Библиотека Воеводина _ "Планирование инвестиций" / И.С.Пеньевская - электронная книга Основы экономической теории - предмет метод направление школа производство хозяйство деятельность система капитализм рынок продукт собственность предпринимательство товар деньги ценность труд инфляция спрос предложение государство налоги бюджет капитал прибыль прогресс оплата ссуда торговля кредит банк рента аренда финансы фискальный инвестиции





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

7.  ИНВЕСТИЦИОННЫЕ  ИНСТИТУТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ  ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

7.1. Инвестиционный рынок России и его участники

Общая схема участников инвестиционного рынка выглядит следующим образом:

1. Российские предприятия, на производственной базе которых реализуются инвестиционные проекты. Они вкладывают свои финансовые средства и основные фонды: здания и производственные помещения, технологическое оборудование, землю, на которой расположено предприятие, включая свободные участки под создание новых производственных мощностей, квалификационный персонал.

2. Инвесторы - банки и другие финансовые организации - российские и зарубежные, осуществляющие кредитование проекта и взаиморасчеты между его участниками.

3. Зарубежные компании, предоставляющие технологии и оборудование, свои сбытовые сети на мировом рынке, управленческий опыт, опыт подготовки и переподготовки персонала.

4. Проектные и строительные организации, обеспечивающие выполнение проектных и сторительно-монтажных работ.

5. Администрация - федеральная, региональная, отраслевая. местная, создающая определенный налоговый режим для участников инвестиционного процесса.

Каждый участник инвестиционного рынка играет определенную роль в инвестиционной деятельности, принося в нее то, чем богат - природно-географические, людские, производственные, организационно-управленческие возможности, финансовые средства.

Использование перечисленных возможностей требует понимания их роли в инвестиционном процессе.

Отсутствие у многих российских руководителей элементарных знаний о российских  и международных организациях, осуществляющих инвестиционное сотрудничество с российскими предприятиями, о порядке “доступа” к их кредитным линиям и предъявляемых ими требованиях является одной из причин того, что в условиях острой нехватки инвестционных ресурсов даже выделенные этими организациями кредиты используются не полностью. На преодоление этих барьеров, стоящих на пути между руководителями российских предприятий и финансовыми институтами, и посвящена настоящая тема.

Адрес:     103025, Москва, Новый Арбат, 19.

Телефон:  (095)  203-86-74.

Факс:                    203-74-82.

7.2. Российские государственные инвестиционные институты

В настоящее время инвестиционной деятельностью в России занимается ряд министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономики, МВЭС, Госкомимущество, отраслевые министерства и ведомства, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация и др.

 

Министерство экономики Российской Федерации

Согласно положению о Министерстве экономики, на него возложены следующие функции:

участие в формировании государственной инвестиционной политики и основных направлений внешнеэкономической деятельности;

разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств основных направлений инвестиционной политики, в том числе по стимулированию инвестиционной активности, привлечению и регулированию иностранных инвестиций;

формирование перечня крупных инвестиционных проектов, финансируемых из территориального бюджета;

разработка (с участием министерств и ведомств, региональных органов) направлений использования централизованных капитальных вложений, инвестиционных фондов и  других централизованных источников финансирования инвестиций;

подготовка предложений по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей и механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, определение в установленном порядке квоты экспортных поставок сырья и продукции;

участие в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, организация работы по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирование товарного наполнения кредитов, получаемых под государственные гарантии, разработка предложений о размерах экспортируемых и импортируемых тарифов и пошлин;

подготовка прогнозов и инвестиционных программ;

участие в формировании стратегии социапьно-экономического развития РФ, структурной и инновационной политики;

проработка предложений по крупным региональным, отраслевым, межотраслевым и долгосрочным программам.

Адрес:                     103025, Новый Арбат, 19.

Телефон:                 (095)  203-86-74,

Факс:                                    203-74-82.

 

Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС)

На Министерство возложена разработка и реализация единой государственной внешнеэкономической политики. Оно участвуют в разработке программ Правительства Российской Федерации по экономическому и социальному развитию в части,  касающейся внешнеэкономической деятельности, формирования региональных экспортных программ; участвует в работах по совершенствованию системы сертификации и стандартизации продукции; подготавливает предложения и заключения международных договоров России по  вопросам торгово-экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций для технологической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства.

