Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Глава 2. Характерные особенности теории и практики управления

 

2.1. Управление — наука и искусство

 

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер

 

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Спе­циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле­ние является частью больших политических, экономических, тех­нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез­ный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и не­престанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Глав­ным в теории является не подробное описание исследуемого объек­та, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управ­ленческого процесса и возникающие во время этого процесса от­ношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управле­ния и определяет способы предвидения и прогнозирования изучае­мых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскры­тие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жиз­ни, развивает материальную и духовную культуру общества. На­ука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опро­вержений своих концепций — великий процесс восхождения мыс­ли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непрелож­ными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в дру­гую. История развития теории управления с ее находками и пора­жениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощны­ми средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчлене­ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя­ет органическая, внутренне необходимая связь.

Теория управления персоналом или наука об административ­ном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таин­ственным инструментом — интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, "оза­рение", остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универ­сальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, со­вершенно иллюзорна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуи­тивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку управление является не только наукой, но и ис­кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи­тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор­чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ­ления.

Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, — порыв и полет фанта­зии, когда творческое озарение основано на солидном фундамен­те целесообразности, точном расчете и математически строгой гар­монии.

В практической деятельности управляющие находятся в по­стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос­новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха­рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про­цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене­нии науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управле­нии: "Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут по­нимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств".

Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления — искусст­во управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важней­шие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Кажется, что все есть у этого человека: глубокие професси­ональные знания, жизненный опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он так и не смог. Нужно что-то еще (это "что-то еще", это "чуть-чуть" так характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий ру­ководитель, и в первую очередь — это талант, да, именно та­лант, которым владеют мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в ремесло.

Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит реши­мости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, об­ладая талантом руководителя, он может стать настоящим органи­затором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерс­ки владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими зна­ниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно ут­верждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Жизненный опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения и воздействия авторитет­ной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и уладит семейный конфликт; судьба отдаленного киш­лака или горного селения в надёжных руках аксакалов; талантли­вый актер или опытный оратор силой своего искусства могут бук­вально покорить своих слушателей.

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа вы­полняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации, развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетичес­кие вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реаль­ные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Важная особенность искусства — спо­собность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Тео­рия и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю ис­торию, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.

Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Если в творчестве невозмо­жен плагиат, то репродукция определяет любую оригинальность, своеобразие как брак. Величайший подиум ораторского искусства может быть превращен в постыдное ложе растления слова, гнус­ного надругательства над речью, единая грамматика и словарь лежат в основе чиновничьего циркуляра и "Моцарта и Сальери". Правомерность, уместность речевого стиля зависят от жизненной ситуации и от характера документа. Можно сказать, что "атмос­ферные явления в виде осадков принесет циклон из средиземно­морской акватории, возможна гроза, ветер порывистый, временами сильный", и подобная информация Гидрометцентра привычна и уместна, но можно написать, что "тьма, пришедшая со Среди­земного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город" — при­мер репродукции и творчества. Смелый прорыв в неведомое, та­лант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реа­лизация великих открытий, развитие материальной культуры об­щества требуют не только репродуктивной деятельности, колос­сальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой актив­ности многих незаурядных личностей.

Весьма поучительно рассуждал о взаимопроникающей связи науки и искусства крупнейший немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (кстати, в Отечественную войну 1812 г. служивший в русской армии). Хочется привести длинную выдержку из знаме­нитой книги Клаузевица "О войне", где он утверждал, что цель науки — знание, цель искусства — умение. "Умение не могло бы быть изложено ни в какой книге — значит искусство не должно бы служить заглавием какой-то книги. Но раз уже образовалась привычка объединять под одним общим названием теории искусст­ва или попросту искусства все нужные для искусства знания (которые в отдельности могли бы составить законченные науки), то представляется последовательным проводить и дальше этот прин­цип расчленения и называть искусством все то, что имеет своей целью созидательное умение, например строительное искусство, а наукой то, где целью является чистое знание, например мате­матику, астрономию. Само собой понятно, что в каждой теории искусства могут заключаться отдельные научные построения. Как бы груба и наглядна ни была разница между знанием и умением в сложных результатах человеческого знания, проследить эти два начала в самом человеке и полностью разграничить их чрезвычай­но трудно. Где творчество и созидание составляет цель, там ца­рит искусство, наука же господствует там, где целью служит ис­следование и знание".

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но лю­бая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникаю­щие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произ­ведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управлен­ческих функций говорят: "Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его ос­нове организованное знание (концепции, теории, принципы, ме­тоды) и применяет его с учетом реальной обстановки для достиже­ния желаемого практического результата".

Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и вре­мени. В основе его лежат методология и принципы науки управле­ния, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода ин­теграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, фи­лософии, права, а также методы воздействия на алчность и соци­ум различных религиозных конфессий (рис. 1).

Рис. 1. "Генеалогическое древо" искусства управления

 

Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выпол­нив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших эконо­мических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается страна в последние годы. "В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют пло­хо, стыдятся богатства", — говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять страной хорошо.

Словом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчес­ки использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством уп­равления.

 

2.2. Особая сложность и актуальность теории и

практики управления

 

Что же и составляет величие человека, как не мысль?

А. С. Пушкин

 

Итак, цель науки управления — изучение и совершенствова­ние принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом диапазоне, от технологических (ручное, автоматическое, телеме­ханическое управление, АСУ) до экономических, административ­ных и социально-психологических. Метод управления можно опре­делить как способ воздействия на управляемую систему для реа­лизации поставленных задач. Методы управления зачастую допол­няют друг друга, выбор их ориентирован на экономическую целе­сообразность, своевременность и доступность каких-либо из ос­новных методов.

Решение проблем управления связано со значительными труд­ностями, так как наряду с процессами, которые поддаются коли­чественным измерениям (затраты ресурсов в количественном и сто­имостном выражении, расход энергии, металлоемкость и т.д.), есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на произ­водительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т.п. Анализ и оценка этих явлений возможны лишь после длительного экспериментирования с последующей математической обработкой полученных ре­зультатов.

Процесс управления технологическими объектами, машина­ми, станками имеет свои сложности, но физические объекты зна­чительно надежнее выполняют команды управления, их действия, алгоритм поведения вполне предсказуемы, а вот управлять людь­ми значительно сложнее. Человек, вежливо улыбаясь, может про­должать бездельничать, несмотря на самые строгие приказы и предупреждения, — таков уж человек, не всегда можно быть уверенным в логичности, целесообразности и предсказуемости его поведения.

Рост сложности систем управления определяется постоянным повышением производительности труда и скорости обработки опе­ративной информации, вводом в эксплуатацию все более сложных и совершенствованием действующих технологических объектов (энергетических и транспортных систем, каналов связи и т.п.), увеличением количества взаимодействия между элементами эко­номических и государственных систем.

Результаты социологических исследований являются необхо­димой базой для проверки теорий и гипотез управления, основан­ных на единстве анализа и синтеза процессов и факторов управле­ния. Сложность выполняемых экспериментов и их последующая математическая обработка требуют привлечения большого коли­чества квалифицированных научных специалистов, разработки специальных методик и программ.

Последние десятилетия XX в. характеризуются постоянным вовлечением в органы управления все больших и больших трудо­вых ресурсов. Рост масштабов производства, его усложнение по­стоянно увеличивают удельный вес и численность специалистов, в том числе и управленцев, в общей численности работников. Дан­ные ЦСУ СССР наглядно подтверждают эту тенденцию: если в излюбленном ЦСУ 1913 году специалистов с высшим и средним образованием в стране насчитывалось около 190 тыс. человек, то в 1982 году их численность превысила 30 млн., т.е. увеличилась бо­лее чем в 150 раз. Если в 1928 г. на одного инженерно-технического работника в промышленности приходилось около 26 рабочих, то к началу перестройки их число сократилось до пяти. Это сокраще­ние числа рабочих объясняется процессом комплексной механиза­ции и автоматизации производства, требующим все большего ко­личества высококвалифицированного персонала. К 1996 г. значи­тельно увеличилось количество небольших фирм и предприятий, требующих специалистов в области управления. Статистические данные показывают, что к 1996 г. в России функционировало око­ло 1 млн. самостоятельных предприятий, фирм и организаций, объе­диненных сложными хозяйственными и информационными связя­ми. Постепенно восстанавливаются производственно-хозяйственные связи между предприятиями стран бывшего СССР, неуклонно растут и международные связи предприятий и фирм России. Це­лесообразность создания небольших по численности персонала пред­приятий взамен промышленных гигантов подтверждается между­народной и особенно японской практикой. Например, такой штрих: если на предприятиях с числом работающих от 10 до 25 человек теряется из-за трудовых конфликтов в среднем около 15 рабочих дней в расчете на 1 тыс. занятых, то на предприятиях с 1 тыс. работающих — в среднем 2000 рабочих дней, т.е. в 133 раза боль­ше [101].

