Библиотека Воеводина _ "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов - электронная книга для студента

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА

 

Итак, переходим к рассмотрению большого раздела эконо­мической теории, названного “Макроэкономика”. В первую оче­редь напрашиваются вопросы: сколько секторов имеет наци­ональная экономика страны? Какие специфические отношения свойственны макроэкономике?

 

ТЕМА 13 МАКРОЭКОНОМИКА: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ
§ 1. СЕКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. МЕЗОЭКОНОМИКА
§ 2. ОСОБЕННОСТИ СЕКТОРА МАКРОЭКОНОМИКИ

§ 1. СЕКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. МЕЗОЭКОНОМИКА

 Модели национального хозяйства

 Национальным принято называть хозяйство каждой страны (независимо от того, сколько  нации в нем проживает). Отсюда проистекают названия многих процессов и показателей, охватывающих эко­номику страны в целом: национальная валюта, национальный доход и т. п.

На протяжении двух последних столетий национальное хо­зяйство промышленно развитых стран не было однородным по своей структуре и состояло из нескольких возникших в разное время секторов. Под сектором национального хозяйства подразумевается его часть, которая имеет отличительные социаль­но-экономические черты.

Проанализируем эволюцию национальной экономики с по­мощью моделей - схем, отражающих количественное и качест­венное своеобразие всех интересующих нас секторов.

Исходной является односекторная модель национальной эко­номики. Она соответствует эпохе классического капитализма.

Английские классики политической экономии и основопо­ложники новоклассического направления экономической теории отметили следующие отличительные черты односекторной мо­дели национальной экономики. Во-первых, все хозяйство страны состоит из сравнительно небольших предприятий, принадлежащих независимым частным собственникам. Во-вторых, между всеми ними складываются так называемые горизонтальные (партнер­ские) свободные рыночные связи.

В 30-50-е годы XX в. совершился очевидный для всех переход к двухсекторной модели национального хозяйства. Это было свя­зано с возникновением и развитием государственного сектора и началом государственного регулирования экономики.

30-е годы в экономической теории были ознаменованы, во-первых, кейнсианской революцией. Как известно, выдаю­щийся английский экономист Джон Кейнс впервые обосновал необходимость активного вмешательства государства в рыночную экономику (об этом подробно будет сказано в теме 16). Во-вторых, норвежский экономист Рогнар Фриш (ставший лауреатом Но­белевской премии) ввел в научный оборот термины: микроэко­номика (гр. mikros - малый) и макроэкономика (rp. makros - большой) - для обозначения разных секторов хозяйства страны.

До сих пор во всех зарубежных “экономиксах” излагается двухсекторная модель национальной экономики. Кроме того, издаются отдельные учебные курсы по микроэкономике и мак­роэкономике. Между тем вполне правомерно задать вопрос: со­ответствует ли это современной структуре экономики стран?

Как уже упоминалось в теме 2, еще в конце XIX- начале XX в. против представлений новоклассиков о структуре наци­ональной экономики решительно выступила школа институционализма. Она считала, что в изменившихся исторических ус­ловиях частные лица перестали играть решающую роль в об­щественной жизни. В то же время возросла роль институций - устойчивых объединений людей, преследующих определенные цели (объединений капиталов, профессиональных союзов ра­ботников и др.).

Одним из видных представителей институционализма явля­ется американский экономист профессор Джон Гэлбрейт. В своих книгах “Индустриальное общество” (1967), “Экономические те­ории и цели общества” (1973) он исследовал тенденции укруп­нения промышленного производства, которые привели к обра­зованию гигантских корпораций. Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов, потому что используют новейшую технику и технологию, а к руководству предприятиями пришли технические специалисты-администра­торы. С этим связано усиление планирования, которое, по мне­нию Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге складываются две системы - “рыночная система”, охва­тывающая преимущественно мелкие хозяйства, и “планирующая система”, куда входят корпорации, взаимодействующие с госу­дарством. Стало быть, была установлена качественная неодно­родность микроэкономики, необходимость подразделения его на два разных сектора.

Итак, между секторами микроэкономики (с его мелкими и мельчайшими предприятиями) и макроэкономики (непосредст­венно управляемым государством) в национальном хозяйстве располагается относительно самостоятельный сектор мезоэконо-мики (тр. mesos - средний). Что он собой представляет?

