Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории
в современном мире
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами
и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества,
производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных
потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия
Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются
сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика
и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать,
отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному
использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для
общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность
в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником экономических
знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма
и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными
догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями.
Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные,
противоречащие марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает.
Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем
мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс"
писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию,
подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся
в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной
экономической теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования
курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах
зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов
и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на
глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении
людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно
потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей
экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых
стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ
экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все
лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные
процессы, происходящие в нашей экономике.
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский
профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с
англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо
больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций,
которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне
общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать
смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность
науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному.
В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая
экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование.
В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется
как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах)
или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две
науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования
этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность
людей по обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист
первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций,
применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее
методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое,
металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность,
могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем
процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться
экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных
знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами
соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на
зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным
заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству;
инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно;
бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и
налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически
изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ
состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если
она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в
тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое
значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению,
а предвидение - к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными
правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную
часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается
объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть
направленность в экономическом поведении людей.
|