7.4. Обобщенное и краткосрочное планирование закупок - Основы логистики. Общие вопросы логистического управления / Алесинская Т.В. - Библиотека Воеводина
Библиотека Воеводина ... Главная страница    
"Основы логистики. Общие вопросы логистического управления"/ Алесинская Т.В._ Содержание



 



Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / Стратегия и планирование закупок в производственной логистике

7.4. Обобщенное и краткосрочное планирование закупок

В зарубежной и отечественной практике составления планов иногда используются разные термины для обозначения уровня планирования закупок и планов с различной степенью детализации принимаемых решений. Например, в зарубежной литературе используют следующие термины для планирования закупок: обобщенный график, основной график, операционные решения, краткосрочный график. На российских производственных предприятиях используются следующие термины для планирования закупок: комплексный годовой план, производственная программа, оперативное планирование закупок, оперативно-производственный план и др. Читателю предлагается самостоятельно провести сопоставление терминов, используемых в данном пособии и в планировании закупок, с подобными терминами, используемыми на российских предприятиях различных сфер деятельности работающих с планированием закупок.

Обобщенное планирование закупок относится к категории тактических решений, в ходе которых прогнозный спрос и наличная мощность преобразуются в графики по видам деятельности. На этом уровне планирования закупок разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах ведется анализ по группам видов деятельности, по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование закупок не касается. Так, например, в обобщенном плане может быть указано количество груза, которое будет перемещаться через логистический центр, но разбивка общего груза по типам упаковок или содержимому не будет производиться, так это не входит в планирование закупок. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю.

Пусть, например, транспортная компания прогнозирует спрос в 800 т материалов, которые она доставит в следующем году. В обобщенных графиках может быть указано, что, например, планируется доставка по 100 т в каждый из первых восьми месяцев. Тогда в основном графике будет приведены детали, например, две поставки по 9 т в первую неделю, три поставки по 7 т во вторую неделю, три поставки по 11 т в третью неделю и две поставки по 14 т в четвертую неделю.

Планирование закупок не заканчивается на этапе составления основного графика, т.к. необходимо разработать подробные расписания для всех видов работ, оборудования, сотрудников, материалов, сооружений и других ресурсов, требуемых для выполнения задач, установленных в основном графике после планирования закупок. Для этого используется составление краткосрочных графиков. Краткосрочные графики планирования закупок определяют последовательность выполнения видов деятельности, ресурсы и время, когда они должны быть выполнены. Для приведенного выше примера с транспортной компанией в дневном графике должны быть перечислены клиенты, которым отправят в этот день груз, наименование груза, его параметры, машины, водители, запасные части, бензин и т.д.

Поскольку основной график задает сроки окончания работ, краткосрочные графики должны учитывать эти даты. Существуют два способа решения такой задачи:
·    Обратное составление графика: составители знают, когда каждая работа должна быть завершена. Они идут от этой даты назад, выстраивая все виды деятельности, чтобы определить, когда каждая работа должна начаться, чтобы в итоге задача была решена к требуемому сроку.
·    Прямое составление графика: составители знают, когда каждая работа может начаться. Они анализируют все виды работ и определяют, к какому сроку задача будет выполнена.

Другим способом краткосрочного планирования закупок является использование правил очередности выполнения работ, например, первым пришел – первым обслужился, в первую очередь выполняются срочные работы, в первую очередь выполняются самые короткие работы и др.

Рис. 7.5. Уровни решений в логистике

В общем случае анализ логистической стратегии приводит к постановке и решению на нижних уровнях управления следующих возможных вопросов:
·    Следует ли нам изменить складские и транспортные операции?
·    Изменится ли наш подход к планированию закупок и составлению графиков работы?
·    Имеются ли у нас необходимые ресурсы, если нет – можем ли мы их получить?
·    Имеется ли у нас подготовленный персонал, и сможем ли мы в случае необходимости подготовить его?
·    Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей?
·    Какое влияние она окажет на персонал, сооружения, организацию деятельности, технологию и т. д.?

При переходе к реализации стратегии, а не только планирования закупок, необходимо рассматривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения по планированию закупок.

1.   Структура ЛЦ. С точки зрения организации, в соответствии с целями планирования закупок, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (количеством уровней), шириной (количеством параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, качеством услуг и затратами.

2.   Размещение элементов инфраструктуры. После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистические центры и т.д. Вопрос размещения следует рассматривать очень тщательно, т. к. это решение оказывает значительное и долгосрочное влияние на многие показатели будущей работы. Кроме того, после того как сооружение начало действовать, его, как правило, трудно и очень дорого закрыть или переместить в другое место.

3.   Стратегические взаимоотношения. Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деятельности называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.

4.   Организация вспомогательных процессов для планирования закупок, т. е. таких видов деятельности, которые способствуют эффективной работе ЛЦ и самому планированию закупок. К ним относятся организация технического обслуживания оборудования, информационные технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета, различные системы управления МП, например, «точно в срок» и т.п. инструменты планирования закупок. Идея усовершенствования вспомогательных процессов планирования закупок становится крайне важной в тех случаях, когда конкурирующие организации по объективным причинам имеют одинаково эффективные структуры цепей поставок. В этом случае конкурентные преимущества могут заключаться в лучшей организации вспомогательных процессов и в более точном планировании закупок.


Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги
<< Назад << Содержание >> Вперед >>