 

Модель мезоэкономики

 

Генетически (по происхождению) мезоэкономика непосредственно связана с естественно-историческим развитием классического капитализма, которое было уже рассмотрено в § 3 темы 3. Воспроизведем закономерный процесс возникновения нового сектора национальной экономики в виде цепи причинно-следственных зависимостей между эконо­мическими процессами.

Первое звено. Первопричиной здесь является непрерывное накопление капитала за счет производительного использования прибыли - увеличения выпуска продукции. В результате этого увеличиваются размеры предприятий, а также происходит объ­единение хозяйственных единиц.

Второе звено. Концентрация и централизация капитала, ес­тественно, усиливают реальное обобществление производства. Это, в свою очередь, вызывает все более широкий переход от индивидуальной частной собственности к общей долевой.

Третье звено. Крупные акционерные общества, развертывая массовое производство, создают свой рынок товаров (устанав­ливая монопольные цены). Их не устраивают случайные и крат­косрочные рыночные договоры, и они, не желая рисковать боль­шими капиталами, заключают с партнерами долгосрочные конт­ракты. Тем самым на длительный срок определяются спрос и предложение (будущие рынки). Контракты подкрепляются век­селями (обязательствами под залог имущества). Объектом конт­рактов становятся "не строго определенные физические блага (их количество и качество трудно заранее предусмотреть), а права собственности на них.

Четвертое звено. Не стихийный рынок, а контрактная эко­номика предопределяет для корпораций решение организаци­онно-экономических вопросов: что, как и для кого производить товары? Вполне естественно, что в мезообъединениях произ­водство управляется на основе плана - намеченной на опреде­ленный период работы с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Значит, напрашиваются следующие выводы. Мезоэкономика качественно отличается от ранее возникшей до нее микроэко­номики по всем видам экономических отношений: а) по отноше­ниям собственности (вместо индивидуальной частной - общая долевая); б) по кооперации труда (не мелкое предприятие, а объединение капиталов); в) по формам организации хозяйства (на смену краткосрочного рыночного договора пришел долго­срочный контакт) и г) по формам управления хозяйством (чисто стихийное приспособление к рыночным ценам заменено пла­новым управлением мезообъединением). Примечательно, что ме­зоэкономика подвергается специальному правовому регулиро­ванию. Так, в нашей стране, приняты, в частности, в 1995 г. Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О естест­венных монополиях”.

Теперь рассмотрим конкретные формы мезоэкономики. 1. Относительно самая простая форма данного сектора на­ционального хозяйства - открытое акционерное общество (ОАО). Но ОАО значительно сложнее обычного частного капитала. По­следний выступает просто как реальный капитал, действующий в экономике. В отличие от этого ОАО имеет двойственную природу. С одной стороны, в нем действует реальный капитал:

предприятие, которое создает новую стоимость и в том числе прибыль. С другой стороны, акционерные общества привлекают огромные суммы чужих денежных средств и занимаются эмиссией ценных бумаг. Последние образуют так называемый фиктивный (лат. fictio - выдумка, вымысел) капитал (рис. 13.1).

 

Рис. 13.1. Формы фиктивного капитала

 

В отличие от денежного капитала, используемого для полу­чения прибыли, ценные бумаги представляют собой лишь титул (правовое основание) собственности на денежный капитал. На­пример, акция - такой титул собственности, который дает право на получение дохода на акцию (дивиденд).

Значительная количественная разница между реальным и фиктивным капиталом обнаруживается уже при создании корпораций. Крупные инвесторы при учреждении акционерного общества получают такие суммы денег, ^которые значительно превышают величину реального капитала и образуют учреди­тельскую прибыль. Учредительская прибыль - это разница между суммой цен акций, продаваемых основателями корпорации по рыночному курсу, и действительным капиталом, вложенным в производство.

Механизм образования учредительской прибыли можно пред­ставить на следующем условном примере. Допустим, реальный капитал предприятия составляет 100 тыс. иен. При образовании корпорации была выпущена 1000 акций по 100 иен. Дивиденд на акцию в данному году составил 8% при ставке банковского процента в 4%. Тогда курс акции будет равен 200 иен. Общая выручка от продажи акций будет равна 200 тыс. иен. Учреди­тельская прибыль достанется организаторам корпорации в сумму 100 тыс. иен.

