Библиотека Воеводина _ "Основы паблик рилейшнз" / В.Г. Королько ... Глава X ... Паблик рилейшнз, PR, public relations, общественность, митинг, собрание, пресса, пресс-релиз, сообщение, имидж, выборы, Верховная Рада, политика, партия, блок, фракция, имиджелогия, электорат, избиратель, пиар, институт, государство, держава, страна, глобализация, косалтинг, исследование, социология, экзит-пул, убеждение, стратегия, тактика, коммуникации, организация, кризис, лобби, лоббизм, депутат, президент, сенат, совет, закон, законодательство, законопроект, избирательная кампания, кандидат, явка, СМИ, макет, брошюра, письмо, щит, директ мейл, direct mail, листовки, пресса, журнал, газета, бюллетень, справочник, книга, проспект, каталог, буклет, плакат, открытка, календарь, оратор, риторика, красноречие, интервью, кинезис, кодекс Библиотека Воеводина: Паблик рилешнз, PR, public relations, общественность, митинг, собрание, пресса, пресс-релиз, сообщение, имидж, выборы, Верховная Рада, политика, партия, блок, фракция, имиджелогия, электорат, избиратель, пиар, институт, государство, держава, страна, глобализация, косалтинг, исследование, социология, экзит-пул, убеждение, стратегия, тактика, коммуникации, организация, кризис, лобби, лоббизм, депутат, президент, сенат, совет, закон, законодательство, законопроект, избирательная кампания, кандидат, явка, СМИ, макет, брошюра, письмо, щит, директ мейл, direct mail, листовки, пресса, журнал, газета, бюллетень, справочник, книга, проспект, каталог, буклет, плакат, открытка, календарь, оратор, риторика, красноречие, интервью, кинезис, кодекс

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Основы паблик рилейшнз" / В.Г. Королько


 

Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.