В соответствии с действующим законодательством оно проверяет выполнение министерствами и ведомствами, объединениями и предприятиями, организациями (независимо от форм собственности) и предпринимателями обязательств, вытекающих из международных договоров, заключенных Правительством России, наблюдает за выполнением иностранными партнерами обязательств по таким договорам, осуществляет оперативное нетарифное регулирование внешнеэкономических связей, включая выдачу в установленном порядке лицензий на экспорт и импорт товаров, квотирование и лицензирование по экспортно-импортным операциям, контроль за состоянием расчетов с зарубежными странами.

В ведении МВЭС находится большая часть внешнеэкономических объединений, сохранившихся после распада СССР, но в настоящее время они осуществляют свою деятельность на условиях хозяйственной самостоятельности.

Адрес:     121200, Москва, Смоленская-Сенная пл.,  32/34, Главное управление инвестиционного сотрудничества.

Телефон:               (095) 244-13-93.

Факс:                               244-33-45.

Центральный банк (ЦБ) России

ЦБ представляет интересы России в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях, с которыми межгосударственное инвестиционное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков. ЦБ выдает лицензии на открытие представительств иностранных банков и иностранных финансово-кредитных организаций на территории России в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В установленном законом РФ порядке ЦБ выдает лицензии на осуществление банками операций в иностранной валюте в России и за границей. В соответствии с законодательством Российской Федерации ему предоставлено право вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень  процентных ставок по ним в рамках единой федеральной денежно-кредитной политики.

Адрес:      г.Москва, ул. Неглинная, 12.

Телефон:               (095) 928-32-01.

Факс:                               923-81-95.

Российская инвестиционно-тендерная корпорация (РИНТЕКОР)

В РИНТЕКОР создан банк данных об иностранных и российских  предложениях в инвестиционной сфере, разработаны документы и регламенты проведения инвестицонных торгов по правилам, принятым в международной практике.

Ассоциации, члены РИНТЕКОР, получают право проведения инвестиционных торгов без получения лицензии.

Адрес:    107217, Москва, ул.Садово-Спасская,  21.

Телефон:                    (095) 971-56-52.

Факс:                                    238-69-34.

 

Дирекция по кансалтингу Союза малых предприятий России

Дирекция при участии региональных союзов, ассоциаций малых предприятий и своих представительств:

разрабатывает экономически обоснованные предложения о финансировании проектов для  представления в правительственные органы, в различные фонды и другие организации;

осуществляет поиск информации о государственных, частных, иностранных источниках финансирования проектов;

содействует в установлении контактов с национальными и иностранными фирмами и банками;

оказывает методические услуги;

разрабатывает проекты бизнес-планов.

Адрес:    123610, Москва, Краснопресненская наб.,12.

Телефон:                 (095) 253-24-12.

Факс:                                 253-10-13.

Государственная инвестиционная корпорация

Основными задачами Государственной инвестиционной корпорации являются: предоставление государственной политики в области инвестиций, предоставление гарантий иностранным инвесторам от политических рисков, использование бюджетных средств для реализации федеральных инвестиционных программ и проектов.

В целях привлечения иностранных и стимулирования российских инвестиций для осуществления федеральных и региональных программ социального и экономического развития Корпорация:

осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых ей целевым назначением Правительством Российской Федерации, а также кредитов Центрального банка  России, привлеченных и собственных средств с учетом экономической эффективности проектов и приоритетов федеральных и региональных инвестиционных программ;

выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками и др;

В будущем Корпорация станет проводить инвестиции и за рубежом.

Адрес:      Москва, ул.Мясницкая,  35.

Телефоны:      (095) 925-67-96, 204-17-18.

Факс:                                              208-96-43.

Российская финансовая корпорация (РФК)

РФК создана в 1993г. по указу Президента РФ с целью повышения эффективности инвестиционного процесса, совершенствования его инфраструктуры, стимулирования структурной перестройки российской экономики за счет концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях. Является официальным агентом российского правительства по управлению централизованными кредитами и одним из ключевых институтов государства, призванных обеспечить переход от прямого бюджетного финансирования к кредитованию инвестиций на коммерческой основе.

Основные задачи РФК:

распределение централизованных капвложений и кредитов по поручению правительства РФ;

конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной перестройки, осуществляемых за счет средств корпорации;

организация контроля за эффективным использованием средств;

установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;

привлечение на коммерческой основе средств инвесторов, в том числе иностранных;

предоставление по поручению правительства РФ  государственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;

использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая размещение их на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.