Именно за счет увеличения фиктивного капитала ОАО ста­новятся исходным пунктом и основой образования сложных конструкций мезосистем.

2. Важной формой централизации мезоэкономики является система участия. В этом случае крупный собственник капитала приобретает контрольный пакет акций основной корпорации, которая, в свою очередь, овладевает контрольными пакетами акций других - дочерних, внучатых и т. д. компаний, в силу этого подчиненных основной.

3. Мезосистемы принимают форму холдингового контроля. Холдинг-компания (или “держательская компания”) - организа­ция, применяющая свой капитал для приобретения контрольных пакетов нескольких акционерных обществ в целях управления ими. Такое объединение напоминает пирамиду системы участия, но оно сложнее по структуре организации. Холдинг-компании создаются зачастую для проведения единой политики и осу­ществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших компаний в масштабе одной или нескольких отраслей. Так, основная компания многоотраслевого концерна Представ­ляет собой суперхолдинг (сверххолдинг), который владеет конт­рольными пакетами дочерних отраслевых холдингов (последние контролируют деятельность фирм в соответствующих отраслях национального хозяйства).

4. Коммерческие банки создают особую мезосистему- траст-компанию. По трасту (доверенности)" своих вкладчиков эта компания проводит операции с ценными бумагами и имуществом физических и юридических лиц. В одних случаях клиенты банка поручают использовать их денежные средства (помещенные на депозитный счет) для покупки ценных бумаг. В других случаях они доверяют трасткомпании свои ценные бумаги с тем, чтобы осуществлять с ними необходимые операции, включая участие в собраниях акционеров, и оставляют за собой только право получать дивиденды.

О том, каких гигантских масштабов достигает объединение корпоративных капиталов, свидетельствует один из фактов, от­меченных в Книге рекордов Гиннесса. Хью Николсон (Англия), будучи ревизором по вопросам банкротства, имел наибольшее количество директорских постов, занимаемых одним человеком:

был директором 451 компании группы “Джаспер”.

Еще более высокий уровень централизации капитала и ре­ального обобществления экономики достигается вследствие об­разования финансовой олигархии и финансово-промышленных групп.

 

Финансовая олигархия и ФПГ

 

Финансовая олигархия - небольшая группа крупнейших владельцев торгово-промышленного и банковского капитала. Своего огромного могу­щества эта группа добивается не столько посредством рыночной конкуренции и научно-технического прогресса, сколько благо­даря более сильнодействующим финансовым способам обога­щения. К ним относятся известные нам методы: система участия, захват контрольного пакета корпораций контроль рынка ссуд­ного капитала, спекуляция на фондовой бирже и т. п. Допол­нительные источники наживы финансовые олигархи находят по следующим каналам: путем получения государственных заказов (получают выгодный и устойчивый рынок), субсидий (пособий) из государственного бюджета, налоговых льгот, наживы на го­сударственных займах.

Образование и усиление могущества финансовой олигархии - не случайное явление. Во всех развитых странах в данной эко­номической форме протекает объективный процесс интеграции (объединения в целое каких-либо частей) в рассматриваемом секторе национального хозяйства.

Вершиной образования мезоинтеграции является формиро­вание финансово-промышленных групп (ФПГ). В принятом в нашей стране Федеральном законе “О финансово-промышленных груп­пах” (1995г.) разъясняется, что ФПГ- это совокупность юри­дических лиц, которые действуют как основное и дочерние об­щества или объединяют свое имущество на базе системы участия. Договор о создании ФПГ призван: а) обеспечивать технологи­ческую или экономическую интеграцию; б) осуществлять ин­вестиционные и иные проекты; в) повышать конкурентоспособность и расширять рынки сбыта товаров и услуг; г) повышать эффективность производства; д) создавать новые рабочие места.

Отличительными особенностями организации финансо­во-промышленных групп является то, что в них находятся в сложном сочетании отраслевое разделение труда и межотраслевая кооперация труда и производства. Здесь обычно представлены промышленные предприятия, финансово-кредитные учреждения, торговые организации, научно-исследовательские организации и конструкторские бюро.

ФПГ обладают рядом преимуществ экономического харак­тера.