Глава X. ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ЛОББИРОВАНИЕ

МЕТОДЫ ЛОББИРОВАНИЯ
Нетрудно заметить, что лоббирование - это своеобразное искусство влиять на других. Но как политическое явление оно намного шире и содержательнее. Лоббирование играет чрезвычайно важную роль в процессе законотворчества, помогая депутатам получать информацию о таких специфических сферах жизни, о которых они не всегда хорошо осведомлены; глубже понять, какие последствия может иметь предложенный законопроект в случае его одобрения; узнать о том, как избиратели воспримут законодательный акт.
Роль лоббиста, стиль его деятельности, подход к делу зависят, как правило, от того, какую организацию он представляет и какая проблема стоит на повестке дня в законодательном органе. Здравый смысл подсказывает, что лоббисту следует придерживаться общепринятых правил общения с людьми. То есть он должен быть вежливым, рассудительным, терпеливым, внимательным, признательным и реалистически мыслящим. Правда, временами ему приходится бывать и жестким, твердым, настойчивым и идейно нацеленным.
В зависимости от того, в пользу какой группы людей (избирателей, общественной или политической организации, коммерческого учреждения или коалиции) действует лоббист, ему и необходимо выстраивать технику своей деятельности. Эта техника может приобретать особенную окраску в зависимости от области законодательства, крута депутатов, с которым лоббисту придется общаться, от того, насколько хорошо он знает их лично.
Для успешного выполнения своей роли лоббисту нужно четко определить приоритеты, разработать стратегию деятельности. Но наиболее существенное значение имеет то, насколько хорошо лоббист знает:
* обсуждаемые вопросы;
* законодателей;
* как с ними разговаривать;
* законодательный процесс;
* бюджетный процесс.
ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Вполне понятно, что если человек начинает заниматься лоббистской деятельностью в пользу организации или группы людей, преследующих особые интересы в какой-либо сфере жизни, он должен прежде всего быть экспертом по этому кругу вопросов. В противном случае ему придется как следует изучить соответствующее законодательство, нормативные акты, инструкции и вопросы финансирования и разобраться в их сути. Полагаясь на соответствующие знания, лоббист должен подумать над тем, действительно ли для достижения поставленной цели следует изменять законодательство или может быть для этого достаточно внести некоторые коррективы в подзаконные акты, инструктивные материалы и существующую практику управления. При этом очень важно проконсультироваться со специалистами, хорошо разбирающимися в вопросах законодательства в соответствующей сфере. Кроме того, нужно выяснить, кто из депутатов является экспертом по данному законодательству. Однако тут особенно важно хорошо знать, кто из депутатов может составить оппозицию по интересующему лоббиста вопросу, который он стремится решить, в чем их слабые и сильные позиции. Выясняя все эти обстоятельства, лоббист должен следить за работой постоянного комитета или специальной комиссии, где готовится и рассматривается данный вопрос.
Помимо информации такого содержания, лоббисту всегда нужно принимать во внимание и то, что ни один депутат не в состоянии глубоко разобраться во всех деталях каждого законодательного акта, готовящегося к обсуждению или обсуждаемого в парламенте. По своему образованию, предыдущей деятельности каждый депутат является специалистом по узкому кругу вопросов, с которыми ему приходилось профессионально сталкиваться. Именно поэтому он добровольно решает стать членом того или другого постоянного комитета Верховной Рады. Но как члену парламента ему приходится голосовать по каждому законопроекту, поддерживать одни и не поддерживать другие решения. Понятно, что от того, как он проголосует, будет зависеть его репутация, будущая профессиональная и политическая карьера
Вот почему очень весомой становится своевременная и надежная информация.
Депутат, как правило, не может обойтись без информации трех следующих видов:
* деталей предложенного законопроекта;
* знания того, как в случае одобрения законопроект повлияет на изменение действующего законодательства и существующее статус-кво в соответствующей сфере жизни;
* знания того, как эти изменения повлияют на население его избирательного округа.
Не владея такой информацией, депутат во время голосования может не только навредить своей репутации, но и случайно оказаться в политически взрывоопасной ситуации.
Однако от кого депутат может получить информацию, необходимую ему для принятия взвешенного решения? Разумеется, от специалистов или заинтересованных людей, которые заблаговременно и целенаправленно ее готовят. И чем обоснованнее во всех упомянутых аспектах будет информация, тем больший вес в глазах депутата будет иметь человек, владеющий ею. Ведь депутату приходится иметь дело одновременно с десятками разных проблем и быстро принимать правильное решение. Он всегда ищет людей, способных помочь ему понять суть проблемы до того, как он проголосует. Таким человеком и должен стать лоббист.
