором она будет вести конкурентную борьбу. Это решение может быть принято только на основе длитель­ных исследований и разработки соответствующей программы. Тео­рии управления располагает большим количеством методов системного анализа, прогнозирования и оптимизации, позволяющих разумно определить стратегическую программу действий.

Работа любого предприятия, фирмы всегда связана с выработкой стратегических решений, важно определить, как удовлетворить спрос на продукцию при минимальных издержках и получении максимальной прибыли. Постоянно изменяющаяся внешняя среда заставляет искать среди альтернативных вариантов оптимальную стратегию. Вариантов стратегических решений много, но их можно сгруппировать по наиболее характерным признакам. Если спрос на товар и объемы производства стабильны, то постоянны­ми бывают численность занятого на производстве персонала и ко­личественные показатели плана. Колебания реального спроса лег­ко компенсировать регулированием складского запаса продукции, и управленческое решение будет направлено на поддержание ста­бильности на рынке сбыта и разумную организацию складского хозяйства с низкими удельными затратами на хранение готовой продукции.

При отказе от системы жесткого планирования производства такая благополучная рыночная конъюнктура складывается далеко не часто, колебания спроса требуют изменять, объемы выпуска продукции. Изменять численность рабочего персонала негуманно, да и нерентабельно. Разумнее применять стратегию организации сверхурочной работы, систему отгулов и передачи части объемов работ субподрядным организациям. Такая стратегия управления производством потребует значительной нагрузки на управленчес­кий персонал, отлаженных связей со смежными организациями, но позволит держать ситуацию под контролем.

При сезонных колебаниях на рынке сбыта приходится идти на непопулярные, но вынужденные меры — при переменных объе­мах выпуска продукции предусматриваются прием и увольнение части персонала. Такая стратегия организации производства оп­равдывает себя при трудоемких, но не требующих высокой квали­фикации работах (уборочная страда, парниковое хозяйство, об­служивание небольших отопительных котельных и т.п.).

Однако нельзя забывать о том, что каждый руководитель при решении производственных задач, при выборе стратегии и тактики управления прежде всего опирается на свой индивиду­альный опыт и на свои субъективные представления о методах решения этих задач. В обозримом будущем мощный аналитический аппарат и средства компьютерной обработки информации останут­ся в роли советующих средств в процессе принятия стратегическо­го решения, которое во многих отношениях ближе к искусству и зависит от таланта и опыта руководителя. Концептуальный алго­ритм принятия стратегического решения состоит из блока вопро­сов, требующих ответа: какие задачи необходимо решить в дан­ной ситуации, своевременна ли постановка этих задач, имеются ли возможности для их решения? При положительном ответе на эти вопросы возникают проблемы тактики: каким способом разум­нее достигнуть поставленных целей, какие условия необходимо обеспечить, чтобы прийти к цели кратчайшим и высокоэффектив­ным путем? И этот этап управленческой деятельности требует привлечения арсенала искусства управления, так как в определе­нии значимости и своевременности решаемых задач могут помочь в первую очередь способности и индивидуальный опыт управленчес­кой деятельности руководителя.

Управленческое решение — результат анализа, выполненного на основе исследования ситуации, прогнозирования и выбора оптимального варианта, разработка конкретного плана мероприя­тий, направленных на достижение поставленный цели. Основное содержание управленческого решения определяется целью управленческого воздействия. Кроме основной, генеральной цели суще­ствует и множество более конкретных целей, без осуществления которых достижение генеральной цели не может быть достигнуто. Нередко случаи, когда эти локальные цели вступают между собой и противоречие, т.е. достижение одной цели может нанести ущерб другой. Например, успешная борьба с инфляцией может привести к росту безработицы, желая создать прочную, крепкую семью, муж вынужден думать о материальном ее благополучии и больше времени уделять работе, а это может вызвать семейные неуряди­цы и т.п. Будничная, ежедневная работа руководителя любого уровня состоит в оперативном управлении производством, т.е. в реализации процедуры принятия управленческих решений. Кажу­щаяся рутинность оперативного управления постоянно насыщена совсем нетривиальным содержанием, ведь постоянно меняющаяся ситуация выдвигает все новые и новые задачи, для решения кото­рых требуются опыт, профессиональные знания, интуиция и твор­ческий подход. Каждое управленческое решение является реак­цией на информацию, поступающую по каналам обратной связи от бесчисленных элементов внешней среды.

Таким образом, можно расчленить технологию принятия управленческого решения на следующие этапы: что делать — опре­деление цели управляющего воздействия, анализ имеющейся ин­формации; кому делать — кадровое подкрепление принятого ре­шения; как делать — способы, методы, технология выполнения решения; сроки выполнения (весьма часто прибегают к элементар­ной хитрости: устанавливают один срок, более жесткий, для ис­полнителей и второй — для отчета перед начальником); с какими затратами материальных и трудовых ресурсов; ожидаемый результат (экономический эффект, решение технической или социальной задачи). Оперативное управление не завершается принятием решения, впереди еще кропотливая работа по реализации принятого решения и организации контроля исполнения.

 

5.2. Информационное обеспечение управления

 

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна

 

Информация — одна из сложнейших, еще полностью не рас­крытых, даже таинственных областей современной науки. Это видно хотя бы из нечеткости самих определений понятия инфор­мации; совокупность сведений, данных, знаний. Или из филосо­фии — нарушение монотонности. В кибернетике количество ин­формации тесно связывается с энтропией, с одним из основных понятий классической физики, т.е. со способностью энергии к пре­вращениям. Н. Винер пишет: "Количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия системы есть мера дезорганизованности системы, одно равно друго­му, взятому с обратным знаком". С точки зрения методологии уп­равления прогрессирующая энтропия, т.е. постоянно увеличиваю­щаяся хаотическая беспорядочность связей между элементами, ха­рактерна для закрытых, изолированных от окружающей среды систем, и информация есть отрицание энтропии.

Каждое определение информации раскрывает определенное свойство этого сложного и многозначного понятия: информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопреде­ленность (Шеннон), информация — передача разнообразия (Эшби), информация — мера сложности структур (Моль), информация — вероятность выбора (Яглом) и т.д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и зак­ладываются теоретические основы новой отрасли знаний — информациологии, где один из авторов [146] заявляет: "Мир — ин­формационен, Вселенная — информационна; первичное — инфор­мация, вторичное — материя".