Сейчас, когда круг пользующихся техническими средствами обработки и передачи информации существенно расширился, не­обходимо при создании, закупке и эксплуатации технических и программных средств учитывать физиологические и психологичес­кие особенности и возможности людей. Весьма сложны и специ­фичны отношения как между руководителем и подчиненными, так и межличностные отношения внутри коллектива, которые долж­ны быть под непрестанным, но ненавязчивым контролем. Эффек­тивность функционирования этих сложных организационных сис­тем во многом зависит от искусства руководителя, его таланта и знания законов управления. Труд квалифицированного менеджера оплачивается весьма высоко: средний оклад президента японской компании превышает заработок опытного рабочего в 11 раз, а в американских компаниях — более чем в 30 раз. Не случайно, что проблема элитарности специалистов в области управления в после­дние годы стала обращать на себя все более пристальное внима­ние, хотя еще в 1941 г. эта проблема изучалась в работе крупного специалиста по управлению Дж. Бэрнхема "Менеджерская рево­люция". Автор одним из первых обратил внимание на то, что ли­дирующее положение в обществе переходит от собственников пред­приятий к менеджерам, которые образуют вполне определенный элитарный социальный слой. Такая социально-экономическая си­туация объясняется тем, что именно в руках менеджеров скон­центрирована фактическая власть, позволяющая им контролиро­вать практически все технологические, социальные и финансовые процессы и влиять на стратегическое будущее предприятия. Рас­тет и количество специалистов, осуществляющих функции управ­ления. По данным французского института статистики, за 1995 г. количество менеджеров во Франции выросло на 12,7%, а в Герма­нии на 6,5% [126].

 

2.3. Управление как система

 

Развитие общества и народного хозяйства невозможно без реализации определенного свода законов, правил, норм, алгорит­ма поведения общества в целом и его составляющих — производ­ственных коллективов, неформальных объединений людей вплоть до семьи как первичной основы социума. Этот процесс воздействия на социум, на его материальное производство и является предме­том изучения науки управления. Несомненно, что каждый объект управления (государство, отрасль, предприятие, коллектив, лич­ность) характеризуется существенными особенностями, отличия­ми, но научные методы управления имеют в своем арсенале об­щие принципы и методы воздействия на любой управляемый объект. Теория, практика и искусство управления применяются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимае­мые управленческие решения. Определение целей, стратегии уп­равления и осуществление принятых решений с помощью произ­водственного коллектива составляют основной комплекс функцио­нальных обязанностей руководителя.

Каждый из управляемых объектов является системой, состоя­щей из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Причем система приобретает новые свойства, которыми не обладают со­ставляющие ее элементы. Так, толпа — это не сумма отдельных личностей, это новое образование, новый организм со своими осо­бенностями, который подчиняется иным законам, чем составляю­щие ее отдельные люди. В общем случае система состоит из множе­ства взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает при­сущими ему свойствами, но в целом все они действуют целенаправ­ленно. Информационные связи между элементами системы исследу­ются логическим и математическим аппаратом кибернетики.

Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть техно­логическая установка, коллектив или отдельная личность. Управ­ление есть процесс, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в кото­ром могут участвовать и люди, состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и вза­имосвязь составляют технологию управленческого (в нашем случае) процесса. Строго говоря, технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логичес­ких операций, выполняемых руководителями и специалистами раз­личного профиля по определенному алгоритму вручную или с ис­пользованием технических средств. Технология управления — это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

Часто технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности, при неполноте исходной информации. Однако дефицит информации не является непреодолимым пре­пятствием для принятия прогнозного управленческого решения. Например, при изменении условий внешней среды предприятие, стремящееся к выживанию и достижению максимальной прибыли, будет адекватно реагировать на эти изменения и механизм адап­тации предприятия, принимаемые управленческие решения мо­гут быть многовариантными (невольно напрашивается аналогия с естественным отбором в биологической эволюции).

Управление производством, как и управление коллективом, является процессом, характеризующимся совокупностью операций и методов воздействия управляющей подсистемы на управляемую.

Управленческая операция — законченное и целесообразное действие, направленное на выполнение конкретной задачи техни­ческого, организационного или социального характера. Каждая операция выполняется в соответствии с определенными правила­ми, инструкциями и должна быть увязана с предыдущими и пос­ледующими операциями технологического цикла. Прохождение операций во времени и пространстве и составляет процесс управ­ления (рис. 2).

Рис. 2. Порядок выполнения операций:

а — последовательный; б — параллельный;

впараллельно-последовательный

 

При последовательном сочетании операций каждая последую­щая начинается после окончания предыдущей, при параллель­ном — одновременно выполняются отдельные процедуры, что ус­коряет процесс и создает условия для групповой обработки инфор­мации. Системы управления должны быть динамичными и детер­минированными, т.е. обеспечивать реакцию на изменения окружа­ющей среды и взаимосвязь элементов, подразделений органов уп­равления. Если в организационной структуре есть элемент, дей­ствия которого не влияют на поведение системы и не реализуют ни одну из целей ее функционирования, то это является верным признаком ненужности этого элемента.

Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет сис­тематизировать, анализировать управленческий процесс и разра­батывать рекомендации по его оптимизации. Принципиально про­цесс управления характеризуется двумя основными составляющи­ми: управляющей системой и объектом управления. Этими со­ставляющими могут быть руководитель и подчиненный, диспет­чер и заводские цехи, человеческий мозг и управляемые им через нервную систему органы. Основная особенность процесса управле­ния — единство и взаимосвязанность его составных частей, что обеспечивается обратной связью. В этом случае управление осуществляется по замкнутому циклу.

Рис. 3. Принципиальная схема управления

 

Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения (ОС) системы, кото­рый может внести необходимые коррективы в процесс управления.

Различают технические системы (энергосистемы, нефте-, газопроводы, информационно-вычислительная сеть, технологичес­кий процесс и т.д.), социально-экономические системы (отдельные предприятия, отрасли, транспортные системы, сфера обслу­живания и торговля и т.п.) и отдельно выделяют особо сложные системы — организационные, основным элементом которых явля­ется человек — элемент сам по себе сложный, активный и далеко не всегда предсказуемый.

Для оптимизации и особенно автоматизации управления не­обходимо разрабатывать формализованные модели, но составить модель организационной системы весьма трудно, а иногда и про­сто невозможно. Однако в организационных системах именно че­ловек принимает управляющие решения, и потребность в форма­лизации его действий особенно велика. Организационные системы находятся в состоянии постоянного развития, которое связано с появлением новых потребностей, с постоянным изменением хозяй­ственного механизма, внутренних и внешних условий, а это вле­чет за собой изменение связей между элементами системы и всей системы в целом. Можно констатировать, что основной задачей организационной системы является динамическое управление совокупностью взаимосвязанных объектов с изменяющейся струк­турой.

Для удобства изучения и совершенствования систем выполня­ется декомпозиция систем, т.е. их расчленение на группы элемен­тов, объединяемых по какому-то определенному признаку и на­зываемых подсистемами.

Если процесс управления осуществляется человеком (опера­тор, диспетчер, в общем случае — руководитель), то такая систе­ма называется неавтоматической (рис. 4). Воздействие на управ­ляемый объект в таких системах может осуществляться различны­ми способами: механическим или электрическим (гидравлический или пневматический привод, изменение величины тока, напряже­ния или частоты переменного тока, комбинация электрических им­пульсов — системы телемеханики и т. д.), по телефону или с помо­щью другого устройства связи, если управляемый объект имеет исполнителей. Все эти средства передачи сигналов управления об­разуют цепь управления объектом.


Рис. 4. Схема неавтоматического (ручного)

управления объектом

 

Для целесообразного управления объектом руководитель дол­жен иметь информацию о его состоянии с помощью приборов или через исполнителей. Эта информация поступает руководителю по каналу обратной связи, сравнивается с требуемым режимом рабо­ты, и в случае необходимости на управляемый объект посылаются сигналы регулирования. Следует подчеркнуть, что объектом уп­равления может быть не только техническое устройство, техноло­гическая линия, но и такие сверхсложные управляемые системы, как коллектив, семья, личность. В этом случае управление систе­мой часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства, так как ее реакции на команды управления зачастую неадекватны, иногда даже непредсказуемы и парадок­сальны.

В автоматических системах управления технологический процесс осуществляется без непосредственного участия человека (рис. 5). В этих случаях роль человека передается регулятору, ко­торый на основании полученной информации принимает соответ­ствующее решение (эта антропоморфная, "человекоподобная" тер­минология прочно укрепилась в науке и технике, хотя, естествен­но, регулятор не "думает" и не "принимает решений").

Рис. 5. Схема автоматического управления объектом

 

Функции одного из самых совершенных регуляторов обычно выполняет компьютер с его колоссальным быстродействием и прак­тически неограниченной памятью. И очень существенно, что реше­ния компьютера абсолютно объективны, он не знает состояния похмелья, ему нельзя предложить взятку, он не реагирует ни на голубые, ни на карие глаза и не подвержен стрессам.

