Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
Глава 8
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
8.1. Виды международных корпораций и их отличительные черты
Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим
элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений.
Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации
производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные
корпорации предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных
связей, своеобразными "локомотивами" мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся
международных экономических отношений, а с другой - сами представляют
мощный механизм воздействия на них.
Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные
корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.
К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. международных
компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних
предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более,
чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных
фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое
число международных компаний.
Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных
инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными
корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции
машиностроения.
По прогнозам западных экономистов
к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 400-500 транснациональных
корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного
продукта мира.
Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС
и Японии. Объем произведенной продукции 154 на их предприятиях ежегодно
превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый
десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.
Отличительные черты международной корпорации
Что представляют собой международные корпорации, какие компании из присутствующих
на международном рынке к ним относят? Основными признаками, характеризующими
деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот, превышающий
100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина
процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции.
К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская
фирма "Нестле" (98%). Международную корпорацию можно узнать
и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным
корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.
Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора)
имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре
фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон"
и "ИБМ".
Международный характер компании проявляется и в сфере собственности. Поскольку
собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение
во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны
для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.
Каковы причины возникновения международной корпорации?
Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК)
является интернационализация производства и капитала на основе развития
производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии
хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных
отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные.
Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии
международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую
эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей.
Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют
концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате
становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется
возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.
Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций
играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает
им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических
и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно
назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы"
и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегодня такими
международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг",
"Дэу", "LG электроникс". Имеется специальная программа
поддержки отечественных международных корпораций в Китае ("цзитуань
гунсы"). В соответствии с целями этой программы китайские корпорации
заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века.
Разновидности международных корпораций
В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений
международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные
корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так,
известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет
именно эти четыре типа международных компаний:
мал. 7
Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.
1. Транснациональные корпорации (ТНК) - это национальные монополии с зарубежными
активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит
за пределы одного государства.
Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство
современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских
компаний, этот термин вошел в их название.
Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность,
осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов
и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы
производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок,
услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный
комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей
страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть
смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны
базирования.
2. Многонациональные корпорации (МНК) - это, собственно, международные
корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной
и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно
приводится англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", существующий
с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40.
Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе
швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся
в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных
предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская
компания "Юнилевер", "Филипс" и др.
С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных
корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала;
2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование
администрации иностранных филиалов-кадрами, знающими местные условия.
Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими
двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход
одной формы в другую.
Эволюция международных корпораций
Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации
претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных
корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые
транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный
период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений.
На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на
мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее
число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало
300.
С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую
линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:
1) обеспечение своего производства иностранным сырьем;
2) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;
3) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже,
чем в стране базирования;
4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую
деятельность.
С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия
по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации
международных экономических связей, появление на политической арене многих
освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие
факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству,
так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они
приобрели особую значимость и роль в международной экономике.
Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд
этапов.
На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало
влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать
зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта.
На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.
Па втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность
приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за
рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими
сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения
в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается
с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной
деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение
в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.
На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний
рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками.
Именно на этом этапе компания становится действительно международной со
всеми вышеперечисленными признаками.
Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации
бизнеса во всех странах, начиная с США.
Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или
межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций,
явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения
труда, бурного развития научно-технического прогресса.
Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные
корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства,
повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый
уровень глобальных корпораций.
Глобальные корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные,
научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации
концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная
доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого,
контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации
тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная,
информационная и банковские отрасли.
Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация
хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется
и третий аспект интернационализации - интернационализация управления.
А именно участие в управлении ответственных администраторов - подданных
различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным
корпорациям.
Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания
комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:
- рассматривать с общепланетарных позиций рынок и конкуренцию;
- хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной
борьбы;
- осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном
масштабе;
- направлять значительную часть своих прибылей на НИОКР и оперировать
в высокотехнологичных отраслях;
- координировать свою деятельность с помощью гибких информационных, производственных,
финансовых технологий;
- интегрировать свои предприятия и производственные филиалы в единую международную
сеть управления и интегрироваться в сети соглашений с другими транснациональными
корпорациями.
Исключительно важную роль в механизме функционирования современных ТНК
играют банковские и финансовые институты. Процессы интернационализации
и глобализации мировой экономики, острая конкурентная борьба в финансовой
сфере, способствовали формированию и развертыванию деятельности транснациональных
банков (ТНБ).
Характер ТНБ определяется, во-первых, тем, что это крупнейшие банки, играющие
доминирующую роль на своих национальных рынках. Во-вторых, в их деятельности
высока доля международных операций, зависимость от внешнего рынка, как
в отношений мобилизуемых, так и используемых средств; в-третьих, осуществление
ими международных операций происходит через развитую сеть тесно связанных
друг с другом заграничных отделений; в-четвертых, ТНБ - это гигантские
системы финансового капитала, способные оказывать многообразные услуги
клиенту; в-пятых, между ТНБ существует тесная взаимозависимость, переплетение
их капиталов и интересов.
В 90-е годы волна слияний и поглощений в финансовой сфере резко активизировалась.
Одним из примеров подобных объединений можно назвать появление в апреле
1996 г. крупнейшей в мире финансовой корпорации "Токио Мицубиси банк".
Эта
корпорация возникла в результате слияния двух банковских институтов "Банка
Токио" и "Банка Мицубиси". Общие активы банка составляют
около 653 млрд. долл. У "Токио-Мицубиси" 366 отделений в Японии
и 83 отделения за границей. Вслед за появлением японского банка-гиганта
в США и Швейцарии также возникли новые банковские корпорации. Лидером
в результате ряда поглощений зарубежных финансовых институтов (французских,
американских) стал германский "Дойче банк". Стратегической целью
этого финансового гиганта было объявлено превращение его в глобальный
многоотраслевой "финансовый супермаркет". Крупнейшие мировые
банки по размеру активов следующие:
мал. 8
Слияния, объединения, поглощения, разного рода совместное предпринимательство
характерны и для производственных международных корпораций.
Глобальные транснациональные корпорации все более рельефно обнаруживают
тенденцию к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые
и финансовые компании.
Причинами этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и
силовым путем, является обострение конкурентной борьбы на мировых рынках,
стремление укрепить позиции компании путем диверсификации производства.
К примеру, компания БАСФ (ФРГ) и "Дюпон" (США) создали совместное
предприятие по производству нейлона. Совместное предприятие будет выпускать
нейлоновое сырье в объемах, составляющих 8% мирового производства.
В свою очередь, серьезные финансовые проблемы, неэффективное управление
ТНК может стать причиной слияния с преуспевающим партнером.
Так, пятая по мощи автомобильная корпорация Японии "Мазда" с
1996 года стала фактически филиалом американского "Форда". Контрольный
пакет акций "Мазды" был приобретен ее давним (с 1979 г.) американским
партнером. Характерно, что за сделкой по увеличению акционерного пакета
"Форда" стоял японский банк "Сумитомо", который не
только поддерживает "Мазду", но и имеет колоссальное влияние
на "Форд".
Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения
единой торговой политики, путем деления рынка сбыта и установления согласованных
цен на свою продукцию. Помимо экономических альянсов крупных и крупнейших
ТНК между собой, международные корпорации активно работают с малым и средним
бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные
компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно
адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимодействуют
с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР).
Малые предприятия осуществляют не просто дилерские функции, а часто включаются
в выполнение промежуточных стадий процесса производства, опробируют "рисковые
проекты", после чего к ним приступают крупные компании.
Многие слияния происходят между фирмами и транснациональными корпорациями,
предоставляющими последним консультационные, транспортные услуги, связь.
Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах
экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно
между фирмами, базирующимися в развитых странах.
Все эти процессы являются формами стратегии ТНК по освоению международных
рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать
в многофункциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые,
технологические, управленческие и другие возможности.
|