Во-первых, они неизмеримо лучше, чем предприятия мик­роэкономики, используют преимущества крупного производства в ускорении научно-технического прогресса и повышении эф­фективности производства.

Во-вторых, ФПГ обладают большей устойчивостью в рыночной экономике. В частности, это достигается благодаря объединению предприятий разных отраслей (уменьшение рентабельности на одних из них может уравновешиваться ростом прибыли на дру­гих).

В-третьих, ФПГ упрочивают экономические связи во всем на­циональном хозяйстве. Получая от государства заказы на произ­водство нужной для страны продукции, крупные корпорации и финансово-промышленные группы привлекают к их выполнению множество мелких и средних предприятий. Отдельные фирмы превращают массу частных предпринимателей в своих произ­водственных и торговых агентов. Это достигается через франчайзинг - соглашение о предоставлении предприятиям мелкого бизнеса лицензии (разрешения) на производство товаров и услуг под фирменным знаком головной корпорации (примером служит известный во многих странах “Макдональдс”).

Мировой опыт убедительно показывает, что мезосистемы, в особенности ФПГ, - самая мощная экономическая сила, которая влияет на состояние национального хозяйства и его роль в гло­бальной экономике. Например, в США лицо промышленности определяют 300-400 крупнейших корпораций и ФПГ, выпус­кающих около 1/2 индустриальной продукции. В Японии госу­дарство активно содействовало образованию и развитию ФПГ. Это и помогло быстро занять 2-е место в мире по объему про­мышленного производства.

Таким образом, в своих представлениях о национальном хо­зяйстве мы перешли от низшего к более высокому уровню обоб­щения экономической действительности. Теперь нам предстоит дальнейшее повышение уровня экономических знаний.

 

§ 2. ОСОБЕННОСТИ СЕКТОРА МАКРОЭКОНОМИКИ

 

Различия между микро- и макроэкономикой

 

Разделив все национальное хозяйство на микро- и макроэкономику, авторы “экономике” обнаружили явно большое количественное отличие мак­роэкономики от микроэкономики. Так, К. Макконнелл и С. Брю рассматривают национальное хозяйство как определенную сумму микрохозяйств. Они приводят образное сравнение: “Макроэкономика изучает лес в целом, а микро­экономика - отдельное дерево”1. В свою очередь, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи прямо заявляют: “Микроэкономика и макроэкономика по существу не являются различными дис­циплинами. Одни и те же концепции и основные идеи ис­пользуются в обеих областях...”2. Однако, по-видимому, ука­занные авторы в приведенных положениях отдают дань на­чальным аксиомам новоклассицизма. Но при анализе совре­менной экономики они особо выделяют государственный сектор и подробно рассматривают государственное регулирование на­ционального хозяйства, что никак нельзя отождествить с мик­роэкономикой.

1 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1. С. 22.

2 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. С; 13.

 

 

Пожалуй, все признают, что макроэкономика выражает це­лостность всего национального хозяйства. В таком случае важно выяснить, какие специфические экономические отношения объ­ективно обусловливают такую целостность макроэкономического сектора?

Анализ реальной действительности во всех странах позволяет выявить следующие объективные основания, на которые опи­рается и благодаря которым скрепляется целостность всего на­ционального хозяйства.

Во-первых, макроэкономика - это не простая механическая сумма низовых звеньев хозяйства. Она представляет такую со­вокупность прочных связей, которые интегрируют все хозяйст­венные элементы в единую целостность. К объединяющим вза­имоотношениям можно причислить:

а) общее разделение труда между всеми крупными сферами, отраслями производства и регионами (разными частями стра­ны);

б) кооперирование крупных структурных подразделений про­изводства (поставка друг другу частей совместно изготовляемой продукции);

в) национальный рынок, образующий единое экономическое пространство.

В результате такой интеграции образуется макросистема, ко­торую принято именовать народнохозяйственный комплекс. Он органически соединяет все звенья материального и нематери­ального производства в целостный организм.

Во-вторых, материальным фундаментом макроэкономики яв­ляется национальное богатство.

Национальное богатство - совокупность ресурсов страны, со­ставляющих необходимое условие производства товаров, оказа­ния услуг и обеспечения жизни людей. Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включаются: а) нефинансовые произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности);

б) непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы); в) нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договоры и т. п.); г) финансовые ак­тивы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.).