Инвестиционные ресурсы корпорации формируются на базе:

государственных бюджетных ресурсов, предназначенных для финансирования централизованных инвестиций;

недвижимости, переданной ей в хозяйственное ведение для выполнения установленных задач;

привлеченных ресурсов российских коммерческих банков и других финансовых институтов, иностранных инвесторов.

Как официальному агенту правительства РФК предоставлен ряд льгот в области получения долгосрочных инвестиционных кредитов и при проведении  внешнеторговых операций, связанных с  реализацией инвестиционных проектов.

Корпорация сотрудничает с предприятиями и организация всех форм собственности, банками и финансовыми институтами, совместными предприятиями, иностранными, юридическими и физическими лицами.

При подготовке инвестиционных проектов РФК опирается на опыт специалистов и информационные ресурсы Министерства экономики и других государственных учреждений. Она обладает надежными связями с государственными министерствами и ведомствами, коммерческими банками, что позволяет ей играть роль своеобразного моста между государственными структурами и частным сектором.

Адрес:   103009, г.Москва, Георгиевский пер., 1.

Телефон:                       (095) 292-74-82.

Факс:                                        292-91-07.

7.3. Зарубежные инвестиционные инситуты

В настоящее время ряд международных организаций оказывает содействие становлению рыночных структур в нашей стране, осуществляет техническое содействие, подготовку кадров, консультационные услуги, предоставляя кредиты и т.д. Среди них учреждения ООН, Европейский союз, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др. Каждая из этих организаций предъявляет потенциальным партнерам определенные требования к оформлению прединвестицонной документации, о которых российская сторона должна иметь представление.

Всемирный банк - межправительственное учреждение, содействующее экономическому развитию стран-членов.

Основными структурными подразделениями Всемирного банка являются две самостоятельные в юридическом и финансовом отношении организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Помимо МБРР и МАР в группу Всемирного банка входят Международная финансовая корпорация (МФК) и Международное инвестиционное гарантийное агентство (МИГА).

Приоритетными направлениями инвестицонной активности Всемирного банка являются проекты в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, транспорта, образования, демографического планирования, здравоохранения, развития городского хозяйства, водоснабжения, связи.

Почти 90% предоставляемых займов и кредитов предусматривают оказание финансируемой Всемирным банком технической помощи.

Техническая помощь, финансируемая из средств Всемирного банка, включает в себя две категории услуг:

- инженерно-консультационные услуги, в том числе проведение анализа технической осуществимости проекта, проектирование и руководство строительными работами;

- административно-организационная помощь, включая оценку принятой политики и анализ организационной структуры, содействие в руководстве, техническую подготовку.

Важным элементом технической помощи Всемирного банка является технико-экономическое обоснование, выполняемое при поддержке программы развития ООН. Эти работы нередко завершаются утверждением проекта, финансируемого из средств МБРР и МАР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан одновременно с Международным валютным фондом по решению валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся  в г.Бреттон-Вуд (Нью Гемпшир, США) в 1944г. В настоящее время его членами являются 152 страны. В соответствии с его уставом основной задачей МБРР является стимулирование экономического развития развивающихся стран путем предоставления им долгосрочных займов (как правило, на 15-20 лет).

Займы предоставляются только на цели производственного назначения после тщательного анализа возможностей их погашения страной-должником и, как правило, под государственные гарантии (предоставление займов не сопровождается  условием использования кредитного капитала на закупки в определенных странах-членах). Процентная ставка, взымаемая МБРР при предоставлении займов, связана со стоимостью получения средств на рынках капитала и изменяется каждые шесть месяцев.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана 1960г. для решения тех же задач, что и МБРР, но в отношении наименее развитых стран мира. Членами МАР могут быть все страны, являющиеся членами МБРР; в настоящее время МАР насчитывает 138 стран-членов. Основным источником, за счет которого формируется ее бюджет, являются взносы под подписке, дополнительные взносы развитых стран-членов и отчисления из прибыли  МБРР.МАР предоставляет кредиты на условиях, менее обременительных для экономик развивающихся стран по сравнению с условиями займов МБРР; часть предоставляемых кредитов - беспроцентные. Правом получения кредитов МАР пользуются только страны с годовом объемом валового национального продукта на душу населения не выше 650 долларов (в ценах 1988г.). В настоящее время этому требованию удовлетворяют более 40 стран. Беспроцентные кредиты МАР предоставляются только правительствам стран-членов на срок 35-40 лет с льготным периодом 10 лет.

