Библиотека Воеводина _ "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов - электронная книга для студента

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА

Пропедевтика (от греч. propaideuo - обучаю предваритель­но) - введение в науку. В этом разделе состоится наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собст­венность, типы организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль государства.

 

ТЕМА 7 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
§ 1. КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
§ 2. МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ
§ 4. РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ

 Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия. Сначала рассмотрим конкуренцию.

 § 1. КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 Сущность и виды конкуренции

 Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл. 7.1, которая характеризует положение продавцов благ.

Таблица 7.1

Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

 

Конкуренция

 

Монополия

 

Число продавцов

 

Много

 

Один

 

Барьеры входа и выхода

 

 

 

 

 

из рынка

 

Нет

 

Есть (нет вхождения)

 

Участие товаровладельцев

 

 

 

 

 

в контроле над ценами

 

Нет

 

Полный контроль

 

 

Из материалов табл. 7.1 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть: 

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Как будет видно из § 3 данной темы, в XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

 

А. Индивидуальная конкуренция

Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной “игры”, ведущие соперников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio - упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, “обхитрить” равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи1.

'См.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия//Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 7.

 

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, “бросовым”) ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе “Яма”. Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.

 

Б. Национальная конкуренция

Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе.

Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается “война всех против всех”.

Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности “отбить” покупателей у своих соперников.

Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы “потеснить” других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт “сражения” проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая - купить вещи по меньшей цене.

Теперь стоит задуматься над вопросом: какая же армия выигрывает сражение?

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену.

Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного .воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая - так называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка. В-третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Поле конкурентного противоборства армий продавцов и покупателей, ход их сражения наглядно представлен на рис. 7.1,

Рис. 7.1. Кривые спроса и предложения (по цене)

 

где изображены пересекающиеся кривые спроса и предложения. Здесь рассматриваются обобщенные данные о ценах и количествах продуктов, пригодные для любых рыночных ситуаций (в отличие от рис. 6.4).

На рис. 7.1 отображены три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.

Первый уровень: нормальная цена. Это - равновесная цена, которая устанавливается, когда спрос и предложение уравновешиваются в точке Р.

Спрашивается: происходит ли в данном случае конкурентное сражение среди всех продавцов и покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет. Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают.

Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров (сектор П2- Р- С2 на рис 7.1).

Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в рядах продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междуусобном сражении? Очевидно, “выигрывает” тот продавец, который реализует продукты по ценам, более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная “цепная реакция”: расширяется продажа товаров по более низким ценам все возрастающим числом продавцов.

Стало быть, усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции, что приводит рыночную цену к равновесному уровню.

Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того является возникновение зоны дефицита товаров (сектор С1 - Р - П1 на рис. 7.1).       

Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более дорогой цене. И в этом случае возникает “цепная реакция”, но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов все возрастающим числом покупателей за более высокую цену.

Значит, обострение конкуренции среди покупателей влечет за собой повышение очень низких цен, устраняет товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыночную цену к уровню равновесной цены.

Сейчас можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкуренции.

Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет в конечном счете к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной “игры”.

Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому.  В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Думается, некоторые участники ожесточенных экономических битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако тут же возникают сомнения. Возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому это будет выгодно и кому не выгодно? Что же, эти сомнения мы попытаемся разрешить в следующем параграфе.

 

§ 2. МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И РОЛЬ НА РЫНКЕ

 

Сущность и виды рыночной монополии

 

Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.


В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

“забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

 

Правила поведения фирм-монополистов

 

Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену

Профессора Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи (США) так раскрывают механизм монополистического ценообразования: “монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения”1.

1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 193.

 

Когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут свое “ценопроизводство”.

Первое правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии

 

Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее рынка монополией (то есть в условиях конкуренции) цена равновесия (LL) образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (C1-C2) и кривая предложения (П12). При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Кр. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает уровень выпуска продукции до величины КМ. Это в конце концов позволяет установить монопольно высокую цены ЦМ.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цена на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить их поведение можно на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии

 

Допустим, что в отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесная цена (Цр) устанавливается на уровне точки равновесия (Р) при пересечении кривой спроса (C12) и кривой предложения (П12).  Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Кр. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Км, устанавливается монопольно низкая цена Цм,. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка реализуемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую “дань” посредством так называемых “ножниц цен”. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с ростом сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах “ножницы цен” стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

В нашей стране “ножницы цен” использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода “ножницы цен” не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода “дань” с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.

1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о чем будет рассказано в теме 12).

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах создаются соответствующие противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе “лидерство” фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные” или “обманные” способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Любопытно, что к числу “нечестной” конкуренции в США и Англии относят использование “шпаргалок” и списывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриенты разоблачают такие действия, за которыми следуют серьезные наказания.

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен (УК РФ, статья 178). К числу преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).

Из всего выше сказанного в данной теме можно сделать два обобщения.

Во-первых, в начальный период капиталистического развития (XVIII-XIX вв.) преимущественное развитие получила свободная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX - начале XX в. произошли широкая монополизация рынка и вытеснение свободной конкуренции.

Теперь разберемся в том, что еще не ясно: какие формы взаимодействия субъектов рынка появились во второй половине XX столетия в высокоразвитых странах? Какую новую роль играют конкуренция и монополия на современном рынке?