В-третьих, макроэкономика опирается на свою специфическую хозяйственную базу, призванную осуществлять общенациональ­ные потребности и интересы. Сюда входят:

а) значительное государственное присвоение материальных благ и услуг;

б) производство общественных (государственных) благ и ор­ганизация их коллективного потребления;

в) общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).

Одним из важных проявлений целостности национального хозяйства является проведение государством экономической по­литики в интересах всего общества.

 

Экономическая политика государства

 

Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.

В условиях развитой рыночной экономики складываются сле­дующие предпосылки и характер экономической политики го­сударства. Такая политика прежде всего зависит от степени ого­сударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяй­ства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений.

В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального рав­новесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэконо­мики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).

В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и ус­тановление равновесия основных экономических пропорций.

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и до­биться следующих улучшений социально-экономического поло­жения страны.

Во-первых, в теме 15 мы подробно ознакомимся с таким отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) все­го производства страны. Он вызывает большие нарушения нор­мальных хозяйственных связей, увеличивает численность без­работных и ведет к значительному уменьшению доходов обще­ства.

В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает бла­госостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса ры­ночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.

Отсюда вытекает обязанность государства проводить политику полной занятости людей, которые желают и могут работать. С такой политикой мы ознакомимся в теме 15.

В-третьих, как мы знаем из темы 5, большим бичом для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стре­мительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. С пу­тями и средствами такой стабилизации мы ознакомимся в теме 15.

Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя тор­говля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители.

Поэтому важной целью государства является проведение ус­пешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увели­чивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство.

Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существен­ный рост национального дохода, наибольшую занятость трудо­способного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства. Что это за взаимозависимости?

Экономическая теория установила следующие виды взаимо­связей:

а) взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспо­собного населения;

б) взаимозаменяемые параметры. Между ними существует об­ратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвя­заны, скажем, безработица и инфляция (об этом будет сказано в теме 15);

в) нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его от­дельными процессами требуется дополнить современными на­учными представлениями о макроэкономических показателях.

 

§ 3. НОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА

 

Новый тип показателей

 

Исторически первоначальным был тип показателей, которыми измеряли масштабы развития только сферы материального производства. Это было вполне ес­тественным для достиндустриального и индустриального про­изводства, где признавался и ценился только труд по изготов­лению полезных вещей.

С таких позиций английские классики делили весь труд в национальном хозяйстве на два рода: а) производительный, создающий материальное богатство, и б) непроизводительный, который не создает богатство, а только потребляет его. А. Смит к трудовой деятельности второго рода отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писате­ли... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщи­ки и пр.”1.

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М„ 1935. С. 279.

 

Для измерения общих итогов развития производственной сфе­ры применялся показатель - совокупный общественный продукт. Он включал все изделия материального производства, созданные за определенный период (обычно за год). Если его выражали в стоимостной форме, то он выступал как валовой общественный продукт - сумма стоимости товаров, изготовленных на всех пред­приятиях.

Второй тип показателей отражает то состояние национального хозяйства, которое формируется в новейшую эпоху постинду­стриального общества. О необходимости перехода к новому из­мерению макроэкономики свидетельствует, например, тот факт, что в начале 1990-х годов в сфере услуг в высокоразвитых странах было создано примерно 2/3 всей новой добавленной стоимости.

Новый тип показателей национальной экономики опирается на такие теоретические положения новоклассиков:

все полезности и ценности создаются трудом как в матери­альном, так и в нематериальном производстве, в том числе и в сфере услуг;

весь общественный продукт рассматривается (и подсчиты­вается) как результат применения трех факторов производства:

труда, капитала и земли.

Исходным для макроэкономических измерений является по­казатель: валовая (общая) стоимость всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подраз­деляют на два вида продукции:

промежуточную (она поступает на каждую фирму со стороны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комп­лектующие изделия);

конечную, которая идет в конечное потребление.

Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на каждой технологической стадии изготовления готовой про­дукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется глав­ный макроэкономический показатель - валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) - это совокупная сто­имость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма “валовой добавленной стоимости” (добавленная стоимость - разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для всех отраслей.