Комплексная автоматизация является основным направле­нием научных и практических исследований, имеющих целью повышение производительности труда, принципиальное увели­чение надежности работы систем и создание новой информаци­онной технологии. Области применения автоматизированных сис­тем постоянно расширяются, они поглощают все новые и новые сферы привычной деятельности человека. Им поручается управ­ление особо сложными технологическими процессами, доверяют­ся системы контроля и управления системами жизнеобеспечения, автоматические системы незаменимы для управления быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека технологическими процессами. Ведь кто-то сейчас, в эту минуту, уп­равляет технологическим процессом производства взрывчатых ве­ществ — пороха, динамита, тринитротолуола, нитроглицерина, кто-то занят производством высокотоксичных, ядовитых меди­цинских препаратов — во всех этих производственных процессах участие человека крайне нежелательно. Весь комплекс космичес­ких исследований, наведение ракеты на стратегическую цель, управление сложными энергетическими системами, где процес­сы протекают практически мгновенно, системы защит, блокиро­вок, ввода резерва — ведение всех этих технологических процес­сов, как и многих других, совершенно невозможно без автомати­ческих систем управления. И магистральный путь современной науки и техники — передать из ненадежных рук человека управ­ление возможно большим количеством объектов системам комп­лексной автоматики, чтобы не повторились аварии и катастрофы типа чернобыльской. Из всего спектра автоматических систем (ин­формационных, обработки информации, советующих) наиболее перспективными являются автоматизированные системы приня­тия решений, в которых вариант решения, рассчитанный компь­ютером и сверенный с системой целей, принимается к исполне­нию автоматически через соответствующие исполнительные ме­ханизмы.

Любопытно сравнить автоматическую систему управления с системой управления и регулирования, действующей в живом орга­низме (нам нужны будут эти аналогии). Великий русский физиолог И. П. Павлов писал: "Животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному урав­новешиванию этой системы с внешней средой, т.е. благодаря опре­деленным реакциям живой системы на попадающие на нее извне раздражения, что у более высших животных осуществляется пре­имущественно при помощи нервной системы в виде рефлексов". Центральная нервная система (спинной и головной мозг), выполня­ющая функции регулятора, связана через двигательные нервы с органами, являющимися управляемыми объектами (рис. 6).

 

Рис. 6. Схема управления органами живого организма

 

Рассматривая приведенные схемы управления, можно сде­лать вывод об их существенном структурном сходстве и о совпаде­нии функций аналогичных элементов различных систем управле­ния. Во всех рассмотренных системах, где роль управляющего объекта выполняет человек, регулятор или мозг, имеется замкну­тый контур управления, по которому циркулирует информа­ция, — канал связи. По каналам связи информация может быть передана различными способами: механическим, пневматическим, электрическим или с помощью нервных коммуникаций в живых организмах. Это удивительное подобие процессов управления и регулирования в машинах, живых организмах и даже в обществе (причем не только в человеческом, но также среди животных, насекомых) уже давно было отмечено учеными различных отрас­лей знания, изучалось ими, и можно было предвидеть выход на новые рубежи знания.

 

2.4. Кибернетика

 

Такой прорыв произошёл в 1948 г., когда профессор матема­тики Массачусетского технологического института Норберт Винер опубликовал свою знаменитую книгу "Кибернетика, или Управле­ние и связь в животном и машине", провозгласив рождение новой науки.

Кибернетика объединила важнейшие достижения в теории автоматического регулирования, теории информации и во многих разделах других научных дисциплин, формально весьма далеких от кибернетики, на основе фундаментального математического аппарата теории вероятностей, теории функций и математической логики. Основой этого интеграционного процесса является важней­шее и объединяющее свойство систем управления — процесс при­ема, передачи, хранения и переработки информации.

Кибернетика определила фундаментальные основы управле­ния и позволила установить общие свойства в различных сре­дах — в природе, обществе, технике. Знание общих свойств окру­жающего мира дает возможность формализовать многие процессы в этих средах, применив мощный математический аппарат и сред­ства компьютерной техники.

В состав кибернетики как единого целого включены следую­щие частные области знания: общая теория управления, включая и теорию автоматизированного управления, теория информации (причем рассматривается не только теоретическая сущность ин­формации, но и комплекс проблем по ее обработке и использова­нию), теория исследования операций, т.е. методология принятия управленческого решения, теория алгоритмов и программ как базы логико-математического моделирования и, наконец, теория совер­шенствования и разработки новых технических средств управле­ния.

Необходимость объединения ученых различных отраслей зна­ния часто подчеркивалась Винером, который был противником узкой специализации, дробления науки на бесчисленные изолиро­ванные направления. Противоестественно, считал он, если узкий специалист, столкнувшийся с проблемой не его специализации, будет рассматривать ее "как нечто, относящееся к коллеге, кото­рый работает через три комнаты дальше по коридору". Существу­ет много мудрых определений кибернетики как науки. Позволительно дать еще одно: кибернетика изучает вопросы управления, связи, контроля и регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. Если в любой сложной разбивающейся системе, будь это технологическая ли­ния, животное, человек или общество, происходят процессы при­ема, обработки, хранения и выдачи информации, то эта система попадает под действие законов кибернетики.

