Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура,
результаты
3. Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения
в разных экономических системах
В основе всякого общества лежит несколько универсальных экономических
условий. Некоторые коренные проблемы сохраняют в современном хозяйстве
такое же значение, какое они имели в древнем мире.
Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится,
всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:
1. Что должно производиться, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга
товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
Что хотелось бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а
от чего вообще отказаться. Иногда выбор может быть очень трудным.
2. Как будут производиться товары, кем, с помощью каких ресурсов и какой
технологией, на каких типах предприятий?
Существуют различные варианты производства всего набора благ и каждого
из них в отдельности. По разным проектам можно построить производственное
и жилое здание, использовать земельные участки, выпускать автомобили и
т.д. Решение о производстве может приниматься на уровне государства или
частной фирмы.
3. Для кого предназначаются произведенные товары, в каких пропорциях будут
распределяться между людьми, семьями, кто будет извлекать из них пользу?
Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает
проблема их распределения. Решение этой проблемы определяет цели общества,
стимулы его развития.
Эти три вопроса являются основными и общими для всех экономических систем,
для всех хозяйств. Но в разных экономических системах разрешаются они
по разному. На разных этапах своего развития общество использует разный
подход и инструментарий для выявления и учета производственных и личных
потребностей и для распределения материальных и людских ресурсов по видам
деятельности, где вырабатываются необходимые продукты, услуги и идеи.
Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного
распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими
целями.
В мировой экономической литературе наибольшее распространение получила
классификация хозяйственных систем по двум признакам:
1. По форме собственности на средства производства.
2. По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая
деятельность.
Эти способы могут быть сведены в три основные группы:
1. Основанные на традициях и обычаях.
2. Основанные на командно-административных методах.
3. Основанные на рыночном механизме.
В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться
обычаями, и при решении вопросов: "Что? Как? Для кого?" - можно
обращаться к традиционным методам ведения дел. Представителям другой культуры
такая практика может показаться странной и безрассудной, но члены общины
будут удивлены, а возможно, и обижены, если их спросят о мотивах поведения.
В слаборазвитых странах, традиции, передающиеся из поколения в поколение,
определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический
прогресс проникает в эти системы с большими трудностями.
"Как другую крайность, - пишет П. Самоуэльсон, - можно представить
себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который
произвольно своими декретами или приказами решает вопрос: "Что? Как?
Для кого?". Не трудно понять, что речь здесь идет об административно-командной
экономике бывшего СССР.
Она возникла на основе полного обобществления материальных условий производства,
когда появились не только возможность, но и необходимость ведения хозяйств
по заранее обдуманному плану в масштабе всего общества. Центр стал определять
функциональную направленность каждой производственной единицы и доводить
до нее плановые задания по всем показателям деятельности. При командной
экономике вопрос: "Что? Как? Для кого?" определяется правительством,
а нередко и "правителем", приказывающим индивидам и фирмам выполнять
доведенный до них сверху план любой ценой. При такой системе общество
перестает развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение
исторически неизбежен.
Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйств, при которой
индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством
купли-продажи (обмена) с целью решения основных проблем экономики. В рыночном
механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается
решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители
и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объемы
производства.
Первая проблема - "Что производить?", определяется голосованием
посредством доллара покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует
вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству
не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
Вторая проблема - "Как производить?", определяется конкуренцией
между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль,
надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого
надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не
последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой
продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается
в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается
вывод А. Смита: "... ни один индивид... не будет думать об общественных
интересах... Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом
случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая
приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями".
("Богатство народов", IV, гл. II).
Третья проблема - "Для кого производить", разрешается соотношением
спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и
организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить
ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе
издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей
в другие в зависимости от получаемого дохода.
В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не
пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел
оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.
Вопросы: "Что? Как? Для кого производить?" не составляли бы
проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях
и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого
значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства
всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает,
что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально
необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.
Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: "Что?
Как? Для кого производить?" в известной мере условна. В действительности
командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы
цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в
данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить
всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.
Следует сразу оговориться, что в данном чистом виде рыночная экономика
не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные
образования. Рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах
сложились свои модели смешанной экономики.
Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении
экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной этой
системы является социальная политика государства, подкрепленная высоким
уровнем налогообложения.
Здесь относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком
уровне его социального обеспечения.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией
деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой
государственные программы (рекомендательного характера), ориентирующие
отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.
В американской экономике государство играет важную роль в утверждении
правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса.
|