Дальнейшее углубление в теорию информации заведет нас в дремучие дебри законов термодинамики, к знаменитым "демонам Максвелла" и даже к неизбежности тепловой смерти Вселенной.

В теории управления принято такое определение информа­ции: совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопре­деленности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведе­ниями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автома­том и автоматом. И этого определения вполне достаточно для изу­чения проблем управления.

В общем случае информационная связь между передающей стороной (например, объектом управления) и приемной стороной (ИВЦ) осуществляется по схеме, приведенной на рис. 15.

Рис. 15. Схема передачи информации

 

Информация, составляющая триаду важнейших характерис­тик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, облада­ет некоторыми, только ей присущими особенностями:

— сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отра­жает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;

— информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить (сте­реть), передать. Однако при передаче информации из одной сис­темы в другую количество информации в передающей системе ос­тается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, пе­редающего свои знания студентам, от превращения в неуча);

— информация обладает еще одним уникальным свойством: в любых сферах знания (общественно-политической, научной, общекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершен­ствуется и, более того, способствует эффективному использова­нию других ресурсов, а иногда и создает новые. Последнее свойство информации важно учитывать при формировании путей раз­вития народного хозяйства России, так как привлечение качествен­но новой информации и новых технологий обеспечивает интенсив­ный путь развития, а наращивание дополнительных материаль­ных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.

Главное, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и ос­новным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т.е. объем знаний, которыми располагает страна. Этот по­казатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом. Важно под­черкнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой ин­формации: надежность (и достоверность), своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает не­определенность в конкретной управленческой ситуаций.

Мир тонет в колоссальном объеме информации: за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз! По­явился даже новый термин — "эффект макулатурности": 85% журнальных статей никогда не читались! Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правитель­ство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что, затрачивалось около 1,5 млрд. долларов; издавало около 2,6 млн. стра­ниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов! Через фирму с численностью работающих около 2 тыс. человек за 1991 год про­шло 45 тонн входящих и 48 тонн исходящих документов, что соот­ветствует 25 кг бумаг на каждого работающего! [32].

Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации: если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 102 раз, то скорость связи увеличилась в 107, а обработки информации — в 106 раз (рис. 16).

Скорость обработки информации современными вычислитель­ными машинами приближается к предельному значению, ограни­ченному скоростью света (в оптических вычислительных машинах — ОВМ) и равному миллиардам операций в секунду. Запись информации в виде голограмм открывает путь к практически не­ограниченной оперативной памяти ОВМ, плотность записи которой может достигать 106 бит/см2 [1].

Рис. 16. Рост скорости обработки информации

вычислительными машинами

 

Информация является основой процесса управления, труд управляющего и состоит в ее изучении и обработке. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления. Различают внешнюю, входную информацию, первичную (исходную), которая возникает в ходе производства, и вторичную как результат обработки исходной информа­ции. На рис. 17 приведена схема информационных связей руково­дителя.

Рис. 17. Информационные связи руководителя

 

Есть и дезинформация, чаще всего она встречается в отче­тах, составляемых для начальства, в сводках ЦСУ или в обещани­ях кандидатов во время предвыборных кампаний. Мастера дезин­формации прекрасно использовали в пропагандистских целях спо­собность человека воспринимать лишь ограниченный объем инфор­мации и умело использовали самые простые формулировки, по­стоянное повторение пусть и лживых, но понятных обывателю истин. Гитлер цинично писал: "Если уж врать так врать нагло: в большую ложь охотнее верят, чем в малую... Люди сами иногда врут в мелочах, однако большой лжи они стесняются. Следовательно, им и в голову не придет, что их так бессовестно обманывают... В случае любой неудачи следует незамедлительно искать врагов. Если их нет, надо придумать". Этот же рецепт с невидан­ным еще в мире размахом применил в конце 30-х годов и наш Вождь и Учитель.

Значительная часть управленческой информации получается руководителем неформальным путем, в результате ежедневного общения с коллегами, вышестоящим руководством, клиентами. Вся эта несомненно ценная информация не всегда достоверна, объек­тивна и весьма изменчива. Более ценной и, главное, объективной является информация, собранная и обработанная с помощью средств компьютерной техники на базе системы математического обеспе­чения. Справедливо, что современное общество часто характери­зуется термином "информационное". Люди, далекие от проблем управления, обычно не представляют, с каким гигантским объе­мом информации приходится работать администрации даже в не­большой фирме. Если, например, в торговой организации средних размеров, где работают 200—300 человек, учесть весь поток фор­мальной и неформальной информации, которую необходимо обра­батывать управленческому персоналу, то в итоге получаются весьма внушительные цифры. Десятки, а иногда и сотни поставщиков, большая номенклатура товаров, оперативные расчеты с клиента­ми, расчеты заработной платы, учет движения товаров по скла­дам в стоимостном и натуральном выражении, маркетинг, т.е. изу­чение рынка, реклама, поведение конкурентов, меняющиеся за­коны, налоговые правила, таможенные тарифы — администра­ция такой фирмы обрабатывает около миллиона единиц информа­ции в год. Постоянно меняющиеся условия рынка требуют немед­ленной реакции администрации, и если информация об этих изме­нениях будет запаздывать или медленно обрабатываться, то последствия для фирмы будут губительными. По имеющимся дан­ным, к началу 90-х годов 60% рабочих мест в США зависит от работы служб обработки информации, и затраты на эту деятель­ность составляют около 70% валового национального продукта [86].

Однако большинство крупных компаний и фирм Европы, Амери­ки и Японии идут на эти затраты, так как выгоды от использова­ния современных информационно-управляющих систем значительно покрывают затраты на их создание.

Любопытно, что из прочитанного мы запоминаем только 10%, а из того, что слышим, — 20%. От увиденного мы запоминаем 30%, а от того, что мы слышим и видим, — 50%. От того, что мы говорим, мы запоминаем уже 70%, а от того, что мы делаем са­ми, — 90%. Абстрактные описания менее выразительны, чем кон­кретное действие, поэтому мы должны свои поступки стараться наполнить конкретным информационным содержанием [102].

Управленческая информация имеет ряд особенностей:

— большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки;

— исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом тре­бований потребителей;

— исходные данные и результаты расчетов хранятся дли­тельное время.