Принципы, философские и социальные аспекты кибернети­ки, и особенно ее технические средства, революционно обогатили современную теорию управления, создали необходимые предпо­сылки для создания мощных человеко-машинных систем, способ­ных обрабатывать информацию с совершенно невиданной скорос­тью в колоссальных объемах и освободивших человека от рутинно­го ручного труда. Без использования методов кибернетики были бы принципиально невозможны многие последние достижения че­ловеческой мысли: освоение космоса, управление особо сложны­ми, быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека технологическими процессами. Появились и новые направления науки, такие, как бионика, изучающая особенности строе­ния и жизнедеятельности живых организмов с целью создания новых приборов, механизмов и систем; биологическая кибернетика, создавшая систему автоматизированного искусственного кровооб­ращения ("искусственное сердце"), и автоматизированные систе­мы управления, которые обеспечили подъем методов управления во всех сферах народного хозяйства на принципиально новый уро­вень.

Кибернетика как самостоятельная научная дисциплина имеет следующие особенности:

— философские аспекты кибернетики расширили наше пред­ставление о мире, введя кроме материи и энергии новую катего­рию — информацию;

— кибернетика рассматривает управляемые системы в дина­мике, в развитии и во взаимодействии с другими внешними систе­мами;

— кибернетика широко использует методы моделирования, т.е. исследует эмпирические или физические модели реально су­ществующих технологических процессов с помощью математичес­кого аппарата. Другой универсальный метод кибернетики — метод исследования операций — позволяет выполнять количественный анализ любой целенаправленной деятельности человека в сфере управления.

Длительное время методы алгоритмизации и программирова­ния применялись в основном для исследования стационарных или непрерывных реальных процессов. Относительная простота моделируемых объектов, большие объемы и полнота информации со­здавали необходимые предпосылки для эффективности алгорит­мизации и компьютерной обработки. Однако жизнь выдвигала но­вые задачи, для которых характерны сложность исследуемого процесса и ограниченный объем исходной информации. Такого типа задачи человек успешно решает ежедневно, не прибегая к помо­щи вычислительной техники.

Долгие кропотливые исследования и размышления о способ­ности человека решать сложные задачи в условиях недостаточно­сти исходной информации привели к созданию качественно новых методов программирования, получивших название эвристических. Кибернетика весьма успешно разрабатывает эвристические мето­ды, и круг практического применения эвристического программи­рования постоянно расширяется. Особенно перспективны эти ме­тоды при решении задач распознавания образов, теории поиска и творческой деятельности человека. Большие успехи теоретических исследований по многим направлениям кибернетической мысли и ошеломляющие темпы совершенствования вычислительной техни­ки, позволившие создать компьютеры, обрабатывающие инфор­мацию со скоростью порядка триллиона операций в секунду и об­ладающих практически безграничной памятью, позволили челове­честву приблизиться к созданию искусственного интеллекта. Оптимисты надеются проникнуть в святая святых Жизни — в тайны биологического программирования, расшифровать генетические коды, разгадать тайны наследственности.

 

2.5. Государственное и региональное управление

 

Если бы вся Вселенная обратилась в одно государство, то как не установить повсюду одинаковых законов?

Козьма Прутков

 

Философы и социологи от Платона и до современных полито­логов считают государство социальной структурой, обеспечиваю­щей силой государственной власти господство меньшинства над обществом и с помощью определенной системы методов воздей­ствия на социум способствующей достижению поставленных целей. Это жесткое и нелицеприятное определение сущности государ­ственной власти как системы принуждения, насилия сохранится, очевидно, на далекую перспективу социального развития челове­чества. Для сохранения государственной власти в руках монарха, Вождя или элитарной группировки людям веками внушалось, что верховная власть дается или от Бога, или лишь лучшим, достой­нейшим с особыми, только им присущими интеллектуальными и этическими качествами. И удивительно, что несмотря на убеди­тельные, бесспорные уроки истории, большинство людей веками верили и продолжают верить этому наглому, примитивному по сути своей обману.

Государство — социальная формация, объединяющая людей не только по национальному или религиозному признаку, а и на основе территориальной общности. Государственное управление — система политических, правовых и экономических методов управ­ления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Государство призвано обеспечивать целостность своей структуры, устанавли­вать и поддерживать дипломатические, политические и экономи­ческие связи с другими странами и государственными союзами, способствовать защите прав и свобод своего народа.

С точки зрения теории управления государство является слож­ной открытой системой, обладающей свойствами целенаправлен­ной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего разви­тия. Управляющее воздействие высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой системой; контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.