Чтобы заслужить репутацию надежного источника информации, лоббист должен:
* устанавливать и постоянно поддерживать связи со специалистами, профессионально занимающимися определенной проблемой;
* собирать информацию о тех, кто поддерживает то или иное решение обсуждаемой проблемы или выступает против;
* изучать все обстоятельства, связанные с данной проблемой в определенном регионе (избирательном округе);
* собирать в отдельное досье публикации, затрагивающие обсуждаемую проблему;
* отслеживать позиции, занимаемые по данной проблеме разными законодателями;
* создавать коалиции людей, организаций, работающих над данной проблемой.
Выполняя такого рода предварительную работу, лоббист может встретиться с тем, кто глубоко разбирается в обсуждаемом вопросе и способен предложить пути его решения. Круг этих людей должен быть как можно более широким, что в конце концов позволит выяснить возможные альтернативы подхода к проблеме, отсечь различные слухи и безосновательные, эмоционально окрашенные точки зрения отдельных индивидов.
Кроме того, это поможет выяснить мнения отдельных групп чиновников и законодателей по поводу некоторых аспектов проблемы, уточнить их тождественность и расхождения, наметить пути к созданию возможной коалиции.
С другой стороны, знакомство с точкой зрения оппонентов относительно проблемы позволит укрепить позицию сторонников ее разрешения, заранее подготовить необходимые контраргументы. При этом никогда не стоит воспринимать аргументы оппозиции как совершенно безосновательные. Собирая информацию, в том числе и путем личных контактов с представителями оппозиции, лоббист всегда должен помнить, что он работает от имени конкретной организации, репутацию которой нужно держать на высоте. Уважение к оппоненту, понимание логики его суждений, с одной стороны, и умение лоббиста отстаивать свои и своей организации убеждения, с другой, никогда никому не повредят.
ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С ДЕПУТАТАМИ
Лицо, выполняющее функции лоббиста на пользу какой-либо организации, расположенной на территории того или иного избирательного округа, само тоже является избирателем. Как избирателю ему прежде всего нужно установить личный контакт с народным депутатом, представляющим именно этот округ, поскольку в число обязанностей депутата входим защита интересов своих избирателей. Через "своего" депутата можно быстрее повлиять на законотворческий процесс. Вместе с тем лоббист не должен ограничивать знакомством только с этим депутатом. Чем шире круг парламентариев, с которыми общается лоббист, тем больше шансов на успех Особенно важно иметь как можно более обстоятельную информацию о депутатах: их образовании, предшествующей деятельности, интересах, основных сторонниках, союзниках и оппонентах, а также о проблемах, волнующих население их избирательных округов. В числе законодателей, на которых стоит обратить особое внимание, должны быть председатели и члены тех постоянных комитетов, где рассматриваются вопросы, интересующие лоббиста.
Следует заранее продумать и спланировать ряд мероприятий, которые дали бы возможность лоббисту поближе познакомиться с депутатами и склонить их и к себе лично, к своей организации и ее руководству. Это могут быть приглашения депутатов посетить организацию и принять участие в каком-либо торжественном событии, устройство презентаций и других социальных начинаний, способных вызвать общий интерес. Такую подготовительную работу лучше проводить в межсессионный период, когда народные депутаты работают в избирательных округах и меньше загружены. Иначе говоря, это именно то время, когда нужно делать все, что может привлечь внимание законодателей к организации, к вопросам, волнующим избирателей.
В период пленарных заседаний Верховной Рады и рабочих заседаний постоянных комитетов возможность общаться с депутатами значительно ограничивается. В это время лоббист должен быть готов к коротким встречам с законодателями и ему нужно уметь говорить с ними исключительно по сути дела.
ОБЩЕНИЕ С ДЕПУТАТАМИ
Даже несмотря на то, что лоббист уже лично знаком с депутатом, о встрече необходимо договариваться заранее. Для этого можно позвонить в его рабочий кабинет или домой (если депутат сам дал номер домашнего телефона и предложил воспользоваться им при необходимости). Договориться о деловой встрече можно и по-другому, а именно, если лоббист знает распорядок работы депутата в парламенте и может встретить его где-то во время перерыва, этим следует воспользоваться. Однако никогда не стоит слишком надоедать депутату. После предварительной договоренности лоббист должен еще раз убедиться, не произошло ли каких-либо непредвиденных перемен.
Как лучше подготовиться к встрече. Чтобы короткая деловая встреча с депутатом была более организованной и плодотворной, лоббист должен:
* Составить краткое письмо по поводу основных вопросов, которые он должен обсудить. Предусмотреть вручение этого письма депутату во время встречи.