Выполнить эти требования к управленческой информации спо­собна лишь компьютерная техника с ее быстродействием и боль­шой емкостью памяти. Оптимальный способ хранения производствен­ной информации — создание баз и банков данных, т.е. функцио­нально организованных массивов компьютерной информации, осу­ществляющих централизованное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При этом способе создания и использования массивов информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, а другие специалисты ее используют в различных производственных аспектах, обеспечивается интерактивный, т.е. активный с обеих сторон режим работы. Информационные базы данных обычно формируются путем объединения первичных ста­тистических показателей деятельности предприятия в укрупнен­ные файлы с необходимыми реквизитами. Базы данных постоянно обновляются в соответствии с ходом технологического процесса и с учетом требований потребителей информации, решающих боль­шой комплекс информационно связанных управленческих задач.

Наряду с материальными, трудовыми, сырьевыми, финансовыми  ресурсами информационные ресурсы в управлении предприятием имеют первостепенное значение как обязательная предпосылка успешного производственного процесса. Научно-техническая информация является основным фундаментом при разработке новыx технологических процессов, основой развития средств производства. Процедура принятия управленческого решения всегда опирается на первоисточник — имеющуюся в распоряжении руко­водителя альтернативную информацию, и важно уметь использо­вать именно ту информацию, которая уменьшит неопределенность развивающихся тенденций и событий и поможет принять оптималь­ное решение. Информация в управлении действительно полезна только в случае, если в итоге ее использования она будет реали­зована в трудовой акт, в полезную деятельность людей. Принятое решение должно дойти до исполнителя в неискаженном виде, не­обходимо полностью исключить разные толкования и "додумывания", могущие возникнуть на ступенях иерархической служебной лестницы (как в знаменитом случае с запятой во фразе "казнить нельзя помиловать").

Трудно говорить без пессимизма о способах создания, вос­приятия информации и о нравственных проблемах практического ее использования. К сожалению, приходится констатировать уди­вительный акт отсутствия общности в понимании глобальных чело­веческих проблем между людьми даже высокого интеллекта, го­товых жертвенно служить высоким нравственным заповедям.

Та важнейшая часть общечеловеческой информации, которая формирует идеологию общества, создается практически бесконт­рольными (к счастью или на беду?) средствами массовой информа­ции (СМИ) или идейными представителями правящей элиты, ко­торая практически никогда не бывает элитой интеллектуальной и высоконравственной. Массированная атака "акул пера" может лег­ко навязать обществу любую парадигму, и отличить иллюзию от реальности, правду от лжи практически невозможно. Поведение людей в социуме во многом зависит от непрестанно действующего конвейера продукции рекламы, массовой информации и масс-культуры.

Большинство людей весьма доверяют СМИ, считая, что их сотрудники — добросовестные, высококвалифицированные и со­лидные профессионалы, благодаря СМИ человек ощущает свою причастность к жизни общества и в какой-то степени отождеств­ляет себя с ним. Даже наука, являясь формой познания, испыты­вает на себе заметное влияние общественной идеологии, а фунда­ментальные теории гуманитарных наук носят явно идеологичес­кий характер. Какими гарантиями располагает общество, что "ис­торические" решения очередного "исторического" съезда или ин­формация, угодная для сиюминутных потребностей руководящих органов, являются объективно достоверными и корректными в эти­ческом отношении?

Человеческое сознание не в состоянии следить за постоянны­ми изменениями в обществе, тем более в глобальных масштабах, прогрессивно растет некомпетентность и безразличие к этим переменам у многих групп населения, чем умело и бессовестно пользу­ются беспринципные политики. Вследствие этих явлений возникла плодородная почва для созревания различных массовых мифов, опирающихся на слабую информированность населения и действу­ющие законы общественного сознания. Формируют общественное мнение и создают различные политические мифы умелые про­фессионалы, не прибегая к принуждению или запрещению. Как говорит Э. Кассирер в своей оригинальной работе: "Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика, перед тем как атаковать его" [49].

Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому от­носится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей инфор­мационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес [120]. Обычно информация, как вода, легко стекает вниз, от начальников к подчиненным, и с трудом поднимается наверх. Однако и это естественное течение информации стараются "зарегулировать": некоторые руководители неохотно делятся информа­цией с подчиненными, так как если это информация хорошая, то возникает опасность претензий на всякого рода премии и прибавки, а если плохая, то она может деморализовать коллектив.

При движении информации вверх, на высшие управленческие уровни, постоянно возникает еще одна проблема — чиновники охот­нее дают информацию о победах, достижениях и о том, что под­тверждает мудрые решения начальника. В итоге вокруг начальни­ка может возникнуть своеобразный информационный вакуум или искаженный, подкрашенный в розовые тона мир. Многим крупным руководителям свойственно игнорирование неугодной информации, а если неприятная информация исходит от источника с низким ста­тусом, то подсознательно начальник начинает рассматривать ее как попытку подорвать авторитет, как вызов его должностному положению. Крупнейшие мировые катастрофы происходили из-за чванливого нежелания высшего руководителя учесть объективно все имеющиеся данные. Так произошло с началом вторжения гитлеровских армий на территорию СССР, когда Сталин не захотел мерить агентурной информации, то же случилось при налете японской авиации на Пирл Харбор, при неожиданном для союзников наступлении немецких войск в декабре 1944 г. в Арденнах. Не слу­чайно халиф Гарун аль-Рашид переодевался нищим и ходил по ночному Багдаду — ему была нужна объективная, достоверная информация о настроениях в народе.

Конфликтные ситуации в обществе, производственных кол­лективах, в семье чаще всего порождаются неполнотой, недоста­точной структуризацией исходной информации, малым объектом априорных знаний, различиями в критериях оценки фактов и на­личием искажений информации, случайных или преднамеренных. Проблема состоит не только в колоссальных объемах информа­ции, обрушивающихся на человека, а в ее неупорядоченности и противоречивости, что превращает эту информацию по термино­логии теории связи в шум, а это, в свою очередь, приводит к не­стабильности информационных образов и неэффективности инфор­мационных преобразований. Информация существенно искажает­ся при ее движении по уровням организационной структуры, и чем больше существует иерархических уровней в структуре орга­низации, тем значительнее искажения информации.