Для государственной системы управления современной Рос­сии характерна разбалансированность прямых и обратных связей. Обилие глубоких и мудрых законов, указов, распоряжений и их игнорирование исполнительными органами свидетельствуют о рас­тущей авторитарной бюрократизации высших управленческих уров­ней и о распаде управления всей системы в целом. Неуязвимость региональной системы управления, стремящейся к максимальной автономии и достижению только своих местнических целей, осно­вана на противоречивости, а иногда и заведомо ложной информа­ции, поступающей по каналам обратной связи.

За последние годы стало очевидным, что основы теории и практики управления могут быть применимы также на государ­ственном, региональном и муниципальном уровнях. В общем слу­чае принципы и методы управления государственной службой мо­гут быть распространены на коллективы учреждений любого уров­ня и любой организационной структуры (замена термина "управ­ление" его синонимом "администрирование" вполне закономерно). Существует, однако, и противоположная точка зрения: "И хотя ныне считается, что государственные и публичные организации должны использовать принципы и методы менеджмента, многие специалисты руководство такими организациями к менеджменту не относят" [29].

Потребность в научных обоснованиях, рекомендациях, в обоб­щении опыта государственного, в том числе регионального и му­ниципального, управления весьма велика. Если многочисленные исследования показывают, что политический, экономический и хозяйственный кризис в нашей стране объясняется дилетантскими методами управления и расстройством самой системы государствен­ного управления, то трудно понять, а тем более оправдать при­чины явного отставания теории и практики именно в этой области. Академическая школа государственного управления неоправдан­но отстает от потребности практики, деятельность систем управ­ления всех уровней формируется эмпирически, методом проб и многочисленных ошибок.

Необходимо напомнить, что поиски оптимальной для данных условий системы государственного управления проводятся уже много веков, а последние 150—200 лет внесли много нового в опыт муниципального управления. Достаточно вспомнить уникальный опыт самоуправления средневековых германских "вольных" горо­дов-государств, швейцарских кантонов, своеобразную культуру английских муниципальных организаций, земское движение Рос­сии прошлого века.

После образования в XVI в. Русского централизованного го­сударства и особенно после замены в январе 1547 г. титула Вели­кого князя титулом Царя началось создание государственного ап­парата, необходимого для управления государством в целом и со­ставляющими его регионами. Верховную власть олицетворяли царь-самодержец и высший орган государственного управления того времени — Боярская дума: "Царь указал и бояре приговорили".

Особенностью российской системы управления государством является создание своеобразного совещательного, а иногда и зако­нодательного органа — Земского Собора, т.е. совещания предста­вителей "всех земель" (первый Земский Собор состоялся в февра­ле 1549 г., второй — в 1566 г.). На Соборах обсуждались важней­шие политические, экономические и военные вопросы, но тогда еще не существовало понятия депутатской неприкосновенности и спорить с царем было небезопасно — в 1566 г., когда часть дворян обратилась к Ивану Грозному с просьбой отменить опричнину, то 200 человек были немедленно казнены.

При Петре I был создан высший орган государственного уп­равления — Сенат и система функциональных коллегий, среди которых важнейшими были Иностранная, Военная и Святейший Синод (после смерти в 1700 г. патриарха Андриана нового патри­арха не избирали). Основным звеном административно-террито­риального управления стала губерния во главе с назначаемым царем губернатором, а при Екатерине II крупные регионы возглавлялись наместниками с весьма широкими полномочиями. Уез­дное дворянское собрание избирало своего предводителя, земс­кого исправника, судью и заседателей уездного суда; городское собрание избирало городского голову, бурмистров, членов маги­страта, судей и свой распорядительный орган — городскую думу. И сельской местности волостной сход избирал голову и двух засе­дателей, сельский сход — своего старшину, старост, сотских и десятских.

В XIX в. усилиями М. М. Сперанского создаются Государствен­ный Совет и Комитет министров, а при Сенате учреждаются де­партаменты. В начале XX в. высшими органами власти становятся Государственная дума, Государственный совет, Совет министров, Совет государственной обороны и Сенат. В системе регионального управления существенных, принципиальных изменений не про­изошло.

Самый глубокий в истории капитализма экономический кризис 1929—1933 годов показал необходимость государственного ре­гулирования, направленного на сглаживание циклических сдвигов в развитии производительных сил. Тогда же окончательно сфор­мировалась государственная система социальной поддержки: вы­плата пособий по безработице, пенсий по старости и нетрудоспо­собности, субсидий на бесплатное или льготное медицинское об­служивание и т.п. Каждая страна имеет свои особенности в масш­табах и формах государственного управления и регулирования экономикой, проявляет разумную гибкость и использует для этого самые различные органы государственной власти — от законода­тельных до исполнительных. Под постоянным государственным контролем находятся вопросы правовой защиты предпринимате­лей, обеспечения товарно-денежного и бюджетного равновесия, административного надзора и нормативного регулирования произ­водства, внешней политики страны, повышения конкурентоспо­собности отечественных товаров, развития экспорта и т.п.