В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью вве­зенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности неодинаков. Поэтому для между­народных сопоставлений степени развитости экономики при­меняется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), ко­торый представляет собой валовой национальный продукт за вычетом сальдо платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты экономической деятельности только внутри каждой страны.

О том, как показатель ВВП используется для сопоставления уровней производства в разных странах, можно видеть из оценки валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений Организации Объединенных На­ций (табл. 13.1). Пересчет ВВП России на доллары США про­изведен в сопоставимой валюте - по паритету покупательной способности рубля к доллару США.

Таблица 13.1

Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений

 

Валовой национальный продукт и валовой внутренний про­дукт образуют базу для исчисления других макроэкономических показателей. Что это за показатели?

В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возникшая в материальном производстве и сфере нематериальных услуг, но и амортизация (часть конечной продукции, которая возмещает израсходованный основной капитал, идет на восста­новление машин, инструмента и т. п.). Если из ВВП вычесть сумму годовой амортизации, то мы получаем чистый националь­ный продукт (ЧНП).

В свою очередь, в чистый национальный продукт входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Косвенные налоги - особый вид налогов, которые добавляются к ценам, установленным фирмами. Так, в США их именуют “налоги с продаж”, они составляют 10% ЧНП. Такие налоги оплачивают покупатели, теряющие на этом часть своих доходов. Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то в конечном счете образуется показатель национального дохода. Национальный доход - это совокупность доходов всех экономических агентов (всех уча­стников сфер материального производства и нематериальных услуг).

В итоге мы можем наглядно представить соотношение всей системы  современных  макроэкономических  показателей (рис. 13.2). Эта система показателей введена в нашей стране с 1988 г. (с отставанием от международной статистики на 35 лет).

Рис. 13.2. Соотношение макроэкономических показателей

 

Рассмотренный нами новый тип макроэкономических по­казателей не является идеальным. Непреоделенной трудностью является подсчет стоимости некоторых благ и услуг. Дело в том, что некоторые вещи (государственные или общественные блага) и услуги не продаются и не имеют рыночной цены. Поэтому эти блага и услуги включаются в ВНП по особой методологии расчета - по условно начисленной стоимости.

Например, если человек снимает жилье, то платит за это арендную плату. Но для учета жилищных услуг, которыми поль­зуются владельцы собственных домов, в состав ВНП условно включается “арендная плата”, которую якобы они “платят” сами себе. Так же Министерство торговли США подсчитывает “аренд­ную плату”, которую будто бы “платит” себе (такая условно начисленная стоимость входит в ВНП). Что касается юристов, полицейских, пожарных, сенаторов и других подобных работ­ников, то стоимость их услуг условно включается в ВНП по показателю их заработной платы.

Но стоимость ряда товаров и услуг вообще не учитывается в ВНП. Это - наркотики и другие продукты “черной” эконо­мики. Сюда не попадают блага, которые производятся и по­требляются в домашнем хозяйстве. В связи с этим обнаружи­ваются “головоломки” исчисления национального продукта. Ес­ли, допустим, проигрывать граммофонную пластинку дома, то это не входит в стоимость ВНП. Если то же делать с помощью автомата (уплатив соответствующую сумму), то это увеличивает ВНП. Стоимость услуг прислуги входит в общую величину ВНП, а стоимость услуг жены, совершаемых в домашнем хозяйстве, - нет.

Имеется еще один недостаток показателя ВНП. Его сто­имость подсчитывается как сумма продаж конечной продукции в рыночных ценах. Между тем в условиях инфляции цены искажают действительную стоимость ВНП. Поэтому различают: номинальный ВНП - сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах и реальный ВНП - стоимость товаров и услуг, измеренная в постоянных ценах (ценах базового года),

Зная номинальный и реальный ВНП, мы можем подсчитать дефлятор ВНП (или дефлятор цен ВНП). Дефлятор ВНП - это отношение номинального объема ВНП к реальному:

Итак, мы рассмотрели макроэкономические показатели, с помощью которых удалось организовать национальное счето­водство.

Национальные счета Необходимость государственного регулиро­вания макроэкономики послужила причиной возникновения своеобразной национальной бухгалтерии. В этих целях для анализа хода и результатов развития национального хозяйства применены принципы бухгалтерского учета.