Можно выделить следующие основные причины искажения информации при ее прохождении через уровни организационной структуры:

— два одинаковых сообщения, события могут оцениваться по-разному, в зависимости от времени их поступления и оценки — событие более близкое фиксируется более сильно (ошибка перс­пективы);

— эмоциональное напряжение (страх, радость, гнев и т.д.) могут существенно исказить информацию, как и давно ожидае­мое, более выгодное или не соответствующее заранее сложивше­муся мнению сообщение;

— желание произвести благоприятное впечатление своей информацией на вышестоящее начальство ("барьер престижа"). Вспомним, что восточные сатрапы приказывали казнить ни в чем не повинного гонца за плохое известие или дарили ему шелковый шнурок, на котором верноподданный должен был удавиться.

Создание мощных информационных систем и средств их об­работки породило целый комплекс компьютерных преступлений: от создания компьютерных вирусов, уничтожающих информацию, до хищений денежных средств и угрозы потери прав на тайну лич­ной жизни. Одним из наиболее распространенных методов защиты торговых предприятий от хищений как со стороны служащих, так и со стороны покупателей является внедрение системы штрихово­го кодирования, т.е. защиты информации от намеренного искажения. Штриховой код обеспечивает представление букв и чисел (характеристика изделия, цена и т.д.) в двоичной системе счисления путем нанесения на изделие четкого рисунка полос и пространства между ними и легко декодируемого электронным оптическим (сканирующим) устройством. Системы автоматической идентификации изделий стали существенной частью промышленных технологий, торговли и материально-технического обеспечения.

Связь между сверхсложной системой, которой является внут­ренний мир человека, и сверхсложной системой окружающего нас мира оригинально рассмотрена в известном произведении Станис­лава Лема "Солярис": исследуемая человечеством инопланетная информационная система "мыслящий океан" настолько сложна, что требует особо деликатных методов изучения и ее реакция на жесткое воздействие может быть непредсказуема. Эффективное управление невозможно без достоверной, объективной информа­ции, и фактической властью располагает лишь тот, кто хорошо информирован. Подводя итоги раздела об информации в управле­нии и в обществе, можно взглянуть на эту проблему с несколько неожиданной и даже парадоксальной стороны. Человек, "венец природы", как ни странно так и не сумел приспособиться к окру­жающему естественному миру. Хотя человек уже миллионы лет является частью биосферы, он адаптирован к ее условиям много хуже, чем, скажем, зерно или многие плоды, земноводные, кры­сы и тараканы. Без воздуха человек не может прожить более 2—3 минут, без воды — более 3 дней, без пищи — 30 дней, диапазон состава воздуха, пищи, воды крайне узок, человек весьма чув­ствителен к многим внешним параметрам жизни: температуре, давлению, радиоактивному облучению. Призыв Ж.-Ж. Руссо "Назад, к природе" утопичен. И человек всю историю цивилизации усердно отгораживается от неласковой к нему природы, создавая свой искусственный мир, свою комфортную среду обитания. Огонь, жилище, одежда, наконец религия, музыка, живопись, литература — все это средства и методы защиты от природы и способы создания своей иллюзорной, сюрреалистической и в основном ин­формационной раковины.

 

5.3. Технические средства управления, обработки и

передачи информации

 

С появлением новых средств управления меняются взгляды, вкусы и даже мода на техническое оснащение труда руководите­ля. Совсем недавно высокий начальник должен был иметь большой стол с массивным чернильным прибором, над столом портрет оче­редного вождя и много, очень много телефонов (иногда около чер­нильного прибора еще лежала логарифмическая линейка). Потом появились зачем-то громоздкие радиоприемник и телевизор, со стола исчезли телефоны, чернильница и логарифмическая линей­ка, им на смену пришли телефонный концентратор, или элетап, и счетно-клавишная машинка. Портрет остался. Теперь портрет пе­рекочевал со стены на стол (правда, там теперь не вождь, а жена и детки — как у американского президента!), на стене — золотой двуглавый орел, а рядом с неизменным гигантским столом — ма­ленький, с персональным компьютером, которым современный босс пользуется столь же редко, как его предшественник логарифми­ческой линейкой.

Технические средства управления — аппаратура приема и обработки информации, техника умственного труда, и она жиз­ненно необходима всем, кто работает с информацией. Чем совер­шеннее эта техника и чем лучше руководитель умеет ею пользо­ваться, тем эффективнее технология управления, организация управленческого труда и сам процесс управления. Эффективность применения комплекса технических средств (КТС) управления за­висит от нескольких условий. Во-первых, от возможностей и каче­ства самой компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Во-вторых, от совершенства программного обеспечения и, нако­нец, от профессиональной подготовленности пользователей этих программных средств и КТС.

Благодаря достижениям кибернетики появились мощные быстродействующие средства обработки информации — электронно-вычислительные машины. Велик соблазн погрузиться в ностальги­ческие воспоминания о легендарной "Урал-1" и других ЭВМ этого славного семейства: "Урал-14Д", "Урал-16", о малых маши­нах "Проминь", "Стрела", "Мир", "Наири-2", "Наири-К", о "чуде XX века" быстродействующей БЭСМ-6, подумать только — ско­рость обработки информации до 1 млн. операций в секунду! Об ЭВМ серии М-20 и М-222 с их записью информации на магнитные барабаны, о "Минск-22" и "Минск-32", позволяющих оператору вести диалог с ЭВМ, и, наконец, о смелом прорыве к лучшим образцам мировой вычислительной техники — создании единой серии ЭВМ различной мощности — ЕС ЭВМ, в которой были использованы большие возможности интеграции стран социализма. Да, славные были страницы истории отечественной кибернетики, много талантливых ученых и специалистов работало над созданием ЭВМ и программного обеспечения. Увы, сегодня, в конце XX века, научно-техническая мысль России переживает тяжелый кризис, и понадобятся десятилетия, чтобы вновь выйти на уровень мировой компьютерной техники.