Для нашей страны особое значение приобрели проблемы антимонопольной государственной практики, так как предприятие-монополист оказывает негативное влияние на государственный рынок высокими ценами на свои товары, низким их качеством и малым ассортиментом. Государство осуществляет контроль за ценами на социально значимый ассортимент продуктов питания, важ­нейшие медикаменты, на квартирную плату и коммунальные ус­луги. В условиях этого затянувшегося перехода к рыночной эконо­мике и финансового кризиса роль государственного регулирова­ния особенно значительна. Государство как экономический субъект и распорядитель бюджетных средств осуществляет прямое финан­совое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимули­руя реализацию целевых комплексных программ экономического развития и определяя в целом социальную политику страны. И, естественно, только государство обеспечивает национальную обо­рону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальных наук, единой системы энергоснабжения и топливной базы, контро­лирует выполнение программ по защите природы и проведение экспертизы инвестиционных проектов на их экологическую без­опасность. Экономическая политика правительства должна быть на­правлена на защиту депрессирующих отраслей путем введения высоких импортных тарифов и налоговых льгот для либерализации производства. При распространенном сейчас тотальном охаи­вании методов плановой экономики зачастую забывают, что раз­витие производительных сил страны немыслимо без системы цен­трализованного планирования (иногда и директивного) для дости­жения тех структурных пропорций, которые не могут быть обес­печены рынком.

В 90-е годы регионы России, поощряемые призывом Б. Н. Ель­цина брать в свои руки столько полномочий, сколько они смогут, сконцентрировали в своих руках значительную часть управленчес­ких и хозяйственных функций. Однако разрушение планово-адми­нистративной системы управления регионами и замедленный пе­реход к рыночным отношениям создают неопределенность, право­вой нигилизм и субъективизм в определении функций и властных полномочий регионов, реализации принципов экономической сво­боды и хозяйственной самостоятельности. Очевидно, что региональ­ное законодательство должно опираться и соответствовать зако­нодательству федеральному.

Основными задачами регионального управления являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного регио­на, анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего раз­вития, выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды. К сожалению, ни один регион страны не обеспечил выполнение ни одного из названных мероприятий.

Дополнительно к основным принципам управления, о кото­рых будет говориться в гл. 8, взаимодействие функций региональ­ного управления должно осуществляться на основе принципа вы­деленной компетенции. Хотя, как отметил А. П. Алисов, "этот принцип, в корне отличающийся от традиционного принципа "разграничения функций", не получил освещения ни в отечествен­ной, ни в зарубежной литературе" [54], "дальнейший отказ от ис­пользования указанного принципа в российской практике регио­нальных реформ — это мощный фактор их сдерживания". Основа принципа в том, что каждый субъект управления наделяется оп­ределенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой от­расли хозяйства. Применение принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило саму практику адми­нистрирования, что хорошо отражено в таблице [54].

Таблица 1

Трансформация методов управления в

государственной службе

 

Традиционные методы

Новые методы

Авторитарное управление

Коллегиальное управление

Монополия по предоставлению услуг

Конкуренция по предоставлению услуг

Человек – помеха в деятельности

Человек – клиент, потребитель услуг

Механизм бюрократии

Механизм рынка

Правила и процедуры

Цели и миссии

Борьба с проблемами

Предотвращение проблем

Измерение затрат

Измерение результатов

Бюрократический контроль

Общественный контроль

 

Можно обоснованно утверждать, что труд управляющего, руководителя — самая сложная область человеческой деятельнос­ти и одновременно самая ответственная. Специалист в области уп­равления обязан владеть теорией, практикой и искусством управ­ления, знать социальные, правовые, философские, "психологичес­кие, экономические аспекты управления, владеть техникой уп­равления и связи, от современного телефона, Интернета, элект­ронной почты и до компьютера, а также знать объект управле­ния, применяемую технологию и организацию производства. Низ­кое качество работ или серьезная ошибка в управлении может нанести непоправимый ущерб предприятию и даже привести к его банкротству.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему управление является не только наукой, но и ис­кусством?

2. Роль кибернетики в теории и практике управления.

3. В чем состоит особая сложность и актуальность теории и практики управления?

4. Особенности управления как системы.

5. Государство и регион как объект управления.

<< Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
Глава 3. Функции управления производством  >>