Один из этих принципов - ведение двойной записи в бух­галтерском балансе (фр. balance - весы). В одной половине бухгалтерских счетов записывают доходы, а в прямо противоположной стороне - расходы. Другим принципом является ра­венство доходов и расходов. Все расходы на приобретение про­дуктов обязательно являются доходом производителей этих про­дуктов. Так, валовой национальный продукт - такой показатель, который одновременно измеряет как совокупный доход всех хозяйственных единиц, так и общий объем расходов на произ­водство товаров и услуг в стране.

Отсюда вытекает возможность введения всеохватывающего учета в масштабе всей страны. Такой учет ведется в виде на­циональных счетов. Национальные счета- система взаимоувя­занных макроэкономических показателей, которые характери­зуют производство, распределение и использование ВНП и на­ционального дохода. Такие счета стали использоваться в меж­дународной статистике с 1953 г. в виде стандартной системы счетов Организации Объединенных Наций. С 70-х годов эта система применялась более чем в 100 странах. Она введена в нашей стране с 1995 г.

В национальных счетах обобщена информация об эконо­мических операциях хозяйственных единиц по следующим сек­торам:

а) “предприятия” - предприятия, организации или учрежде­ния, которые основаны на коммерческих началах;

б) “домашние хозяйства” - население как потребитель, а также некоммерческие организации (профсоюзы, благотворительные общества, любительские спортивные ассоциации, частные не­коммерческие школы, больницы, вузы);

в) “государственные учреждения” - государственный аппарат (администрация, армия, полиция, работники судопроизводства);

учреждения науки, культуры, просвещения и здравоохранения (финансируемые государством);

г) “зарубежные страны” - то, что находится за пределами национального хозяйства.

Основу национальных счетов составляют сводные счета. При­мером может служить баланс доходов и расходов в масштабе нации (ВВП). Доходы составляет общая сумма доходов хозяй­ственных единиц и населения (оплата труда, прибыль, другие виды доходов, амортизация). Расходы состоят из трех групп:

фактическое конечное потребление домашних хозяйств, конечное потребление органов государственного управления и валовое на­копление основного капитала. О том, насколько различны со­отношения этих групп расходов в разных странах, можно судить по данным международных сравнений (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Структура использования валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности национальных валют к доллару США в 1993 г. (в процентах)

 

Страна

 

 

 

 

ВВП-

всего

 

 

В том числе

 

Валовое

на­копление

ос­новного ка­питала

 

фактическое ко­нечное потребление домашних хо­зяйств

 

конечное потреб­ление органов

го­сударственного

управления

 

россия

 

100

 

64,3

 

16,8

 

11,7

 

Велико­

британия

 

 

 

76,6

 

 

13,1

 

 

14,5

 

 

 

 

Германия

 

100

 

72,6

 

7,5

 

20,6

 

США

 

100

 

74,3

 

10,4

 

16,2

 

Франция

 

100

 

72

 

10,6

 

18,2

 

Япония

 

100

 

62,6

 

6,2

 

27,4

 

 

 

Сопоставляя приведенные в табл. 13.2 данные об использо­вании ВВП в России и других странах, можно заметить неэф­фективное распределение национального продукта в нашей стра­не: повышенную долю потребления в государственном секторе и слишком малый удельный вес валового накопления, что никак не оправдано в условиях непрерывного падения производства.

Национальное счетоводство позволяет определять степень до­стижения нормального  равновесного - состояния макроэко­номики, Его результаты широко используются для экономических прогнозов: объема и структуры производства, расходов страны, инвестиций, потребления, налогообложения и других параметров национального хозяйства. Национальные счета - это инструмент для изучения и совершенствования народнохозяйственных струк­тур, обеспечения устойчивого экономического роста.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. М., 1997. Гл. I, 2, 3.

МакконнеллК. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. T.I. Гл.9.

Маркс К. Капитал. Т 2- Гл. 20 // Маркс К., Энгельс Ф- Соч. 2-е изд. Т 24,

Мснкыо Н. Г. Макроэкономика. М,, 1994. Гл.1, 2.

Самуэльсон П-А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Гл.21, 22.

Фишер С., Дорнбущ Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 23, 24.

<< ТЕМА 12 ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ
ТЕМА 14 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов _ Оглавление