* Подумать над тем, чтобы подобрать и передать депутату информационные письма, бюллетени и другие печатные материалы по обсуждаемым вопросам.
* Уточнить и обновить список депутатов, государственных служащих, руководителей учреждений и ведомств, так или иначе причастных к рассматриваемым вопросам.
* Последовательно записать главные пункты обсуждаемого вопроса, чтобы по ходу беседы их можно было отмечать.
* Не забыть за несколько часов до встречи окончательно убедиться, что она состоится.
* Если есть намерение обсудить какой-то отдельный вопрос, лоббист должен хорошо к этому подготовиться.
Во время встречи нужно быть собранным и говорить сжато. Разговор должен протекать в дружественной атмосфере. Заявления следует делать твердо, но при этом внимательно относиться к точке зрения собеседника. Встречи - это обмен мнениями, а не лекция. Чтобы встреча прошла успешно, лоббисту нужно:
* Перед началом разговора, чтобы еще раз напомнить о себе, вручить депутату визитную карточку или лист бумаги с собственными персональными данными (фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона).
* Сразу же приступать к сути дела.
* Не задерживаться на каком-то одном предмете разговора.
* Не раздражаться и не пытаться угрожать. В будущем еще не раз придется встречаться с депутатом по другим вопросам.
* Следить за планом разговора и хорошо понимать, о чем идет речь.
* Отвечать на любые вопросы, которые может поставить депутат.
* Не пытаться комментировать точку зрения оппонента до тех пор, пока не будет уверенности, что это на пользу делу.
* Держаться уверенно и спокойно. Депутат, так же, как и другие чиновники, работает ради людей и дела и должен ценить высказанные ему мнения.
Как реагировать на вопросы во время встречи. Беседуя с лоббистом, депутат может поинтересоваться вопросами, не относящимися к сути дела. Поэтому лоббисту нужно с самого начала выработать четкое представление о цели встречи. Далее, нужно сформулировать ключевые предложения, раскрывающие содержание каждой его мысли. Наконец, нужно быть готовым во время разговора коротко и ясно сообщить о целях, имеющихся в виду. Если это удалось сделать, в уме уже будут готовые ключевые точки, слова и фразы, которые помогут лучше ответить на вопросы собеседника
Ключом к успешным ответам на вопросы является понимание того факта, что всегда существует несколько их вариантов. Так, во время встречи можно:
1. Отвечать прямо и немедленно на поставленный вопрос. Если вопрос ясен и существует уверенность в ответе, то именно так и следует поступать. В данном случае отвечать нужно твердо, избегая слов: "мне кажется...", "я не уверен, что..." и т.д.
2. Прежде чем ответить на вопрос, выдержать паузу и подумать. В этом нет ничего плохого.
3. Совсем не отвечать на вопрос. Есть такие вопросы, на которые не следует давать ответы, особенно если это касается частной собственности, личной жизни или просто не понятно, что говорить.
4. Не давать ответа в той манере, в которой был поставлен вопрос. Если вопрос не имеет отношения к обсуждаемой проблеме, нужно сделать так, чтобы перейти к теме, представляющей интерес. Это называется "перекинуть мостик". Тут стоит использовать слова типа "но", "однако" и пр.
В ходе беседы следует остерегаться "коварных" вопросов. Их могут задать с целью:
* вынудить сделать выбор между неприемлемыми альтернативами;
* заставить сделать заявление против того, кто не присутствует на встрече;
* настроить высказаться за или против отсутствующих;
* сбить на гипотетические рассуждения;
* отвлечь от обсуждаемой проблемы;
* подтолкнуть воспользоваться некорректными сопоставлениями и вынудить сделать превратные заявления по поводу обсуждаемого вопроса;
* подтолкнуть к ошибочным выводам на основании неточной информации;
* вынудить прибегнуть к сравнениям, определению приоритетов, отдать предпочтение какой-либо проблеме во время обсуждения.
Во всех этих случаях необходимо избегать фантазий при обсуждении вопроса, использовать уже упоминавшуюся технику "наведения мостов" к нужным вопросам, а также выражать свое несогласие или указывать на неточности, чтобы не оказаться в положении человека, согласившегося с произвольными предположениями собеседника. К тому же на каждый отрицательный вопрос существует положительный ответ. Если заблаговременно подготовиться к беседе и следовать во время разговора этим простым советам, можно куда быстрее достичь поставленной цели.
Далее рассмотрим круг вопросов, связанных с работой Верховной Рады Украины, что может помочь заинтересованным группам (лоббистам) лучше понимать законодательный процесс в Украине и плодотворнее влиять на депутатов Верховной Рады во имя защиты интересов конкретных организаций или групп избирателей.

<< Глава X. Существуют ли возможности лоббировать Верховную Раду Украины?
Глава X. Общие сведения о Верховной Раде Украины >>

Библиотека Воеводина
... Главная страница
    
"Основы паблик рилейшнз" / В.Г. Королько