Международная финансовая корпорация (МФК) - международное финансовое учреждение, входящее в структуру Всемирного банка, но юридически и финансово не зависимое от него. Корпорация была создана в 1956 г. с целью содействия развитию частного сектора в экономике. Сейчас она представляет собой финансовый институт со вкладами 147 стран. Помимо собственных средств, МФК для реализации программ и проектов привлекает международный банковский капитал.

Высокий международный авторитет МФК позволяет ей привлекать капитал под наиболее низкие проценты (7,5-8% в настоящее время). Маржа, которую взымает корпорация при предоставлении кредита, составляет 0,5%.

В настоящее время МФК - крупнейший инвестор в Центральной и Восточной Европе: она финансирует в этом регионе мира более 40 проектов на сумму свыше 1,5 млрд.долларов.

МФК, как правило, кредитует до 25% стоимости новых инвестиционных проектов, а также до 40% стоимости проектов модернизации. Самая большая сумма, которую она может инвестировать из собственных средств, - 70 млн.долларов. Приняв решение о потранаже, МФК может привлечь кредиты из других источников. Наименьший размер кредита, предоставляемого МФК, - 1-2 млн.долларов. Это означает, что полная стоимость мероприятий по реализации проекта должна составлять не менее 4-8 млн.долларов. Однако, как заявил представитель МФК в Москве Р.Гейл, “в России мы готовы рассматривать и более мелкие проекты”.

Финансовых гарантий со стороны правительств МФК не требует, однако хочет иметь твердую уверенность, что реализуемый проект благоприятно скажется на экономическом положении страны, а не только получающей кредит фирмы. При этом МФК настаивает, чтобы часть готовой продукции данная фирма продавала за валюту. Такое правило может показаться достаточно жестким, однако его соблюдение, по мнению руководства МФК, должно служить доказательством высокого качества будущих изделий.

При реализации проектов корпорация  оказывает техническую и консультационную помощь.

Кредитуемые фирмы обязаны предоставлять ежеквартальные отчеты и годовой финансовый баланс. В отдельных случаях представители МФК входят в состав правления кредитуемого объекта.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является Международным институтом с капиталом 10 млрд.экю. Членами Банка являются 40 стран; в его работе участвуют Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк, представители которых входят в Совет Директоров. ЕБРР начал операции в апреле 1991г.; штаб-квартира в Лондоне.

Банк имеет два оперативных департамента: “Деловой (коммерческий) Банк” и “Банк развития”. Через “Деловой Банк” осуществляется финансирование проектов частных и приватизируемых предприятий. “Банк развития” финансирует проекты по развитию инфраструктуры рыночной экономики, в том числе и в банковской сфере.

Приоритетными направлениями деятельности Банка являются: долевые капиталовложения, предоставление консультаций, займов для реализации проектов, связанных с развитием демократических институтов и рыночно-ориентрованных экономик, содействие развитию частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы: Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Румынии, СНГ и Югославии.

Не менее 60% финансовых средств, предоставляемых Банком этим странам, направляется предприятиям частного сектора и на реализацию программ по приватизации государственных предприятий. Значительное внимание уделяется Банком решению экологических проблем.

Спектр услуг, предоставляемых Банком, включает в себя финансирование программ и проектов, предоставление долгосрочных займов (максимальные сроки платежей - 10 лет для коммерческих предприятий и 15 лет для проектов  по инфраструктурам), акционирование, предоставление гарантий и страхование, за исключением гарантий по экспортным кредитам  и обязательств по страховой деятельности. Объем средств, предоставляемых Банком на осуществление проекта или программы, как правило, не превышает 35% его стоимости.

Банк предоставляет прямые займы или инвестиции на сумму не менее 5 млн.экю; проводку таких сумм банк может осуществлять через финансовых посредников. Выплаты по ним рассчитываются на базе рыночной стоимости кредитных ресурсов. Обычно банк не принимает валютный риск на возмещение.

При предоставлении займов коммерческим предприятиям, включая приватизируемые государственные предприятия, Банк не требует правительственных гарантий, но обязательным требованием Банка является полный возврат заемных средств. Причем сумма платежей включает в себя выплаты, связанные с рисками при предоставлении займа.

В отдельных случаях Банк может предложить финансовые консультации, обучение, техническую помощь. С этой целью ЕБРР сотрудничает с различными консультантами и финансовыми советниками, работающими в странах Центральной и Восточной Европы.

Банк принимает для финансирования проекты, которые вносят вклад: в развитие частного сектора;  практическую приватизацию государственных предприятий; поддержку прямых иностранных инвестиций;  создание и укрепление финансовых институтов; реконструкцию индустриального сектора; создание современной инфраструктуры частного сектора и рыночной экономики;  содействие малым и средним по размерам предприятиям;  решение вопросов экологии.