Этот первый период развития средств вычислительной техни­ки, охватывающий 60—70-е годы, вошел в историю отечественной науки и техники не только созданием крупногабаритных ЭВМ, пришедших на смену цифровым и алфавитно-цифровым табулято­рам (Т-5М и ТА-80), специализированных систем связи, и форми­рованием информационных банков, но и преодолением преслову­того психологического барьера между разработчиками и потреби­телями этой техники. Сегодня трудно представить масштабы той неравной борьбы между надменными, самоуверенными и абсолют­но некомпетентными чиновниками самого высокого уровня, психологически солидарными с ними начальниками на ключевых производственных должностях и специалистами в области АСУ. "Зачем вам так много магнитов? Не подпишу!" — это при оформле­нии счета на бобины магнитных лент! "Мне бы хоть половину шта­та вашего ИВЦ, я бы у нас в бухгалтерии горы свернула..." Убе­дить счетных работников в том, что микрокалькулятор удобнее, чем костяшки счет, было весьма сложно: "Врут ваши калькулято­ры! Мои счеты надежнее".

Развитие технических средств обработки информации шло не только путем создания ЭВМ различной мощности, но и путем раз­работки конструкций аналоговых и управляющих вычислительных машин для научно-исследовательских и производственных целей.

Аналоговые вычислительные машины (АВТ) реализуют идею создания электрического (электронного) аналога, модели изучае­мого физического или технологического процесса. Например, мо­дель реально существующего газопровода, обладающего вполне конкретными характеристиками (диаметром D, длиной L, общим и удельным сопротивлением R и r, рабочим сечением S и другими параметрами), может быть собрана из простых электротехничес­ких элементов (источники электрических напряжений и токов, со­противлений, емкостей, индуктивностей и т.д.) или электронных микросхем. АВТ может с достаточной точностью определить соотношения между постоянно меняющимися физическими величина­ми (машинными переменными) и аналогами соответствующих ис­ходных переменных исследуемого процесса. Не претендуя на вы­сокую точность измерений параметров исследуемого процесса, АВТ обладает рядом несомненных преимуществ перед традиционными ЭВМ: простотой обслуживания, невысокой стоимостью и, главное, отсутствием сложного программного обеспечения.

Управляющие вычислительные машины обеспечивают конт­роль и управление особо сложными, быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека технологическими про­цессами. Электронные управляющие машины обрабатывают ин­формацию, поступающую в процессе управления, и воздействуют посредством управляющих сигналов на исполнительные органы контролируемого объекта. Управляющие машины класса М, вы­пускаемые в СССР серийно с 1964 г., как и системы агрегатных (АСВТ) и малых ЭВМ (СМ ЭВМ), не имели зарубежных аналогов или существенно отличались от зарубежных ЭВМ. Диапазон применения этих ЭВМ был весьма широк, от управления радиолокационными станциями и наблюдения за искусственными спутниками Земли до автоматизации мощных энергоблоков котел — турбина — генератор (Щёкинская ГРЭС, 1966 г. и Славянская ГРЭС, 1969 г.). С 1974 г. по 1990 г. было создано более 60 тыс. управляю­щих комплексов СМ ЭВМ и на их базе — большое количество автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Компьютерная техника. С появлением микропроцессорной тех­ники исчезла проблема создания больших машинных залов и гро­моздких систем кондиционирования воздуха. Микро-ЭВМ и персо­нальные компьютеры (ПК) с их высокой надежностью и большой скоростью обработки информации значительно расширили сферу применения вычислительной техники, информационные техноло­гии стали более эффективными. ПК сегодня успешно применяются и для обработки нечисловой информации (дизайнерской, поиска информации, графической, текстовой, в том числе и при печата­нии текста с голоса, без машинистки), сам термин "вычислительная техника" уже неполно отражает характер решаемых задач. Сегодня организации и предприятия России оснащаются практи­чески только импортной и, скажем объективно, очень хорошей компьютерной техникой. Обычные персональные компьютеры, за которыми сейчас засиживаются и взрослые, и дети, превосходят по всем параметрам самые мощные отечественные ЭВМ недале­кого прошлого, они обрабатывают информацию со скоростью мил­лиардов операций в секунду и имеют практически безграничную емкость памяти!

Революционная идея создания персональных компьютеров воз­никла в 1976 году, в эпоху победного наступления больших ЭВМ и создания на их базе гигантских вычислительных центров. Горстка энтузиастов во главе с инженерами С. Джобсом и С. Возняком, имея солидную финансовую и техническую базу — 10 тыс. долла­ров и маленький гараж, создали первые экземпляры ПК. Через два года объем продаж фирмы "Apple" уже составил около 7 млн. долл., а в 1991 г. — более 6 млрд. долл. (с 1984 г. фирму возглавляет Дж. Скалли, бывший президент компании "Пепси").

В основном в России используются КТС, изготовленные таки­ми мощными корпорациями, как IBM, "Apple", "Motorola", "Hewlett Packard" и ряд японских фирм, хотя на рынок персональных ком­пьютеров первыми вышли небольшие фирмы, так как именно они обладали более гибкой реакцией на изменения рыночной конъюнк­туры и лучше знали требования потребителей. По данным VIII выс­тавки "КОМТЕК-97", прошедшей в Москве в мае 1997 г., 93% в общем объеме поставок ПК на российский рынок составили компь­ютеры, собранные на базе новейшего процессора Pentium.

Современные компьютеры имеют стандартные блоки самой различной конфигурации: микропроцессор (на базе сверхбольшой интегральной микросхемы — СБИС), чаще всего Pentium фирмы Intel с тактовой частотой 100, 120, 133, 166, 200 и более мегагерц, обладающий оперативной памятью с емкостью от 128 и более мега­байт и накопителем на жестком магнитном диске (его чаще называют винчестером или еще короче — HDD), на котором можно разместить почти миллион страниц текста. Микросхема Pentium P5 содержит более 3, а Р6 — 5,5 миллиона транзисторов! Далее — монитор с экранами различных размеров, покрытыми защитным слоем и обладающими большим объемом видеопамяти (2 мегабайта видеопамяти могут воспроизвести на экране до 16 млн. различных цветовых оттенков!), русифицированная клавиатура и "мышь". Ком­пьютеры с архитектурой IBM PC составляют сейчас более 80% от общего числа ПК. Заметно сократились сроки освоения производ­ства и выпуска новых товаров компьютерного рынка. В США, на­пример, продолжительность технологического процесса выпуска новых средств вычислительной техники сократилась за последние 15 лет в 7 раз и составляет не более года. Основой программного обеспечения долгие годы служили различные варианты операци­онной системы UNIX, а также дисковая операционная система, разработанная фирмой MicrosoftMS DOS, а в 1992 г. появилась новая операционная система Windows.