 

§ 3. НОВОЕ В РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI СТОЛЕТИЙ

 

Тенденции современного рынка

 

В XX в. особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершенной конкуренции.

Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит их множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий.

И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”1.

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М„ 1986. С. 400.

 

Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге “Теория монополистической конкуренции” (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Примечательно, что нынешние авторы экономике в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: “В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции”1.

1 Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. С. 190.

 

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.

Первая тенденция - к усилению монополизации рынка. Как уже было сказано в теме 3, научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные хозяйственные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т. п.). В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.

Вторая тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.

Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация.

На рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?

Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают:

“...правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-“долгожителей”1.

1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. С. 207.

 

Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Определенным ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 90-х годах наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гон-Конг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2-го на 10-е место, Германия - с 5-го на 14-е, Франция - с 15-го на 19-е. Россия устойчиво занимала 46-е место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (ф. synthesis- соединение, сочетание) конкуренции и монополии.

 

Формы синтеза конкуренции и монополии

 

Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл. 7.2.

Таблица 7.2

Формы сочетания конкуренции и монополии

 

Параметры состояния рынка

 

 

Монополистическая конкуренция

 

 

Олигополия

 

Число продавцов

 

Барьеры входа и выхода из рынка

 

Много

 

Нет

 

Мало

 

Обычно есть

 

Дифференциация продукта

 

Есть

 

Возможна

 

Участие фирм в контроле над ценами

 

Цена индивидуализированного продукта контролируется

 

Нелегальный контроль

 

 

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Поясняя коренную особенность монополистической конкуренции, Э. Чемберлин писал: “Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает”1.

1 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. С. 103-104.

 

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством “лидерства в ценах”, тайного “джентльменского соглашения”) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подытоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:

1. Сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции.

2. Острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами).

3. Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.

4. Монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии.

5. Государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.

 

 

§ 4. РОССИЯ: ПУТЬ К РАЗВИТОМУ РЫНКУ

 

Абсолютная монополия

 

В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз этиотношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г. ввести золотой стандарт. Однако во время гражданской войны 1918- 1921 гг. народное хозяйство подверглось упадку и разрухе, а рыночные связи были фактически свернуты.

Второй раз рынок возник весной 1921 г. Проводимая Советской властью новая экономическая политика создала для возрождения отечественного товарного производства и денежного обращения благоприятные условия:

мелкие собственники и капиталистические предприниматели получили определенную свободу хозяйственной деятельности (сами распоряжались значительной частью своей продукции, оставшейся после выплаты государству налога);

государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства;

сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением, который стал ареной для конкурентной проверки жизнеспособности всех хозяйственных укладов;

стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом и товарами, и разменную монету - серебряную и медную;

государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции.

За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться больших хозяйственных результатов. Например, по сравнению с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926г. достигла 96%, продукция сельского хозяйства - 188%.

Но с начала 30-х годов новая экономическая политика была прекращена. А рынок, как говорится, вырубили “до основания”:

было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

а) государство монополизировало продажу основной массы товаров;

б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

Государственный монополизм нередко отличается беспредельным произволом в установлении цен. Так, в конце 40-х и начале 50-х годов Советское государство ежегодно проводило снижение цен на продовольственные и другие товары для населения. Это осуществлялось за счет уменьшения цен, по которым государство приобретало сельскохозяйственные продукты в колхозах и совхозах, что, естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному уровню сельских тружеников.

Со второй половины 50-х и до 90-х годов государство систематически увеличивало размер денежной зарплаты главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. Повышались денежные доходы сельских жителей, поскольку возрастали государственные заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народного потребления оставались стабильными.

Вся система цен не учитывала действительные затраты на производство продукции. Скажем, очень низкими были цены на многие промышленные средства производства, они были значительно меньше уровня мировых цен. Планирование цен из единого экономического центра было неспособно своевременно и правильно учитывать изменение спроса на товары народного потребления. В итоге рыночное ценообразование, регулируемое законами спроса и предложения, было парализовано.

 

Проблема перехода к развитому рынку

 

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Об этом можно наглядно судить по табл. 7.3, где сопоставлены друг с другом важнейшие черты стартовых и финишных позиций.

 

Таблица 7.3

Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка

Абсолютная монополия

 

Развитый рынок

 

Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств

 

Централизованное установление строго фиксированных цен

 

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе

 

Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов

 

 

Продолжение табл. 7.3

Абсолютная монополия

 

Развитый рынок

 

Нормированное распределение продуктов

 

Монополия государства во внешней торговле

 

Монополия государства

 

Свободный выбор покупателями всех видов товаров

 

Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей

 

Конкуренция всех товаровладельцев

 

 

После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.

Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы:

Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к развитому рынку может продлиться от 2 до 5-7лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране.

За период 1992-1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу- полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. от­кровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на

Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивиду­альная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной конт­роль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо на­чинать с разработки множества правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику. Таким образом, мы закончили первый раздел курса - пропедевтику. Полученное знание эко­номических отношений и законов позволит нам приступить к более детальному рассмотрению микроэкономики.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 7, 8, 9.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М-, 1992. Т. 2. Гл. 25-28, 34.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М., 1986.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.

Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14.                             

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая эко­номика и международные отношения. 1989. № 12.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.

<< ТЕМА 6 РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ТЕМА 8 КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Экономическая теория" / Е.Ф. Борисов _ Оглавление