Обращение частных и практикуемых предприятий в Банк с просьбой о финансировании должны удовлетворять следующим условиям:

содержать бизнес-план или ТЭО, а также подписанные письма о намерениях сторон-участников и экспертное заключение спонсора, в котором он должен продемонстрировать хорошие знания и опыт в данной области;

фирма - спонсор проекта должна располагать и собственными средствами для его финансирования;

запрашиваемая сумма должна превышать 5 млн.экю.;

соответствовать приоритетам Банка, описанным выше.

Ключевыми критериями, используемыми Банком при принятии решений о предоставлении займов, являются наличие у претендентов сильных партнеров (спонсоров) и хорошо обоснованного бизнес-плана. Последний должен содержать описание основных характеристик проекта:

продукции или услуг с оценкой их перспектив на рынке;

базовых обязательств спонсоров проекта;

технологии;

оценки сроков окупаемости инвестиций;

- данных о финансовом состоянии предприятия и др.

В настоящее время в ЕБРР на рассмотрении находится свыше 60 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 7 млрд.экю. Особый интерес банк проявляет к нефтяной промышленности и разрабатывает несколько проектов в этой отрасли. Цель этих проектов - восстановление прежнего объема добычи нефти.

Для привлечения иностранных инвесторов специалисты ЕБРР из областей России выбрали Смоленскую. Основной причиной выбора этой области послужил успешный ход в ней экономических реформ, а также готовность ряда предприятий к освоению капитальных вложений и внедрению передовых технологий.

7.4. Методы анализа проектов, финансируемых международными организациями

Экономические аспекты

Анализ экономических аспектов призван определить, способствует ли данный проект осуществлению целей развития национальной экономики, а также имеются ли альтернативные пути достижения тех же самих экономических выгод с меньшими затратами. В первую очередь устанавливается, насколько рациональным является использование в рамках проекта имеющихся ресурсов страны, учитывая при этом задачи и ограничения национальной экономики. Далее проверяется возможность повышения доходности проекта за счет изменения таких параметров, как масштаб проекта,  используемая технология, график выполнения, географическое расположение, составные элементы и метод реализации. Одним из важных требований, предъявляемых практически всеми международными финансовыми организациями, является адекватное стимулирование различных участников.

Конкретный метод анализа проекта выбирается применительно к уровню развития рассматриваемой отрасли.

В сельском хозяйстве и промышленности, где производительность может быть выражена в ценах мирового рынка, требуется исчерпывающее количественное определение затрат и выгод.

В проектах коммунальных сбережений цены устанавливаются правительством, поэтому за основу оценки экономической эффективности проекта нередко принимается предполагаемая прибыль, и в ходе анализа определяется реалистичность прогнозируемого спроса и тарифов, а также стоимость проекта.

При анализе проектов дорожного строительства учитываются “устраненные издержки” (такие, как предполагаемое сокращение издержек по эксплуатации автопарка  и сети дорог).

При анализе проектов в области образования, здравоохранения и демографического планирования в первую очередь внимание уделяется изучению наиболее эффективных путей обеспечения  уровня обслуживания, определяемого соображениями макроэкономики.

Технические аспекты

Анализ технических проектов включает ряд факторов, в том числе: предполагаемый масштаб проекта; типы используемых процессов, материалов и оборудования; месторасположение проекта; наличие планов, чертежей и прочей проектной документации; состояние производственных фондов; наличие необходимой инфраструктуры; предлагаемые методы реализации, эксплуатации и обслуживания проекта; порядок заключения контрактов и оформления поставок товаров и услуг; реальную осуществимость графиков реализации проекта и поэтапного получения выгод.

Важными частями технического анализа являются:

проверка ориентировочных инвестицонных и эксплуатационных затрат по проекту, а также обеспечение достаточного допуска на непредвиденные обстоятельства, на изменение общего уровня на этапе реализации проекта, на оборотный капитал;

определение хронологического соответствия оценок графику реализации программы;

оценка материальных элементов проекта и установление стоимости основных фондов в национальной и иностранной валюте в общей сумме затрат.

Организационные аспекты

В ходе подготовки и анализа проекта рассматривается компетентность административного персонала, эффективность и соответствие организационной структуры предприятия решаемым в проекте задачам. При неудовлетворительной оценке персонала или структуры управления даются рекомендации по корректировке схемы управления проектом.