Информационные базы данных обычно формируются объеди­нением первичных статистических показателей деятельности пред­приятия в укрупненные файлы с необходимыми реквизитами. Базы данных постоянно обновляются в соответствии с ходом технологического процесса и с учетом требований потребителей информа­ции, решающих большой комплекс информационно связанных уп­равленческих задач.

Совершенно фантастические возможности появляются у ком­пьютера, если его оснастить необходимой периферийной техникой. Например, добавив небольшой пульт управления (джойстик) или автомобильный руль с педалями — это тоже возможно! — можно научиться управлять автомобилем, самолетом и даже космичес­ким кораблем, а надев шлем виртуальной реальности, — погру­зиться в мир сказки или фантастических приключений! Компью­тер обучает иностранным языкам и даже способен проверять дик­танты; добавив TV tuner, можно работать на компьютере и одно­временно следить за сюжетом фильма или слушать телевизион­ные передачи.

АСУ. Автоматизированные системы управления — человеко-машинные советующие системы, в которых компьютер выполня­ет функции сбора, хранения, обработки и выдачи информации, но принятие оперативного решения остается за человеком.

АСУ состоит из двух основных частей: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть представляет собой комплекс задач и подсистем, созданных для оптимального управления объек­том. Декомпозиция АСУ на составляющие ее подсистемы произво­дится по функционально-организационному признаку с учетом дей­ствующей структуры и особенностей объекта управления (типа предприятия, характера производства, действующей системы уп­равления).

Обеспечивающая часть АСУ состоит из информационного, технического, программного, организационного и правового обеспе­чения. Наиболее сложной составляющей обеспечивающей части АСУ является программное обеспечение, т.е. совокупность компьютер­ных программ и алгоритмических языков, обеспечивающая функ­ционирование комплекса технических средств. Анализ соотноше­ния общих трудозатрат на создание функциональной и обеспечи­вающей частей АСУ приведен ниже [35], чел.-дней (%):

Функциональная часть АСУ                                      89 465 (42)

Обеспечивающая часть АСУ                                   122 225 (58)

В том числе:

информационное обеспечение                                  23 960 (19,5)

математическое и программное обеспечение          94 980 (77,5)

техническое обеспечение                                              1840 (1,5)

Прочее                                                                             1445 (1,5)

 

Приведенные данные наглядно показывают, что разработка и внедрение крупной АСУ требует весьма серьезных трудозатрат. Именно это обстоятельство используется как основной аргумент против внедрения новых технологий управления. Однако опыт за­рубежных фирм и анализ многолетнего функционирования АСУ на отечественных предприятиях показывают высокую эффектив­ность этих мероприятий. Кроме повышения качества и оператив­ности управления, освобождения исполнителей от рутинных руч­ных операций и увеличения надежности, оптимальности планиро­вания и контроля АСУ существенно влияет на технико-экономические показатели предприятия.

По данным научных источников [35], внедрение АСУ позво­ляет увеличить прибыль на 4—20%, объем выпуска продукции — на 2—14, рентабельность — на 3—б, фондоотдачу — на 1—5, про­изводительность труда — на 3—12, оборачиваемость оборотных средств ускоряется на 2—10%, высвобождается 2—5% основных фондов, сокращаются на 5—10% штрафы за невыполнение дого­ворных обязательств, трудоемкость по операциям управления сни­жается на 10—30% и соответственно высвобождается время уп­равленческого персонала для творческой работы. Очевидно, что в связи с совершенствованием технических и программных средств и снижением их стоимости в настоящее время эти технико-экономические показатели стали еще выше. Внедрение АСУ и АСУ технологических процессов (АСУ ТП) продолжается и в настоящее время, хотя не так широко, как 80-е годы. Например, Уфимский электроламповый завод (ныне АО "УЭЛЗ-СВЕТ") добился высо­ких показателей за счет технического перевооружения основных цехов на основе АСУ ТП стекольного цеха (АСУ ТП "Шихта") и внедрения автоматизированной системы травления спиралей.

Как и любая инновация, создание АСУ всегда сопряжено со значительными трудностями экономического, организационного и психологического характера. Кроме объемных проектных работ необходимо решить вопросы создания нормативно-информацион­ной базы данных, обосновать выбор и приобрести электронно-вы­числительную технику, провести длительную, кропотливую рабо­ту по обучению и психологической перестройке кадров. В создании АСУ особенно важна роль руководителя предприятия (известный принцип "первого лица"). Важно отметить, что процесс создания АСУ всегда заметно обогащает принципиально новой информацией специалистов предприятия — разработка и внедрение АСУ позволяют по-новому оценить технологические и информационные процессы, глубже продумать структуру управления предприятия.

Создаваемые в начале 80-х годов АСУ имели в основе своей технической базы самые мощные для того времени ЭВМ единой серии (ЕС-1022, ЕС-1033 и т.д.). Современные АСУ имеют несрав­ненно более совершенные технические средства: персональные компьютеры, объединенные в единую информационную сеть со значительно более развитой системой программного и информа­ционного обеспечения. Все это обеспечивает высокую эффектив­ность АСУ.

Однако основные трудности при создании АСУ возникают не при решении проблем алгоритмизации, программирования, созда­ния информационных баз данных или внедрении технических средств обработки информации, а при подготовке персонала пред­приятия к работе в условиях действия АСУ. Неизбежно возникает традиционный психологический барьер: АСУ ломает годами сло­жившиеся условия работы, и чем ниже интеллект работника, тем более страшными кажутся ему дисплей и клавиатура компьютера (хотя много горя хлебнули разработчики АСУ и при обучении ми­нистров и их заместителей). Внедрение компьютерной техники и АСУ во все сферы деятельности человека формирует и новый тип руководителя, выводит его из унизительной зависимости от под­чиненных — источников не всегда объективной информации — и открывает доступ в широкое информационное поле, что снижает степень неопределенности технологических процессов. Руководи­тель должен столь же привычно и умело работать с компьютером, как и со своей авторучкой и телефоном. Необходимо достигнуть полной адаптации пользователя и компьютера, этих двух неразде­лимых компонентов человеко-машинной системы. Легкий и эффек­тивный доступ пользователя к компьютеру долгие годы казался весьма проблематичным. Вначале при общении с ЭВМ приходи­лось пользоваться услугами посредника-программиста и целиком зависеть от него (с каким апломбом и с каким снобизмом вершил свое таинство математик-программист!). В начале 80-х годов счи­талось целесообразным обучить пользователя алгоритмическим языкам, но с каждым годом появлялись все новые версии машин­ных языков и создавались новые, более совершенные. И наконец восторжествовала принципиально новая идея — принцип интел­лектуального интерфейса пользователя, т.е. не человека стали приспосабливать к компьютеру, а, наоборот, машину адаптиро­вать к пользователю, максимально приближая язык диалога с ком­пьютером к привычным для человека методам общения с собесед­ником. Реализация этого принципа революционно преодолела про­пасть между человеком и машиной, сломала мощный заградитель­ный барьер между ними. Сенсационная информация из Японии о разработке компьютера, способного обрабатывать информацию со скоростью порядка 32 триллионов (!) операций в секунду с принци­пиально неограниченной памятью, позволяет рассчитывать на компьютеризацию трудно формализуемых и эвристических областей знания.