Рекомендуемые меры могут включать:

привлечение к работе организаций или лиц, способных оказать содействие в управлении предприятием;

изменения в административном составе;

реорганизацию;

создание нового самостоятельного ведомства по управлению проетом.

Проект может включать программу профессиональной подготовки. Цель программы - подготовка кадров для экономической эффективности реализации проекта.

Социальный аспект

При решении вопроса о выделении инвестиций международные финансовые организации требуют непременного учета социальных факторов, традиций и ценностей как наиболее важных,  влияющих на осуществимость, практическую реализацию и эксплуатацию проектов, направленных на содействие конкретным отраслям и регионам.

Анализ социальных аспектов проекта, проводимый международными финансовыми организациями, нацелен на определение, прежде всего, степени учета проектом следующие четырех  факторов:

социо-культурные и демографические особенности местных получателей экономических выгод;

социальная структура занятости в регионе осуществления проекта, обеспечивающая стабильное участие в проекте получателей экономических выгод.

Экологические аспекты

Экологическая оценка преследует цель определить возможное влияние реализуемого проекта на окружающую среду и учесть экологические аспекты в ходе разработки проекта,  определить пути экологической оптимизации проекта или ограничения и пути устранения отрицательных воздействий.

В ходе экологической оценки рассматриваются: существующие экологические условия; потенциальное влияние проекта на окружающую среду, в том числе возможность благоприятного воздействия;  экологическая “пригодность” альтернативных вариантов инвестирования, выбора объектов, технологий и инженерных решений;  профилактические, смягчающие и компенсационные меры, представленные в виде плана действия;  вопросы охраны окружающей седы;  подготовка кадров.

Как правило, международные финансовые институты требуют, чтобы в прединвестиционных документах содержался (насколько это возможно) количественный анализ капитальных и текущих издержек, связанных с выполнением экологических норм и требований, а также подготовки персонала, который будет обеспечивать осуществление мер экологической безопасности и контроля.

Финансовые аспекты

Подробный анализ финансовых ресурсов предприятия производится посредством изучения подготовленного балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и отчета о ликвидности.

Конечной целью финансового анализа, проводимого международными финансовыми институтами, является оценка рентабельности инвестиционного проекта (как правило, в терминах дисконтированной нормы прибыли на вложенный капитал), коммерческого и финансового риска, связанного с инвестированием в проект, оценка вероятности реализации проекта в установленный срок. Поэтому при подготовке прединвестицонной документации для представления в международные финансовые институты следует обратить внимание на финансовую эффективность проекта, с тем чтобы доказать способность предприятия выполнить все финансовые обязательства (в том числе погашение задолженности) и получать в достаточном объеме финансовые ресурсы для обеспечения приемлемого коэффициента окупаемости имеющихся активов, а также достаточного объема отчислений в счет будущих капитальных нужд.

В случае, если по мнению экспертов упомянутых международных финансовых институтов инвестицонный проект не обладает достаточной финансовой устойчивостью, эксперты вырабатывают рекомендации по ее повышению. Например, если основным источником финансирования является правительство, испытывающее трудности в сборе бюджетных поступлений, может быть предложено альтернативное финансирование.

Финансовый анализ нередко обнаруживает необходимость корректировки уровня и структуры назначаемых цен.

От финансового анализа к экономическому

Финансовый и экономический анализы дополняют друг друга - финансовый анализ проводится с позиций отдельных участников проекта, экономический - с позиции общества.

В экономическом анализе, в отличие от финансового, налоги и субсидии рассматриваются как трансфертные платежи. Доход от проекта включает налоги, связанные с выпуском продукции, а также налоги от продажи готовой продукции. Эти налоги являются частью общей суммы выгод от проекта, перечисляются на счет правительства, которое выступает от имени общества в целом, и не рассматриваются как издержки. Вместе с тем государственное субсидирование проекта рассматривается как издержки общества, так как субсидии являются затратами ресурсов, которые национальная экономика несет с целью эксплуатации проекта. При проведении финансового анализа, как правило, нет необходимости в подобных поправках - налоги расцениваются как издержки, субсидии - как прибыль.

В финансовом анализе обычно используются рыночные цены, отражающие налоги и субсидии. На основании этих цен получены данные, используемые в экономическом анализе. В экономическом анализе отдельные рыночные цены могут быть изменены, с тем чтобы вернее отражать различные социальные или экономические ценности. Такие скорректированные цены именуются “неявными” или “расчетными”.