Наряду с разработкой АСУ различной степени сложности и работами по созданию искусственного интеллекта плодотворно развиваются и концепции перехода комплексной автоматизации на более высокий уровень. В связи с принципиальным увеличением надежности систем автоматики, телемеханики, защит и блокировок наметилась четкая тенденция вывода из контуров управления самого ненадежного элемента — человека, т.е. переход от автома­тизированных систем управления к автоматическим. Важность этого процесса подтверждается тем, что неумолимые данные математической статистики показывают, что около 95% всех крупней­ших аварий, включая и чернобыльскую катастрофу, произошло по вине обслуживающего персонала.

Перевод АСУ на новую компьютерную технику позволяет со­кращать сроки обработки информации и создавать мощные базы и банки данных (кстати, к моменту распада СССР в США имелось 3200 общедоступных банков данных, в Великобритании — 2500, в Германии — 290, а в нашей стране — ни одного!). АСУ позволяет решать комплекс информационно и нормативно связанных произ­водственных задач, объединенных в следующие основные подсис­темы:

— техническая подготовка производства (ТПП);

— технико-экономическое планирование (ТЭП);

— оперативное управление основным и вспомогательным производством (ОУП);

— бухгалтерский учет (БУ);

— управление финансами, сбытом и реализацией готовой про­дукции (УФСР);

— материально-техническое обеспечение (МТО), а также решать большое количество автономных задач (управле­ние и контроль качества продукции, управление и учет кадров, автоматизированный контроль за исполнением важнейших докумен­тов и приказов, инженерные расчеты, задачи НИОКР и т.п.). Приведенный краткий перечень КТС и сотни задач, решаемых автоном­но или на основе единой нормативно-информационной базы, пока­зывают, что уже созданы мощные технические и программные средства управления, направленные на совершенствование труда исполнителей, специалистов и руководителей предприятий.

Можно привести немало примеров успешного применения ПК и АСУ в современных условиях, от космических программ и до управления небольшим предприятием. Отрадно, что методы авто­матизированного управления стали применяться и в такой новой сфере деятельности, как негосударственная оптовая и розничная торговля. Например, автоматизированная обработка плановой и бухгалтерской информации на базе ПК Pentium, локальной вы­числительной сети, модемов и программного продукта "Парус 5.11." позволила компании "Салита" получить в 1997 г. значительный эко­номический эффект. Более чем в два раза сократилось время обра­ботки документов, затраты в торгово-снабженческой деятельности уменьшились на 8%, оптимизация товарных запасов дала эконо­мию в размере 4% оборотных средств. Эффективное использова­ние технических средств управления и созданного программного обеспечения затрудняется слабой подготовкой пользователей, пре­словутым психологическим барьером, разделяющим КТС и произ­водственный персонал, т.е. противоречиями между профессиона­лизмом и дилетантством на всех уровнях управления.

Дальнейшим развитием идей автоматизации управления яви­лось создание "всемирной паутины" — сети Интернет и "вирту­альных предприятий". Концепция виртуального предприятия от­ражает требования современной "бизнес-революции", переход от экономики массового производства к экономике индивидуальных услуг, от диктата производителя к удовлетворению требований кли­ента, который, как известно, "всегда прав". Создание виртуально­го, т.е. искусственно образованного, расширенного за счет совме­стных ресурсов, предприятия стало возможным при компьютерно интегрированной организации, внедрении новых информационных и коммуникационных технологий. Примером "виртуального продук­та" является автомобиль японской фирмы "Тойота", который изго­тавливается за 72 часа после заказа с любой мощностью двигате­ля, определенной коробкой передач, с выбранным клиентом кузо­вом и отделкой салона: Виртуальное предприятие функционирует с использованием компьютерной сети, к которой подключены раз­личные смежные предприятия, обладающие технологическими ресурсами. В итоге на рынок в самые сжатые сроки поставляется заказанная клиентами продукция, созданная в результате коопе­рации и компьютерной координации совместной деятельности не­скольких интегрированных предприятий. В начале 1997 г, было создано уже более ста тысяч виртуальных предприятий и более 3 миллионов человек могли работать в режиме гибкого рабочего времени, т.е. они имели право приходить на работу в удобное для них и разумное с точки зрения служебных обязанностей время. Бухгалтеры, программисты имеют право работать дома, агенты по торговле работают непосредственно с клиентами, снабжен­цы — на рабочих местах поставщиков, а связь с офисом поддержи­вается по телефону или с помощью электронной почты, т.е. стали вырисовываться контуры нового типа организации труда — без­офисного предприятия.

Интернет. Персональные компьютеры столь же прочно вошли в нашу повседневность, как и телевизор, музыкальный центр пли микроволновая печь, даже большие начальники научились играть в компьютерные игры и на зависть Эллочке Щукиной вы­учили такие слова, как "файл", "процессор" и "принтер". Боль­шие ЭВМ все более вытесняются ПК, и их роль чаще всего сводится к функциям файловых серверов, обеспечивающих обслужи­вание пользователей. Но при широком внедрении ПК в деятель­ность предприятий возникла серьезная проблема поиска эффек­тивного способа совместного использования единого банка инфор­мации потребителями и обмена данными между несколькими ПК, т.е. возникла потребность в создании компьютерных сетей.

Работы по созданию компьютерной сети начались по заданию Пентагона США в 1969 г. Основной задачей создаваемой тогда компьютерной сети была защита коммуникаций связи при ядерном ударе противника и обеспечение сотрудничества научно-исследовательских организаций. Позже, в начале 80-х годов, американская компания "Корвус" приступила к созданию вычислительной сети для компьютеров "Эппл" в системе школьного образования. В России создание сетевого информационного сервиса началось лишь в 1993 г. В частности, в 1995 г. начала действовать университетская сеть (RUNNet) с выходом в мировую систему образования, науки и культуры, обеспечивающая магистральную связь между регионами России и глобальной сетью Интернет.

Первые компьютерные сети строились на основе жестких магнитных дисков емкостью 5—10 мегабайт, современные локаль­ные вычислительные сети (ЛВС) создаются на базе накопителей емкостью в сотни миллионов байт (мегабайт, или Мб) и даже в миллиарды байт (гигабайт, или Гб). До появления ЛВС для обмена информацией приходилось копировать файлы на дискеты и пере­давать их другому пользователю (возник даже шутливый термин sneakernet — сеть сплетен) и работать нескольким потребителям с одним и тем же файлом было невозможно. Объединение нескольких компьютеров в вычислительную сеть дает существенную эко­номию не только из-за приобретения одного общего для всех пользователей накопителя (например, на лазерном компакт-диске CD-ROM) и высококачественного принтера, но и за счет уменьше­ния непроизводительных затрат рабочего времени сотрудников (вы­полнение резервного копирования всей информации на диске, лег­кости обмена информацией, ее защиты от потери и широкое ис­пользование сетевых программных продуктов). ЛВС позволяет осу­ществлять работу электронной почты, проводить совещания и координировать работу коллектива.

И, наконец, всемирная паутина (World Wide WebWWW), столь популярный за последние годы и сулящий еще нераскрытые удивительные возможности Интернет основаны на объединении компьютерных сетей (термин "Интернет" в переводе означает "меж­дународная компьютерная сеть" (International Network)). Компью­тер с помощью модема или специальной платы ISDN подключает­ся ко всемирной сети Интернет, что позволит осуществлять мгно­венную пересылку электронной почты (e-mail) адресату в любую точку мира, играть в карты с друзьями, сидящими у себя дома, пересылать текстовые, звуковые и графические файлы — всего не перечесть! Широко применяются в Интернете условные сокраще­ния (FAQ — "часто задаваемые вопросы", ASAP — "возможно ско­рее" и т.п.) и даже символы выражения эмоций, похожие на чело­вечка, повернувшего набок голову: :-D — мне смешно; :-) — шутка; :-( — мне грустно) и т.д. Электронная почта передает сообщения мгновенно на любые расстояния, в любую часть света и сразу же нескольким адресатам. Пересылать можно не только письменные сообщения, но и графические материалы, аудиофайлы или про­граммы. И, наконец, в октябре 1997 г. появилось сенсационное сообщение о возможности передачи информации по электрическим сетям. По мнению ученых Великобритании, при реализации этого проекта отпадет необходимость в телефонных кабелях и телевизионных антеннах, информационные сигналы будут поступать в приемные устройства непосредственно от электрической розетки.

Государственные учреждения и коммерческие предприятия России пока еще осваивают возможности Интернета весьма робко: к концу 1997 г. насчитывалось только около 50 тысяч пользовате­лей (в США выход в Интернет имеют более 20 миллионов пользо­вателей, т.е. каждый десятый житель страны!). В 1995 г. в сеть Интернет вышел первый банк России — "Российский кредит", в 1996 г. в Интернет вышел и Мост-банк, а мировой рост оборота денежных средств в Интернете ожидается весьма значительный: с 9,5 млрд. долл. в 1996 г. до 196 млрд. долл. в 2000-м.

Ошеломляют темпы развития и постоянное совершенствова­ние элементной базы компьютерных систем. Значительный рост производительности микропроцессоров достигается за счет прин­ципиально новых технологий и повышения плотности транзисто­ров на кремниевом кристалле. Один из основателей Intel Гордон Мур заявил: "Если бы автомобилестроение развивалось со скоро­стью эволюции полупроводниковой промышленности, то сегодня "Роллс-Ройс" мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина и было бы дешевле его выбросить, чем платить за пар­ковку".

Организационная техника. Для оснащения организаций государственной службы, промышленных предприятий и коммерческих фирм предлагается мощный арсенал средств управления и обработ­ки текстовой и графической информации. Помимо персональных компьютеров, работающих автономно или объединенных в компью­терную сеть, имеются копировальные устройства со встроенной микро-ЭВМ, электронные пишущие машинки и композеры, уст­ройства связи различного типа и назначения, фотонаборная техни­ка, позволяющая преобразовать информацию, хранящуюся в памя­ти ЭВМ, в фотоформы для высокой или офсетной печати, аппара­тура микрофильмирования, диктофонная техника, способная в крат­чайший срок выдать распечатку продиктованного текста или его перевод на иностранный язык, и много других устройств, разработанных в помощь администратору. Даже привычный телефон значительно расширил свои функциональные возможности: предлагается широкая номенклатура радиотелефонов сверхдальнего действия с автоматическим повторным набором заданного номера, с дистан­ционно управляемым автоответчиком (это устройство позволяет с другого телефона прослушивать сообщения, оставленные на авто­ответчике) и т.п. В Японии широкая автоматизация делопроизводства позволила в несколько раз (!) повысить эффективность контор­ской работы, многократно расширить ее объем без увеличения чис­ла служащих и принципиально улучшить качество работы. Персо­нальными компьютерами оснащены практически все фирмы, копи­ровальными машинами 83%, факсимильными аппаратами 98%, процессорами текстуальной обработки 89% [1].

Профессионально подготовленный руководитель обязан знать возможности и широко применять в своей повседневной деятель­ности весь мощный арсенал технических средств управления.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Информация и ее роль в управленческих процессах.

2. Принцип действия управляющих и аналоговых вычислитель­ных машин.

3. Основные эксплуатационные характеристики современной компьютерной техники.

4. Автоматизированные системы управления; основные под­системы АСУ.

5. Роль организационной техники в совершенствовании управленческого труда.

6. Перспективы развития Интернета.

<< Глава 4. Организация и технология маркетинга
Глава 6. Организационные структуры управления производством  >>